Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: В нарушение положений закона комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе и признала победителем третье лицо, аукционные заявки которого не соответствуют требованиям к проведению аукциона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Ховалыг Ш.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Болат-оол А.В., Куулар Л.Д.
при секретаре О.С-С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционное представление прокурора на решение Кызылского городского суда от 09 июля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Мэрии **, Муниципальному казенному учреждению "**", П. о признании незаконным бездействия Мэрии города Кызыла в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа Кызыл Республики Тыва" и возложении обязанности устранить нарушение закона, признании незаконными торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, признании ничтожными договоров аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки,
установила:
Прокурор города Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Мэрии города Кызыла, Муниципальному казенному учреждению "**", П.. В обоснование иска указал, что постановлением первого заместителя мэра г. Кызыла К. от 27.01.2012 г. Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла поручено проведение торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды: земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва, предназначенного под комплексное освоение в целях жилищного строительства, земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, между мкр. N и до ГУП "**", предназначенного под комплексное освоение в целях жилищного строительства. Оба вышеназванных земельных участков находятся в собственности городского округа "**". Извещение о проведении торгов на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом N ** от ДД.ММ.ГГГГ по лоту N и лоту N аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в торгах 3 заявителей: П., ООО "**", а также Д. По результатам аукциона победителем по лоту N и лоту N признана П. В нарушение норм Земельного кодекса РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в п. 5.3 указано, сроки приема заявок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или на 5 календарных дней ранее установленного законом срока. Опубликованная информация или извещение о проведении аукциона в печатном издании Департамента (в газете) отсутствует. В нарушение законом установленные требований комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе и признала победителем П., аукционные заявки которой не соответствуют требованиям п. п. 5.1 п. 5 извещения о проведении аукциона, а именно отсутствуют документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка. Кроме того, отсутствуют аукционные заявки участников ООО "**" и Д. Заявки победителя не оформлены должным образом, а именно без указания предметов аукциона с отдельными номерами лотов N и N, т.е. заполнены для участия во всех лотах, что ставит под сомнение законность приема заявок. Также аукцион проведен ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение его процедуру, т.е. 1 мая является праздничным нерабочим днем в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ между Арендодателем (Муниципальным казенным учреждением "**) и Арендатором (П.) были заключены договоры N ** и N **. Предметом договоров является аренда земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем, процедура перевода вышеуказанных земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства не была проведена в полном объеме, а именно в нарушение норм законодательства сведения об изменении вида назначения земельных участков Мэрией города Кызыла не были внесены в Генеральный план г. Кызыла. Поэтому договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ за N ** и N ** не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем являются ничтожными. Просил признать бездействие Мэрии г. Кызыла в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа "**" незаконным, обязать ее внести изменения в Генеральный план городского округа "**" о переводе указанных земельных участков из категории земель из числа промышленных на категорию земель населенных пунктов, предназначенных под комплексное освоение в целях жилищного строительства, признать незаконными торги в форме открытого аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков, признать ничтожными договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N ** и N **, применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи П. земельных участков Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла.
Решением суда в удовлетворении искового заявления было отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор внес апелляционное представление в Верховный Суд Республики Тыва, в котором просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что решение суда является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В нарушение требований ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в п. 5.3 указаны сроки приема заявок с ДД.ММ.ГГГГ по 25.04.2012, что на 5 календарных дней раньше установленного законом срока. Опубликованной в печатном издании информации или извещения о проведении аукциона не имеется. В нарушение требований аукциона комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе на право аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ** и признала победителем участника по лотам N и N П., аукционные заявки которой не соответствуют требованиям пп. 5.1 п. 5 извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а именно отсутствуют документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка. Судом не дана юридическая оценка требованиям о признании бездействия Мэрии ** в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа "**", о внесении изменений в Генеральный план, об обязании перевода земельных участков из числа промышленных в категорию земель населенных пунктов, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, о ничтожности заключенных договоров. Судом дана лишь оценка законности проведения аукциона и правомерности внесения изменений в генеральный план. В судебное заседание третьи лица (субарендаторы земельных участков) должным образом не были извещены, копии уточненных исковых заявлений им не направлялись. П. обязательные условия договоров не были исполнены, предоставленные в аренду земельные участки не были освоены согласно их целевому предназначению. Фактически произошла раздача (продажа) гражданам земельных участков, минуя установленные земельным законодательством процедуры.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении искового заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении торгов ответчиками не были допущены грубые и существенные нарушения, которые могли бы повлиять на результаты торгов.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна, они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как установлено в судебном заседании, постановлением мэра ** от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства" ** предписано провести торги в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что земельный участок по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва имеет кадастровый номер **, общая площадь ** кв. м, разрешенное использование - под комплексное освоение в целях жилищного строительства, принадлежит городскому округу "**" на праве собственности.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N **, земельный участок по адресу: **, между мкр. N и до ГУП "**" имеет кадастровый номер **, общая площадь ** кв. м, разрешенное использование - под комплексное освоение в целях жилищного строительства, принадлежит городскому округу "**" на праве собственности.
Извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов опубликовано 29 марта 2012 года.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N ** по лоту N и лоту N аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в торгах трех заявителей: П., ООО "**" в лице директора А., а также Д.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ N **, победителем аукциона по обоим лотам признана П.
11 мая 2012 года между МКУ "**" и П. заключены договоры N ** и N ** аренды данных земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, по актам приема-передачи земельные участки переданы П.
Постановлением Мэрии ** от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены проекты планировки микрорайонов на указанных земельных участках.
Распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва N ** от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва с "под строительство объектов инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства" на разрешенное использование (назначение) "под комплексное освоение в целях жилищного строительства".
Статьей 38.1 Земельного кодекса РФ определен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
В статье 38.2 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Согласно ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования.
На момент организации и проведения в 2012 году вышеуказанного аукциона
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 г. N 767 (ред. от 03.08.2011 г.) был определен официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, а именно - www.torgi.gov.ru.
Как следует из смысла положений ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании лишь до определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что поскольку в данном случае такой сайт уполномоченным органом ранее был определен, на нем извещение о проведении аукциона было размещено, то у Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла законом предусмотренной обязанности опубликовывать такое извещение в периодическом печатном издании не было.
Суд установил, что аукцион проведен 01 мая 2012 года, извещение о проведении аукциона на сайте было размещено 29 марта 2012 года, т.е. не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что доводы прокурора о нарушении требований ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ несостоятельны.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Все эти сведения МКУ ** указаны в извещении о проведении торгов, разделе 5 "Порядок оформления участия в аукционе" извещения о проведении аукциона, подтверждается представленными суду документами, соответственно, вышеуказанная норма закона соблюдена.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции правильно указал в своем решении, что прокурор был обязан доказать неправомерность допуска к участию в аукционе и признания победителем ответчика П., ненадлежащее оформление заявок участников аукциона, а также факт непроведения 01 мая 2012 года аукциона. Однако прокурором таких доказательств не представлено.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования; муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст. 35 Устава городского округа "**", правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) генеральные планы городских округов входят в число документов территориального планирования муниципальных образований, состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ст. 23 ГрК РФ, генеральный план должен содержать: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях, планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
С учетом изложенного и положений ст. 24 ГрК РФ генеральный план муниципального образования содержит сведения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.
В частности, на это указывает и ч. 15 вышеназванной статьи, согласно которой правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Таким образом, суд правильно указал в своем решении, что генеральный план муниципального образования подлежит официальному опубликованию.
Как установлено судом, в общегородской газете "Кызыл неделя" N (21) за 20- ДД.ММ.ГГГГ без самого Генерального плана было опубликовано решение Хурала представителей ** от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана городского округа "**".
Фактически Генеральный план городского округа "**" опубликован не был, доказательств обратного сторонами в суд не представлено.
Таким образом, поскольку Генеральный план городского округа "**" не был опубликован, суд обоснованно пришел к выводу, что он не влечет каких-либо юридических последствий, так как, в силу закона, не может применяться в данном случае.
Доводы представления о том, что о судебном заседании третьи лица (субарендаторы земельных участков) должным образом не были извещены, опровергаются материалами дела, в котором имеются извещения о дате судебного заседания.
Доводы представления о том, что П. обязательные условия договоров не были исполнены, предоставленные в аренду земельные участки не были освоены согласно их целевому предназначению, не свидетельствуют о недействительности заключенных договоров аренды земельных участков. Данные доводы могут быть проверены только в рамках спора об исполнении принятых на себя обязательств по договору.
Прокурором не было представлено необходимых доказательств, подтверждающих, что в ходе проведения торгов ответчиками допущены грубые и существенные нарушения, которые могли бы повлиять на результаты торгов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в порядке ст. 449 ГК РФ.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Апелляционное представление не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 09 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ОТ 23.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1267/2014
Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушение закона, признании незаконными торгов, признании ничтожными договоров аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: В нарушение положений закона комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе и признала победителем третье лицо, аукционные заявки которого не соответствуют требованиям к проведению аукциона.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 октября 2014 г. по делу N 33-1267/2014
Судья Ховалыг Ш.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.
судей Болат-оол А.В., Куулар Л.Д.
