Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.
при участии от индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича Мартюченко Д.В. по доверенности от 02.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2013 года по делу N А44-4150/2013 (судья Максимова Л.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Максимов Олег Игоревич (ОГРНИП 304532130600070; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным содержащегося в приказе от 27.05.2013 N 1312 отказа Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее - Департамент) в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимавтеля путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 21.10.2013 к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Великого Новгорода в лице Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов.
Предприниматель в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что по причине несоблюдения со стороны Департамента сроков рассмотрения заявления Предпринимателя нарушено его право на предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. При определении данного срока ссылаются на аналогию закона и судебную практику.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что довод Предпринимателя о нарушении его права на предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что ею, как органом местного самоуправления были выполнены все действия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, акт выбора земельного участка не подготовлен в связи с внесением изменений в постановление Администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах".
До начала судебного заседания от Департамента и Администрации поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Заслушав объяснения представителя Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
В адрес Департамента (ранее - Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области) 12.12.2012 поступило заявление Предпринимателя о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. В качестве предполагаемого места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения Предприниматель указал земельный участок 3200 кв. м, расположенный в квартале 237 г. Великий Новгород (в кадастровом квартале 53:23:7023702) в территориальной зоне АТ.1 (листы дела 45 - 46).
Департамент (Комитет) письмом от 21.12.2012 направил копию заявления Предпринимателя и схемы земельного участка в Администрацию для подготовки акта выбора земельного участка, сбора информации о разрешенном использовании земельного участка, информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка (лист дела 49).
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 22.01.2013 N 353 сообщила Департаменту, что документы по заявлению Предпринимателя переданы в комиссию по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации (лист дела 50). Департамент (Комитет) письмом от 31.01.2013 уведомил об этом Предпринимателя (лист дела 51).
Постановлением Администрации от 16.04.2013 N 1754 (лист дела 107) утверждена схема расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород на кадастровой карте квартала 53:23:7023702 (лист дела 107); к 19.02.2013 был проведен сбор и выдача технических заключений (акт сбора 3 873, лист дела 109); в газете "Новгород" от 01.05.2013 Администрация проинформировала о возможном (предстоящем) предоставлении Предпринимателю земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород для размещения информационного центра (лист дела 110).
Однако акт выбора земельного участка Администрация в Департамент не направила, а решение Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, утверждающее названный акт о выборе земельного участка, принято не было в связи с вступлением в действие постановления Администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 в редакции от 15.04.2013, согласно которой в список случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах, включено строительство информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения. Администрация письмом от 24.05.2013 N 3775 (листы дела 124 - 125) сообщила Департаменту о приостановлении работ по заявлению Предпринимателя.
Приказом от 27.05.2013 N 1312 Департамент отказал Предпринимателю в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения (лист дела 126).
Не согласившись с указанным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным содержащегося в приказе от 27.05.2013 N 1312 отказа Департамента в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра необходимо установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного отказа закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ, определяющей порядок выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
По завершении из перечисленных этапов уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 ЗК РФ.
Положениями пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Данный перечень установилен Администрацией Новгородской области в постановлении от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах" (далее - Постановление N 467).
Согласно подпункту 1.7 пункта 1 Постановления N 467 (в редакции постановления Администрации Новгородской области от 15.04.2013 N 179, вступившей в силу с 06.05.2013) земельные участки для строительства выставочных залов и центров, информационных и компьютерных центров, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения предоставляются исключительно на торгах.
Постановление N 467 является действующим, в судебном порядке не оспорено. После принятия и опубликования Постановления N 467 установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом при рассмотрении заявления Предпринимателя, в том числе, и те ограничения, которые стали действовать в редакции Постановления N 467 от 15.04.2013.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает правомерным довод суда первой инстанции о том, что Департамент не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения.
В силу статьи 31 ЗК РФ принятию Департаментом решения о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства предшествуют действия Администрации по выбору земельного участка, определению условий его использования, а также информированию населения городских и сельских поселений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Как указано выше, из материалов дела следует, что постановлением от 16.04.2013 N 1754 (лист дела 107) Администрация утвердила схему расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород на кадастровой карте квартала 53:23:7023702 (лист дела 107); к 19.02.2013 проведен сбор и выдача технических заключений (акт сбора 3 873, лист дела 109); путем размещения соответствующей публикации в газете "Новгород" от 01.05.2013 проинформировано население о возможном (предстоящем) предоставлении Предпринимателю земельного участка для размещения информационного центра (лист дела 110).
Таким образом судом первой инстанции при оценке законности отказа Департамента правомерно отклонен довод Предпринимателя о нарушении Администрацией и Департаментом сроков при проведении вышеуказанных действий, установленных Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории", утвержденным постановлением Администрации от 02.04.2013 N 1230, и письмом Департамента от 21.12.2012 (лист дела 49), так как в рамках настоящего дела действия Администрации по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не являются предметом обжалования, при этом Департамент по отношению к Администрации не наделен ни надзорными, ни контрольными функциями.
