Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Аистовой М.С. по доверенности от 01.08.2014 N 5/14;
- от заинтересованного лица: Алембаева И.А. по доверенности от 12.01.2015 N 07-125/31; Мануйловой О.П. по доверенности от 12.01.2015 N 07-125/34;
- от третьего лица: 1) Мануйловой О.П. по доверенности от 12.01.2015 N 28/15; Краснобаева Е.И. по доверенности от 12.01.2015 N 30\\15; 2) Вакула А.К. по доверенности от 12.01.2015; 3) Народенко В.В. по доверенности от 12.01.2015 N 89/0з; 4) Клекоцюк А.В. по доверенности от 12.01.2015 N 01-10-4521/14-0-0;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30705/2014) ООО "ВиК-строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 по делу N А56-51145/2014 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ВиК-строй"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1) Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 2) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", 3) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", 4) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение
установил:
ООО "ВиК-строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившееся в непринятии в период с 15.07.2014 по настоящее время решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) общей площадью 29 735 кв. м и участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) площадью 14 361 кв. м для строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей) путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве, обязании принять решение о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) общей площадью 29 735 кв. м, участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) площадью 14 361 кв. м для строительства многоэтажного гаража (паркинг легковых и грузовых автомобилей) по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N Н-18184/14 от 22.05.2014, утвержденным экспертным заключением N 31-2-0436/2014 от 14.07.2014 путем издания соответствующего постановления о предоставлении указанных земельных участков для строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям" (далее - ГАПИ), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - СПб ГБУ "Управление инвестициями") Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Решением суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ВиК-строй" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "ВиК-строй", поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга N 335-66 Правительство Санкт-Петербурга вправе отменять и приостанавливать действие правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В рассматриваемом случае, Правительство, при разрешении вопроса о предоставлении обществу земельных участков для строительства, допустило бездействие, поскольку какой-либо правовой акт об отмене, приостановлении или изменении распоряжений Комитета по строительству N 244 и N 245 от 24.08.2011 об утверждении актов выбора участков для строительства не принимало, а распоряжение Комитета по строительству от 12.08.2014 N 202 "О признании утратившими силу распоряжений Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244, от 24.08.2011 N 245" принятое в порядке самоконтроля, незаконно и не содержит в себе правовых оснований для отмены ранее принятых распоряжений.
В судебном заседании представители Правительства Санкт-Петербурга и третьих лиц с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложили в отзывах.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.1010 N 843 ООО "ВиК-строй" были предоставлены земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) (далее - участок 1) и земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) (далее - участок 2) для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).
Распоряжениями Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244 и N 245 были утверждены акты о выборе участка 1 и участка 2 для строительства. Участок 1 площадью 29735 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 22.02.2013, участок 2 площадью 14361 кв. м - 11.01.2013.
28.11.2013 ООО "ВиК-строй" обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении участка 1 и участка 2 для строительства, приложив документы, предусмотренные ст. 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление общества рассмотрено 27.02.2014 на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования. По результатам совещания, рассмотрение вышеуказанного заявления было отложено, обществу предложено подготовить новый отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на испрашиваемые земельные участки.
15.07.2014 общество представило в Комитет по строительству Санкт-Петербурга отчеты об оценке комплекса прав на участок 1 и участок 2.
12.08.2014 Комитетом по строительству Санкт-Петербурга издано распоряжение N 202 "О признании утратившими силу распоряжений Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244, от 24.08.2011 N 245" (далее - распоряжение N 202 от 12.08.2014).
Поскольку по результатам представленных обществом документов Правительством Санкт-Петербурга так и не было принято решение о предоставлении обществу участка 1 и участка 2 для строительства, чем нарушены его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов,
- с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3)государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление должно содержать назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Выбор земельного участка производится на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается в силу ст. 32 Земельного кодекса РФ. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет (абз. 1 п. 8. ст. 31)
Таким образом, исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, вступившие в отношения с лицом, заинтересованным в предоставлении ему участка под строительство, обязаны проверить соблюдение процедуры выбора земельного участка - согласования экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, и принять один из вариантов решений, указанных в п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в согласовании.
В рассматриваемом случае в отношении испрашиваемых ООО "ВиК-строй" земельных участков Комитетом по строительству были утверждены акты выбора и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, произведен государственный кадастровый учет. Срок действия актов выбора участка 1 и участка 2 истекал 24.08.2014.
Между тем, 12.08.2014 распоряжением Комитета по строительству N 202 изданные ранее распоряжения от 24.08.2011 N 244 и N 245, которыми были утверждены акты выбора участка 1 и участка 2 для строительства, признаны утратившими силу. Доказательства того, что распоряжение Комитета по строительству от 12.08.2014 признано в установленном законом порядке недействительным, в материалы дела не представлены.
Таким образом, до истечения срока действия актов выбора, соответствующие акты предварительного согласования места размещения объектов, были отменены органом, к полномочиям которого в соответствии с пунктом 3.28-7 Положения о Комитете по строительству, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 650, относится решение вопросов о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что действие акта о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении спорных участков прекращено в связи с признанием его утратившим силу органом, его принявшим. Комитет по строительству, признавая утратившими силу утвержденные ранее акты о выборе испрашиваемых земельных участков, реализовал свою компетенцию в рамках контроля за законностью изданных правовых актов.
