Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации города Иркутска - Васильевой Марии Игоревны (доверенность от 31.12.2013), общества с ограниченной ответственностью "Русс-Мяспром" (доверенность от 17.11.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-14526/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русс-Мяспром" (ОГРН: 1033801431399; место нахождения: город Иркутск; далее также - общество, ООО "Русс-Мяспром") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее также - администрация) с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным распоряжения от 13.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации от 26.02.2010 N 944-02-000034/10", о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженного в письме комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, и обязании Правительства Иркутской области устранить нарушение прав ООО "Русс-Мяспром" путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, для целей не связанных со строительством в установленном законом порядке.
Определением суда первой инстанции от 12 ноября 2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дело N А19-14729/2013 и дело N А19-14526/2013 по заявлению ООО "Русс-Мяспром" к администрации. Делу присвоен N А19-14526/2013.
Определением суда первой инстанции от 24 декабря 2013 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено Правительство Иркутской области (ОГРН: 1073808005534; место нахождения: город Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года, заявленные обществом требования удовлетворены.
Распоряжение администрации от 13.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10" признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также признан незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, кадастровый номер 38:36:000005:20350 для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженный в письме от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
На Правительство Иркутской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Русс-Мяспром" и предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350 в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Русс-Мяспром" в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов не применены нормы материального права, подлежащие применению, в частности, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не установлены имеющие существенное значение для правильного разрешения дела фактические обстоятельства, выводы судов основаны на неправильном применении ими норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней, в том числе, отмечает, что Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятая постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30, подлежит применению в рассматриваемом споре, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Правительство Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05742; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (http://kad.arbitr.ru) 24.06.2014), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 15.01.2010 ООО "Русс-Мяспром" обратилось с заявлением в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка на праве аренды для благоустройства территории площадью 2 249,77 кв. м, находящегося по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, сроком на 5 лет.
26.02.2010 заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска вынесено распоряжение N 944-02-000034/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного вдоль объездной дороги в Ново-Ленино в Ленинском районе г. Иркутска".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 38:36:000005:20350.
15.07.2013 исполняющим обязанности заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска вынесено распоряжение N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10".
Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом от 19.08.2013 N 945-70-4163/13 проинформировал общество об отсутствии возможности в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350 в связи с тем, что земельный участок находится в границах красных линий, в границах территории общего пользования. Также в указанном письме указано на отмену распоряжения от 26.02.2010 N 944-02-000034/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного вдоль объездной дороги в Ново-Ленино в Ленинском районе г. Иркутска".
Общество, полагая, что распоряжение от 15.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10", а также отказ администрации в предоставлении ООО "Русс-Мяспром" земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженный в письме комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названных распоряжения и отказа незаконными, обязании Правительства Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжение и отказ не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 названного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указан перечень земельных участков, изъятых из оборота, которые не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе подать соответствующее заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" (в редакции, действовавшей в спорный период - на момент издания распоряжений от 26.02.2010, 13.07.2013 и письма от 19.08.2013), полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск".
Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (далее также - Порядок) был определен в Приложении N 3 к решению Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории города Иркутска" (утратил силу с 12.11.2013 в связи с принятием решения Думы города Иркутска от 01.11.2013 N 005-20-500871/3).
Согласно пункту 1 указанного Порядка земельные участки, части земельных участков, расположенные на территории города Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности города Иркутска, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством, за исключением предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, гаражным потребительским кооперативам земельных участков, предназначенных для обеспечения в пределах территории гаражного потребительского кооператива потребностей членов гаражного потребительского кооператива в проходе, проезде, электроснабжении, теплоснабжении, охране и иных потребностей (дороги, общие ограждения, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное (далее - для целей, не связанных со строительством).
Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю (пункт 3.1 Порядка).
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4 Порядка).
Согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется в течение месячного срока, предусмотренного пунктом 4.4 Порядка.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что администрацией не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для принятия оспариваемого ненормативного акта, а также доказательств несоответствия закону ранее принятого распоряжения.
