Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.04.2014 N 33-2025/2014

Требование: О признании незаконными действий по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, обязании исключить данные сведения из кадастра и внести иные.

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. N 33-2025/2014


Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Шадриной Е.В.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя <ФИО1> - <ФИО2> на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2014 года о признании незаконными действий <ФИО3> по Ленинградской области, Филиала ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра", обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя заявителя - <ФИО2> судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

<ФИО1> обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с иском, в котором просит: признать незаконными действия Управления Росреестра по Ленинградской области, Филиала ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости в размере <...> руб., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 317,1 руб./кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категория земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
признать незаконными действия Управления Росреестра по Ленинградской области, Филиала ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области по установлению в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости новых земельных участков в размере <...>., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 750,83 руб./кв. м в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь земельных участков <...> кв. м, расположенных по адресу: <адрес>
обязать Управление Росреестра по Ленинградской области, Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в размере <...> удельного показателя кадастровой стоимости в размере 317,1 руб./кв. м в отношении земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 202002 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
обязать Управление Росреестра по Ленинградской области, Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости новых земельных участков в размере <...> и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 750,83 руб./кв. м в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <...> категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь земельных участков 202002 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области, Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь земельного участка <...> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, рассчитанной на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Всеволожскому муниципальному району в размере 6,03 руб. за кв. м, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года N 355;
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области, Филиал ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости новых земельных участков с кадастровыми номерами <...>, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь земельных участков 202002 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, рассчитанной на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по Всеволожскому муниципальному району в размере 6,03 руб. за кв. м, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от <...> N 355.
В обоснование заявленных требований истец указал, что являлся собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь <...>. м расположенного по адресу: <адрес>. Истец полагает, что в соответствии с постановлением <адрес> от 29.12.2007 года N 355 значение удельного показателя кадастровой стоимости данного участка составляет 7,12 руб./кв. м, кадастровая стоимость равна <...>. исходя из площади - <...> кв. м и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения во Всеволожском муниципальном районе по 1 группе (сельскохозяйственные угодья) - 6,03 руб./кв. м.
Постановлением администрации МО "Рахьинское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25.02.2011 года изменен вид разрешенного использования земельного участка N на - "для дачного строительства".
В соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономики, развития и торговли РФ от 12.08.2006 года N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, соответствующей виду разрешенного использования (6,03 руб./кв. м) на площадь земельного участка, что, по мнению истца, составляет <...>
Тогда как в соответствии с п. 1 ст. 390 и п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ истцу было направлено налоговое уведомление, в котором кадастровая стоимость земельного участка N в 2010 году составила 1438254 руб., в 2011 году - <...>, в 2012 году - <...> руб., при этом значение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка составляет 317,1 руб./кв. м
10.08.2011 года в результате продажи доли участка N истцу стало принадлежать 162002/202002 доли в праве общей долевой собственности.
На основании решения о разделе земельного участка от 02.07.2012 года, земельный участок N был разделен на 137 участков, из которых истцу принадлежит 110 земельных участков с вышеперечисленными кадастровыми номерами.
Истец считает, что в соответствии с п. 2.1.17 Методических рекомендаций N 222 кадастровая стоимость земельных участков, образованных путем разделения существующего, должна быть равной кадастровой стоимости преобразованного земельного участка, однако из налогового уведомления следовало, что кадастровая стоимость 137 земельных участков рассчитана исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 750,83 руб./кв. м и составляет 151889161,66 руб.
Из ответа на обращение к ответчикам, следовало, что удельный показатель кадастровой стоимости для земельных участков сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства" рассчитан в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 года N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области", которым для Всеволожского района утвержден средний показатель кадастровой стоимости в размере 750,83 руб./кв. м и Методических указаний N 222. Такой расчет истец считает неверным, полагает, что при расчете кадастровой стоимости подлежал применению п. 2.1.17, а не п. 2.1.2 Методических рекомендаций N 222.
В суде первой инстанции представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по <адрес> не явился.
Представитель Филиала ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Ленинградской области представил отзыв на заявление. В отзыве указывается, что земельный участок с кадастровым номером N уже не существует как объект недвижимости, соответственно, орган кадастрового учета не может внести сведения о несуществующем объекте недвижимости. Кадастровая стоимость земельных участков определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь участка. Земельный участок с кадастровым номером N, из которого были образованы земельные участки с кадастровыми номерами N по N относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Определение кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, осуществляется на основе результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" для Всеволожского района Ленинградской области средний удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений составляет 750,83 руб./кв. м. Постановление Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" применяется к землям сельскохозяйственного назначения, предназначенным для сельскохозяйственного производства. Земельные участки с кадастровыми номерами N по N с видом разрешенного использования - для дачного строительства предназначенным не для производства сельскохозяйственной продукции в производственных целях, а для дачного строительства. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N по N рассчитана путем умножения площади на удельный показатель кадастровой стоимости для Всеволожского района, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355, в размере - 750,83 руб./кв. м.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2014 года <ФИО1> в удовлетворении заявления отказано.