Пунктом 2.4 Административного регламента для Департамента действительно определен не являющийся прескательным четырехмесячный срок для принятия решения о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства (лист дела 88).
Вместе с тем на дату истечения данного срока для принятия решения по заявлению Предпринимателя Департамент не располагал актом о выборе земельного участка для строительства информационного центра, таким образом, основания для принятия решения о предварительном согласовании, равно как и об отказе в предварительном согласовании, у Департамента отсутствовали.
В материалах дела имеются доказательства того, что Департамент 14.05.2013 направил в Администрацию письмо от 14.05.2013, в котором повторно просил ее в возможно короткий срок обеспечить представление необходимых документов по заявлению Предпринимателя (лист дела 123).
Поскольку акт о выборе земельного участка для строительства информационного центра в адрес Департамента от Администрации не поступил, а Администрация письмом от 24.05.2013 N 3775 (листы дела 124 - 125) сообщила Департаменту о приостановлении работ по заявлению Предпринимателя ввиду вступления в силу редакции Постановления N 467 от 15.04.2013, учитывая, что данное Постановление в действующей с 06.05.2013 редакции в пункте 1.7 определило возможность предоставления для строительства выставочных залов и центров, информационных и компьютерных центров, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключительно на торгах, Департамент правомерно приказом от 27.05.2013 N 1312 отказал Предпринимателю в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. Данная позиция соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вытекающей из определения от 26.12.2012 N ВАС-16721 (по делу N А44-1055/2012).
Соответственно, требования Предпринимателя о признании незаконным отказа, выраженного в приказе Департамента от 27.05.2013 N 1312, удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно указал, что Предприниматель не лишен возможности принять участие в торгах в отношении названного участка на равных с другими претендентами основаниях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2013 года по делу N А44-4150/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Максимова Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N А44-4150/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N А44-4150/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В.
при участии от индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича Мартюченко Д.В. по доверенности от 02.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Максимова Олега Игоревича на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2013 года по делу N А44-4150/2013 (судья Максимова Л.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Максимов Олег Игоревич (ОГРНИП 304532130600070; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным содержащегося в приказе от 27.05.2013 N 1312 отказа Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее - Департамент) в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимавтеля путем осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 21.10.2013 к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Великого Новгорода в лице Комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов.
Предприниматель в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что по причине несоблюдения со стороны Департамента сроков рассмотрения заявления Предпринимателя нарушено его право на предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. При определении данного срока ссылаются на аналогию закона и судебную практику.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Указывает, что довод Предпринимателя о нарушении его права на предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что ею, как органом местного самоуправления были выполнены все действия, предусмотренные статьей 31 ЗК РФ, акт выбора земельного участка не подготовлен в связи с внесением изменений в постановление Администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах".
До начала судебного заседания от Департамента и Администрации поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей.
Заслушав объяснения представителя Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
В адрес Департамента (ранее - Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области) 12.12.2012 поступило заявление Предпринимателя о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства - научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. В качестве предполагаемого места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения Предприниматель указал земельный участок 3200 кв. м, расположенный в квартале 237 г. Великий Новгород (в кадастровом квартале 53:23:7023702) в территориальной зоне АТ.1 (листы дела 45 - 46).
Департамент (Комитет) письмом от 21.12.2012 направил копию заявления Предпринимателя и схемы земельного участка в Администрацию для подготовки акта выбора земельного участка, сбора информации о разрешенном использовании земельного участка, информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка (лист дела 49).
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 22.01.2013 N 353 сообщила Департаменту, что документы по заявлению Предпринимателя переданы в комиссию по сбору и выдаче технических условий, предварительных согласований и заключений при Администрации (лист дела 50). Департамент (Комитет) письмом от 31.01.2013 уведомил об этом Предпринимателя (лист дела 51).
Постановлением Администрации от 16.04.2013 N 1754 (лист дела 107) утверждена схема расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород на кадастровой карте квартала 53:23:7023702 (лист дела 107); к 19.02.2013 был проведен сбор и выдача технических заключений (акт сбора 3 873, лист дела 109); в газете "Новгород" от 01.05.2013 Администрация проинформировала о возможном (предстоящем) предоставлении Предпринимателю земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород для размещения информационного центра (лист дела 110).
Однако акт выбора земельного участка Администрация в Департамент не направила, а решение Департамента о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, утверждающее названный акт о выборе земельного участка, принято не было в связи с вступлением в действие постановления Администрации Новгородской области от 22.09.2011 N 467 в редакции от 15.04.2013, согласно которой в список случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах, включено строительство информационного центра, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения. Администрация письмом от 24.05.2013 N 3775 (листы дела 124 - 125) сообщила Департаменту о приостановлении работ по заявлению Предпринимателя.