При оценке вопроса о незаконности бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении указанных земельных участков для строительства, суд первой инстанции также обоснованно учел следующее обстоятельство, что согласно кадастровому паспорту земельного участка 1 от 22.02.2013 N 78/201/13-26995, кадастровому паспорту земельного участка 2 от 11.01.2013 N 78/201/13-204 на территориях указанных земельных участков находятся водоохранные зоны водного объекта реки Красненькой (площадь 3202 кв. м и 9086 кв. м соответственно).
В соответствии с пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянкам на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно письмам Комитета по развитию транспортной инфраструктуры от 02.04.2014 и от 29.07.2014 транспортная доступность спорных участков осуществляется по необустроенным транспортным проездам по пр. Маршала Казакова, то есть данные объекты фактически не связаны с существующей дорожно-транспортной сетью.
В настоящее время, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге" с 01.06.2013 по 01.06.2018 движение грузовых транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 8 тонн, по пр. Маршала Казакова и по ул. Доблести, прекращено.
При этом, адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 N 654-102), а также Целевой программой "Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года" (утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 1063), мероприятия по строительству продолжения улицы Доблести и ул. Морской пехоты не предусмотрены.
Таким образом, исходя из существующего состояния транспортной инфраструктуры, местоположения участков, доступ к ним с использованием объектов дорожно-транспортной инфраструктуры не обеспечен и фактически будет осуществляться с использованием водоохранной зоны. Следовательно, установленные Водным кодексом РФ ограничения делают невозможным использование земельных участков 1 и 2 в соответствии с испрашиваемым обществом целевым назначением (строительства многоэтажного гаража - паркинга легковых и грузовых автомобилей).
С учетом вышеизложенного, в связи с отменой Комитетом по строительству ранее принятых решений об утверждении актов выбора земельных участков, принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении земельных участков согласно п. 3 ч. 5 ст. 30, ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ будет противоречить установленному названным Кодексом порядку в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2015 года по делу N А56-51145/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВиК-строй" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 13АП-30705/2014 ПО ДЕЛУ N А56-51145/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N А56-51145/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Аистовой М.С. по доверенности от 01.08.2014 N 5/14;
- от заинтересованного лица: Алембаева И.А. по доверенности от 12.01.2015 N 07-125/31; Мануйловой О.П. по доверенности от 12.01.2015 N 07-125/34;
- от третьего лица: 1) Мануйловой О.П. по доверенности от 12.01.2015 N 28/15; Краснобаева Е.И. по доверенности от 12.01.2015 N 30\\15; 2) Вакула А.К. по доверенности от 12.01.2015; 3) Народенко В.В. по доверенности от 12.01.2015 N 89/0з; 4) Клекоцюк А.В. по доверенности от 12.01.2015 N 01-10-4521/14-0-0;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30705/2014) ООО "ВиК-строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 по делу N А56-51145/2014 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "ВиК-строй"
к Правительству Санкт-Петербурга
3-е лицо: 1) Комитет по строительству Санкт-Петербурга, 2) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", 3) Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", 4) Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение
установил:
ООО "ВиК-строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившееся в непринятии в период с 15.07.2014 по настоящее время решения о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) общей площадью 29 735 кв. м и участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) площадью 14 361 кв. м для строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей) путем издания соответствующего постановления о проектировании и строительстве, обязании принять решение о предоставлении земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) общей площадью 29 735 кв. м, участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) площадью 14 361 кв. м для строительства многоэтажного гаража (паркинг легковых и грузовых автомобилей) по их рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом об оценке N Н-18184/14 от 22.05.2014, утвержденным экспертным заключением N 31-2-0436/2014 от 14.07.2014 путем издания соответствующего постановления о предоставлении указанных земельных участков для строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям" (далее - ГАПИ), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" (далее - СПб ГБУ "Управление инвестициями") Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.
Решением суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ВиК-строй" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО "ВиК-строй", поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга N 335-66 Правительство Санкт-Петербурга вправе отменять и приостанавливать действие правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В рассматриваемом случае, Правительство, при разрешении вопроса о предоставлении обществу земельных участков для строительства, допустило бездействие, поскольку какой-либо правовой акт об отмене, приостановлении или изменении распоряжений Комитета по строительству N 244 и N 245 от 24.08.2011 об утверждении актов выбора участков для строительства не принимало, а распоряжение Комитета по строительству от 12.08.2014 N 202 "О признании утратившими силу распоряжений Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244, от 24.08.2011 N 245" принятое в порядке самоконтроля, незаконно и не содержит в себе правовых оснований для отмены ранее принятых распоряжений.
В судебном заседании представители Правительства Санкт-Петербурга и третьих лиц с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свою позицию изложили в отзывах.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.1010 N 843 ООО "ВиК-строй" были предоставлены земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 1 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) (далее - участок 1) и земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, участок 2 (юго-западнее дома N 22, литера Щ Угольной гавани Элеваторной площадки) (далее - участок 2) для проведения изыскательских работ в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).