Верно судами указано на то обстоятельство, что обществом последовательно соблюдены все процедуры, земельный участок поставлен на кадастровый учет, пройдены все согласования с компетентными органами, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
При таких обстоятельствах выводы судов о несоответствии распоряжения администрации от 15.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации от 26.02.2010 N 944-02-000034/10" требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и наличии правовых оснований для удовлетворения требований общества о признании указанного распоряжения незаконным, являются обоснованными.
Оценивая выводы судов о несоответствии отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка требованиям законодательства, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю явился факт нахождения земельного участка в границах красных линий, в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из положения части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Части 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Судами установлено, что согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, красные линии в отношении участка не установлены. Иных доказательств подтверждающих установление красных линий в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка администрацией не представлено.
Администрацией не представлены выкопировка из генерального плана города Иркутска; документы кадастрового учета земельного участка, который занят магистральной улицей; топосъемка земельного участка; схема размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схема организации транспорта и улично-дорожной сети; схема размещения инженерных сетей и сооружений; схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На основе исследования представленных доказательств судами сделаны выводы об отсутствии на земельном участке объектов общего пользования (трубопроводов, дорог, тротуаров и т.п.).
Таким образом, наличие оснований для признания отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка судами не установлено.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка судами обоснованно признан незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-14526/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А19-14526/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А19-14526/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: администрации города Иркутска - Васильевой Марии Игоревны (доверенность от 31.12.2013), общества с ограниченной ответственностью "Русс-Мяспром" (доверенность от 17.11.2011),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-14526/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русс-Мяспром" (ОГРН: 1033801431399; место нахождения: город Иркутск; далее также - общество, ООО "Русс-Мяспром") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610; место нахождения: город Иркутск; далее также - администрация) с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным распоряжения от 13.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации от 26.02.2010 N 944-02-000034/10", о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженного в письме комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, и обязании Правительства Иркутской области устранить нарушение прав ООО "Русс-Мяспром" путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, для целей не связанных со строительством в установленном законом порядке.
Определением суда первой инстанции от 12 ноября 2013 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дело N А19-14729/2013 и дело N А19-14526/2013 по заявлению ООО "Русс-Мяспром" к администрации. Делу присвоен N А19-14526/2013.
Определением суда первой инстанции от 24 декабря 2013 года в качестве соответчика по настоящему делу привлечено Правительство Иркутской области (ОГРН: 1073808005534; место нахождения: город Иркутск).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года, заявленные обществом требования удовлетворены.
Распоряжение администрации от 13.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10" признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также признан незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, кадастровый номер 38:36:000005:20350 для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженный в письме от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
На Правительство Иркутской области возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления ООО "Русс-Мяспром" и предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350 в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Русс-Мяспром" в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов не применены нормы материального права, подлежащие применению, в частности, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не установлены имеющие существенное значение для правильного разрешения дела фактические обстоятельства, выводы судов основаны на неправильном применении ими норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней, в том числе, отмечает, что Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятая постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30, подлежит применению в рассматриваемом споре, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества подтвердил правовую позицию, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Правительство Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 05742; информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (http://kad.arbitr.ru) 24.06.2014), однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 15.01.2010 ООО "Русс-Мяспром" обратилось с заявлением в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка на праве аренды для благоустройства территории площадью 2 249,77 кв. м, находящегося по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино, сроком на 5 лет.
26.02.2010 заместителем мэра - председателем комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска вынесено распоряжение N 944-02-000034/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного вдоль объездной дороги в Ново-Ленино в Ленинском районе г. Иркутска".
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 38:36:000005:20350.
15.07.2013 исполняющим обязанности заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска вынесено распоряжение N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10".
Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом от 19.08.2013 N 945-70-4163/13 проинформировал общество об отсутствии возможности в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350 в связи с тем, что земельный участок находится в границах красных линий, в границах территории общего пользования. Также в указанном письме указано на отмену распоряжения от 26.02.2010 N 944-02-000034/10 "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного вдоль объездной дороги в Ново-Ленино в Ленинском районе г. Иркутска".