Приказом от 27.05.2013 N 1312 Департамент отказал Предпринимателю в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения (лист дела 126).
Не согласившись с указанным отказом, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным содержащегося в приказе от 27.05.2013 N 1312 отказа Департамента в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра необходимо установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного отказа закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ, определяющей порядок выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 ЗК РФ, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов необходимо предварительное согласование мест размещения объектов строительства.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
По завершении из перечисленных этапов уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленном статьей 32 ЗК РФ.
Положениями пункта 1.1 статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, невозможно без проведения торгов.
Данный перечень установилен Администрацией Новгородской области в постановлении от 22.09.2011 N 467 "Об установлении перечня случаев, когда предоставление земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах" (далее - Постановление N 467).
Согласно подпункту 1.7 пункта 1 Постановления N 467 (в редакции постановления Администрации Новгородской области от 15.04.2013 N 179, вступившей в силу с 06.05.2013) земельные участки для строительства выставочных залов и центров, информационных и компьютерных центров, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения предоставляются исключительно на торгах.
Постановление N 467 является действующим, в судебном порядке не оспорено. После принятия и опубликования Постановления N 467 установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом при рассмотрении заявления Предпринимателя, в том числе, и те ограничения, которые стали действовать в редакции Постановления N 467 от 15.04.2013.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает правомерным довод суда первой инстанции о том, что Департамент не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения.
В силу статьи 31 ЗК РФ принятию Департаментом решения о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта для строительства предшествуют действия Администрации по выбору земельного участка, определению условий его использования, а также информированию населения городских и сельских поселений о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Как указано выше, из материалов дела следует, что постановлением от 16.04.2013 N 1754 (лист дела 107) Администрация утвердила схему расположения земельного участка площадью 2749 кв. м в квартале 237 г. Великий Новгород на кадастровой карте квартала 53:23:7023702 (лист дела 107); к 19.02.2013 проведен сбор и выдача технических заключений (акт сбора 3 873, лист дела 109); путем размещения соответствующей публикации в газете "Новгород" от 01.05.2013 проинформировано население о возможном (предстоящем) предоставлении Предпринимателю земельного участка для размещения информационного центра (лист дела 110).
Таким образом судом первой инстанции при оценке законности отказа Департамента правомерно отклонен довод Предпринимателя о нарушении Администрацией и Департаментом сроков при проведении вышеуказанных действий, установленных Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории", утвержденным постановлением Администрации от 02.04.2013 N 1230, и письмом Департамента от 21.12.2012 (лист дела 49), так как в рамках настоящего дела действия Администрации по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не являются предметом обжалования, при этом Департамент по отношению к Администрации не наделен ни надзорными, ни контрольными функциями.
Пунктом 2.4 Административного регламента для Департамента действительно определен не являющийся прескательным четырехмесячный срок для принятия решения о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта строительства (лист дела 88).
Вместе с тем на дату истечения данного срока для принятия решения по заявлению Предпринимателя Департамент не располагал актом о выборе земельного участка для строительства информационного центра, таким образом, основания для принятия решения о предварительном согласовании, равно как и об отказе в предварительном согласовании, у Департамента отсутствовали.
В материалах дела имеются доказательства того, что Департамент 14.05.2013 направил в Администрацию письмо от 14.05.2013, в котором повторно просил ее в возможно короткий срок обеспечить представление необходимых документов по заявлению Предпринимателя (лист дела 123).
Поскольку акт о выборе земельного участка для строительства информационного центра в адрес Департамента от Администрации не поступил, а Администрация письмом от 24.05.2013 N 3775 (листы дела 124 - 125) сообщила Департаменту о приостановлении работ по заявлению Предпринимателя ввиду вступления в силу редакции Постановления N 467 от 15.04.2013, учитывая, что данное Постановление в действующей с 06.05.2013 редакции в пункте 1.7 определило возможность предоставления для строительства выставочных залов и центров, информационных и компьютерных центров, залов встреч и собраний, клубов многоцелевого и специального назначения земельных участков, находящихся в собственности Новгородской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключительно на торгах, Департамент правомерно приказом от 27.05.2013 N 1312 отказал Предпринимателю в предоставлении с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в квартале 237 г. Великий Новгород, для строительства научно-информационного центра с залами встреч и собраний многоцелевого назначения. Данная позиция соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вытекающей из определения от 26.12.2012 N ВАС-16721 (по делу N А44-1055/2012).
Соответственно, требования Предпринимателя о признании незаконным отказа, выраженного в приказе Департамента от 27.05.2013 N 1312, удовлетворению не подлежат.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно указал, что Предприниматель не лишен возможности принять участие в торгах в отношении названного участка на равных с другими претендентами основаниях.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 ноября 2013 года по делу N А44-4150/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Максимова Олега Игоревича - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)