Распоряжениями Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244 и N 245 были утверждены акты о выборе участка 1 и участка 2 для строительства. Участок 1 площадью 29735 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 22.02.2013, участок 2 площадью 14361 кв. м - 11.01.2013.
28.11.2013 ООО "ВиК-строй" обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении участка 1 и участка 2 для строительства, приложив документы, предусмотренные ст. 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление общества рассмотрено 27.02.2014 на совещании у вице-губернатора Санкт-Петербурга по вопросу подготовки и принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования. По результатам совещания, рассмотрение вышеуказанного заявления было отложено, обществу предложено подготовить новый отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на испрашиваемые земельные участки.
15.07.2014 общество представило в Комитет по строительству Санкт-Петербурга отчеты об оценке комплекса прав на участок 1 и участок 2.
12.08.2014 Комитетом по строительству Санкт-Петербурга издано распоряжение N 202 "О признании утратившими силу распоряжений Комитета по строительству от 24.08.2011 N 244, от 24.08.2011 N 245" (далее - распоряжение N 202 от 12.08.2014).
Поскольку по результатам представленных обществом документов Правительством Санкт-Петербурга так и не было принято решение о предоставлении обществу участка 1 и участка 2 для строительства, чем нарушены его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов,
- с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3)государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление должно содержать назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Выбор земельного участка производится на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство, которое принимается в силу ст. 32 Земельного кодекса РФ. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет (абз. 1 п. 8. ст. 31)
Таким образом, исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, вступившие в отношения с лицом, заинтересованным в предоставлении ему участка под строительство, обязаны проверить соблюдение процедуры выбора земельного участка - согласования экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, и принять один из вариантов решений, указанных в п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в согласовании.
В рассматриваемом случае в отношении испрашиваемых ООО "ВиК-строй" земельных участков Комитетом по строительству были утверждены акты выбора и принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, произведен государственный кадастровый учет. Срок действия актов выбора участка 1 и участка 2 истекал 24.08.2014.
Между тем, 12.08.2014 распоряжением Комитета по строительству N 202 изданные ранее распоряжения от 24.08.2011 N 244 и N 245, которыми были утверждены акты выбора участка 1 и участка 2 для строительства, признаны утратившими силу. Доказательства того, что распоряжение Комитета по строительству от 12.08.2014 признано в установленном законом порядке недействительным, в материалы дела не представлены.
Таким образом, до истечения срока действия актов выбора, соответствующие акты предварительного согласования места размещения объектов, были отменены органом, к полномочиям которого в соответствии с пунктом 3.28-7 Положения о Комитете по строительству, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 N 650, относится решение вопросов о предварительном согласовании места размещения объекта.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что действие акта о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении спорных участков прекращено в связи с признанием его утратившим силу органом, его принявшим. Комитет по строительству, признавая утратившими силу утвержденные ранее акты о выборе испрашиваемых земельных участков, реализовал свою компетенцию в рамках контроля за законностью изданных правовых актов.
При оценке вопроса о незаконности бездействия Правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении указанных земельных участков для строительства, суд первой инстанции также обоснованно учел следующее обстоятельство, что согласно кадастровому паспорту земельного участка 1 от 22.02.2013 N 78/201/13-26995, кадастровому паспорту земельного участка 2 от 11.01.2013 N 78/201/13-204 на территориях указанных земельных участков находятся водоохранные зоны водного объекта реки Красненькой (площадь 3202 кв. м и 9086 кв. м соответственно).
В соответствии с пп. 4 п. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянкам на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Согласно письмам Комитета по развитию транспортной инфраструктуры от 02.04.2014 и от 29.07.2014 транспортная доступность спорных участков осуществляется по необустроенным транспортным проездам по пр. Маршала Казакова, то есть данные объекты фактически не связаны с существующей дорожно-транспортной сетью.
В настоящее время, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 272 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге" с 01.06.2013 по 01.06.2018 движение грузовых транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 8 тонн, по пр. Маршала Казакова и по ул. Доблести, прекращено.
При этом, адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 N 654-102), а также Целевой программой "Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года" (утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 1063), мероприятия по строительству продолжения улицы Доблести и ул. Морской пехоты не предусмотрены.
Таким образом, исходя из существующего состояния транспортной инфраструктуры, местоположения участков, доступ к ним с использованием объектов дорожно-транспортной инфраструктуры не обеспечен и фактически будет осуществляться с использованием водоохранной зоны. Следовательно, установленные Водным кодексом РФ ограничения делают невозможным использование земельных участков 1 и 2 в соответствии с испрашиваемым обществом целевым назначением (строительства многоэтажного гаража - паркинга легковых и грузовых автомобилей).
С учетом вышеизложенного, в связи с отменой Комитетом по строительству ранее принятых решений об утверждении актов выбора земельных участков, принятие Правительством Санкт-Петербурга решения о предоставлении земельных участков согласно п. 3 ч. 5 ст. 30, ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ будет противоречить установленному названным Кодексом порядку в связи с отсутствием для этого правовых оснований.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку всем обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2015 года по делу N А56-51145/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВиК-строй" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)