Общество, полагая, что распоряжение от 15.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2010 N 944-02-000034/10", а также отказ администрации в предоставлении ООО "Русс-Мяспром" земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район г. Иркутска, вдоль объездной дороги в Ново-Ленино для целей, не связанных со строительством, в аренду сроком на 5 лет, выраженный в письме комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 19.08.2013 N 945-70-4163/13, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названных распоряжения и отказа незаконными, обязании Правительства Иркутской области устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые распоряжение и отказ не соответствуют нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 названного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указан перечень земельных участков, изъятых из оборота, которые не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления в силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации в области земельных отношений относятся: резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу пункта 2 которой лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе подать соответствующее заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии со статьей 5 Закона Иркутской области от 21.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" (в редакции, действовавшей в спорный период - на момент издания распоряжений от 26.02.2010, 13.07.2013 и письма от 19.08.2013), полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск".
Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (далее также - Порядок) был определен в Приложении N 3 к решению Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 "Об утверждении порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков на территории города Иркутска" (утратил силу с 12.11.2013 в связи с принятием решения Думы города Иркутска от 01.11.2013 N 005-20-500871/3).
Согласно пункту 1 указанного Порядка земельные участки, части земельных участков, расположенные на территории города Иркутска, находящиеся в муниципальной собственности города Иркутска, предоставляются физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, для организации открытых автостоянок, благоустройства и иных целей, не связанных со строительством, за исключением предоставления гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, гаражным потребительским кооперативам земельных участков, предназначенных для обеспечения в пределах территории гаражного потребительского кооператива потребностей членов гаражного потребительского кооператива в проходе, проезде, электроснабжении, теплоснабжении, охране и иных потребностей (дороги, общие ограждения, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное (далее - для целей, не связанных со строительством).
Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учетом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю (пункт 3.1 Порядка).
В месячный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска обеспечивает подготовку и согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении его для цели, не связанной со строительством (пункт 3.1.4 Порядка).
Согласование проекта постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется в течение месячного срока, предусмотренного пунктом 4.4 Порядка.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что администрацией не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для принятия оспариваемого ненормативного акта, а также доказательств несоответствия закону ранее принятого распоряжения.
Верно судами указано на то обстоятельство, что обществом последовательно соблюдены все процедуры, земельный участок поставлен на кадастровый учет, пройдены все согласования с компетентными органами, необходимые для принятия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
При таких обстоятельствах выводы судов о несоответствии распоряжения администрации от 15.07.2013 N 944-02-000382/13 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации от 26.02.2010 N 944-02-000034/10" требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и наличии правовых оснований для удовлетворения требований общества о признании указанного распоряжения незаконным, являются обоснованными.
Оценивая выводы судов о несоответствии отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка требованиям законодательства, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка заявителю явился факт нахождения земельного участка в границах красных линий, в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из положения части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Части 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), данная Инструкция обязательна для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке.
Из пункта 3.3 Инструкции следует, что красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.
Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Судами установлено, что согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 38:36:000005:20350, красные линии в отношении участка не установлены. Иных доказательств подтверждающих установление красных линий в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка администрацией не представлено.
Администрацией не представлены выкопировка из генерального плана города Иркутска; документы кадастрового учета земельного участка, который занят магистральной улицей; топосъемка земельного участка; схема размещения проектируемой территории в структуре поселения (М 1:10000 - М 1:5000); план современного использования территории (опорный план); план красных линий (основной чертеж); разбивочный чертеж красных линий; схема организации транспорта и улично-дорожной сети; схема размещения инженерных сетей и сооружений; схема вертикальной планировки и инженерной подготовки территории.
На основе исследования представленных доказательств судами сделаны выводы об отсутствии на земельном участке объектов общего пользования (трубопроводов, дорог, тротуаров и т.п.).
Таким образом, наличие оснований для признания отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка судами не установлено.
Следовательно, отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка судами обоснованно признан незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2014 года по делу N А19-14526/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)