На постановленное судом решение представителем заявителя подана апелляционная жалоба, в которой решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе указывается, что заявитель обжаловал действия по внесению в ГКН завышенной кадастровой стоимости за 2012 год, а вид разрешенного использования был изменен 25.02.2011 года постановлением муниципального образования "Рахьинское городское поселение" Всеволожского муниципального района от 25.02.2011 года N 79. При этом обращается внимание на то, что заявитель не обжалует действия государственных органов в отношении земельного участка в период разрешенного его использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Податель жалобы не соглашается с выводом суда о том, что в связи с непредставлением кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 202002 кв. м невозможно установить кадастровую стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка подтверждается имеющимся в деле налоговым уведомлением, где кадастровая стоимость данного земельного участка в 2010 году составила <...>, в 2011 году - <...>, в 2012 году - <...>
Также полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку в постановлении Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" помимо групп, описанных в решении суда и отзыве Филиала, есть еще одна графа, в которой указан удельный показатель стоимости земель сельскохозяйственного назначения Всеволожского муниципального района "в целом (без разделения на группы)". В связи с этим полагает, что законодатель утвердил удельный показатель стоимости земель сельскохозяйственного назначения, не включенных в отдельные группы.
Заявитель также не соглашается с выводом суда о том, что пункт 2.1.2 "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" является специальной нормой для расчета кадастровой стоимости земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для дачного строительства. Тогда как п. 2.1.17, на который ссылается истец, является общей нормой, для которой специальная норма является приоритетной. Данный довод заявитель мотивирует тем, что земельный участок с кадастровым номером 47:07:0915007:3, равно как и образованные, в результате его раздела новые земельные участки никогда не входил в состав какого-либо объединения граждан. Пункт 2.1.2 Методических рекомендаций устанавливает порядок исчисления кадастровой стоимости в случае образования нового или включения в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке именно в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан. Соответственно данный пункт Методических рекомендаций не может применяться к земельным участкам, находящимся вне границ таких объединений граждан.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители от ответчиков не явились. О времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец являлся сособственником земельного участка с кадастровым номером N, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь земельных участков <...> кв. м 02.05.2006 года зарегистрировано право <ФИО1> в общей долевой собственности, доля в праве 162002/202002. Взамен свидетельства серии 78-АА N 828518 от 02.05.2006 выдано повторное свидетельство серии 47-АБ N 284782, от 19.05.2011.
На основании решения о разделе земельного участка от 02.07.2012 года земельный участок с кадастровым номером N был разделен на 137 участков, из которых на 110 земельных участков 31.08.2012 года зарегистрировано право собственности истца (кадастровые номера <...>).
В кадастровых паспортах земельных участков, образованных путем раздела, указан удельный показатель кадастровой стоимости 750,83 руб./кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером N снят с кадастрового учета. Согласно архивным сведениям государственного кадастра недвижимости, данный земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - дачное строительство. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере <...>. с удельным показателем кадастровой стоимости 317,10 руб. были внесены в государственный кадастр недвижимости 20.05.2010 года в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2005 N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области", утратившим силу с 01.01.2011 в связи с изданием постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383.
Исходя из существа заявленных требований, истец просит внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями постановления Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области", исходил из того, что земельные участки истца не относятся ни к одной из перечисленных в названном постановлении групп земель сельскохозяйственного назначения.
Суд также указал, что на земельный участок категории земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для дачного строительства не могут распространяться льготные удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1, 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 года N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.2 данных Методических указаний установлено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель на площадь земельного участка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Росреестра от 22.01.2014 года N 15-исх/00606-НФ/14 "О порядке определения кадастровой стоимости земельных участков" о применении пунктов 2.1.2 и 2.3.1 названных Методических указаний для земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, пунктом 2.1.2 Методических указаний установлен особый порядок определения кадастровой стоимости. Особый порядок определения кадастровой стоимости для земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, Методическими указаниями не установлен.
В этой связи определение кадастровой стоимости земельных участков садового, огородного, дачного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2.3.1 Методических указаний.
В случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка (п. 2.3.1 Методических указаний).
Поскольку земельные участки истца относятся к виду разрешенного использования - для дачного строительства, то для них должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости земель, соответственно, предусмотренный для дачного объединения, независимо от того обстоятельства, что участки не входят в дачное объединение.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.12.2010 N 383 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на территории Ленинградской области" удельный показатель кадастровой стоимости земель Всеволожского муниципального района для дачных объединений утвержден в размере 753,11 руб./кв. м.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области согласно приложению 1. В примечании к приложению 1 названного Постановления предусмотрен перечень групп земель сельскохозяйственного назначения: I группа - сельскохозяйственные угодья; II группа - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.; III группа - земли под замкнутыми водоемами; IV группа - земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных лесополос), болотами, нарушенные земли; V группа - земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования.
Таким образом, земельные участки истца не относятся ни к одной из перечисленных групп земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, к ним для целей налогообложения не может применяться удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в размере 6,03 руб./кв. м, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года N 355.
Учитывая изложенное, кадастровая стоимость земельных участков истца применена с учетом вышеприведенных требований законодательства.
При указанных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, кроме того, основаны на ином толковании законодательства.
Решение суда постановлено в соответствии с обстоятельствами дела, установленными на основании представленных по делу доказательств, и нормами материального и процессуального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <ФИО10> <ФИО1> - <ФИО2> - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)