при секретаре О.С-С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Канзая А.А. апелляционное представление прокурора на решение Кызылского городского суда от 09 июля 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Мэрии **, Муниципальному казенному учреждению "**", П. о признании незаконным бездействия Мэрии города Кызыла в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа Кызыл Республики Тыва" и возложении обязанности устранить нарушение закона, признании незаконными торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, признании ничтожными договоров аренды земельных участков, применении последствий недействительности сделки,
установила:
Прокурор города Кызыла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к Мэрии города Кызыла, Муниципальному казенному учреждению "**", П.. В обоснование иска указал, что постановлением первого заместителя мэра г. Кызыла К. от 27.01.2012 г. Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла поручено проведение торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды: земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва, предназначенного под комплексное освоение в целях жилищного строительства, земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, между мкр. N и до ГУП "**", предназначенного под комплексное освоение в целях жилищного строительства. Оба вышеназванных земельных участков находятся в собственности городского округа "**". Извещение о проведении торгов на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Протоколом N ** от ДД.ММ.ГГГГ по лоту N и лоту N аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в торгах 3 заявителей: П., ООО "**", а также Д. По результатам аукциона победителем по лоту N и лоту N признана П. В нарушение норм Земельного кодекса РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в п. 5.3 указано, сроки приема заявок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ или на 5 календарных дней ранее установленного законом срока. Опубликованная информация или извещение о проведении аукциона в печатном издании Департамента (в газете) отсутствует. В нарушение законом установленные требований комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе и признала победителем П., аукционные заявки которой не соответствуют требованиям п. п. 5.1 п. 5 извещения о проведении аукциона, а именно отсутствуют документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка. Кроме того, отсутствуют аукционные заявки участников ООО "**" и Д. Заявки победителя не оформлены должным образом, а именно без указания предметов аукциона с отдельными номерами лотов N и N, т.е. заполнены для участия во всех лотах, что ставит под сомнение законность приема заявок. Также аукцион проведен ДД.ММ.ГГГГ, что ставит под сомнение его процедуру, т.е. 1 мая является праздничным нерабочим днем в Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ между Арендодателем (Муниципальным казенным учреждением "**) и Арендатором (П.) были заключены договоры N ** и N **. Предметом договоров является аренда земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем, процедура перевода вышеуказанных земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства не была проведена в полном объеме, а именно в нарушение норм законодательства сведения об изменении вида назначения земельных участков Мэрией города Кызыла не были внесены в Генеральный план г. Кызыла. Поэтому договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ за N ** и N ** не соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем являются ничтожными. Просил признать бездействие Мэрии г. Кызыла в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа "**" незаконным, обязать ее внести изменения в Генеральный план городского округа "**" о переводе указанных земельных участков из категории земель из числа промышленных на категорию земель населенных пунктов, предназначенных под комплексное освоение в целях жилищного строительства, признать незаконными торги в форме открытого аукциона на право заключение договоров аренды земельных участков, признать ничтожными договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N ** и N **, применить последствия недействительности ничтожной сделки путем передачи П. земельных участков Департаменту земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла.
Решением суда в удовлетворении искового заявления было отказано.
Не согласившись с решением суда, прокурор внес апелляционное представление в Верховный Суд Республики Тыва, в котором просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указал, что решение суда является незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В нарушение требований ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства в п. 5.3 указаны сроки приема заявок с ДД.ММ.ГГГГ по 25.04.2012, что на 5 календарных дней раньше установленного законом срока. Опубликованной в печатном издании информации или извещения о проведении аукциона не имеется. В нарушение требований аукциона комиссия неправомерно допустила к участию в открытом аукционе на право аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N ** и признала победителем участника по лотам N и N П., аукционные заявки которой не соответствуют требованиям пп. 5.1 п. 5 извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а именно отсутствуют документы, содержащие предложения по планировке, межеванию и застройке территории в соответствии с нормативами градостроительного проектирования в границах земельного участка. Судом не дана юридическая оценка требованиям о признании бездействия Мэрии ** в части невнесения изменений в Генеральный план городского округа "**", о внесении изменений в Генеральный план, об обязании перевода земельных участков из числа промышленных в категорию земель населенных пунктов, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, о ничтожности заключенных договоров. Судом дана лишь оценка законности проведения аукциона и правомерности внесения изменений в генеральный план. В судебное заседание третьи лица (субарендаторы земельных участков) должным образом не были извещены, копии уточненных исковых заявлений им не направлялись. П. обязательные условия договоров не были исполнены, предоставленные в аренду земельные участки не были освоены согласно их целевому предназначению. Фактически произошла раздача (продажа) гражданам земельных участков, минуя установленные земельным законодательством процедуры.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении искового заявления прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что при проведении торгов ответчиками не были допущены грубые и существенные нарушения, которые могли бы повлиять на результаты торгов.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласна, они основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Как установлено в судебном заседании, постановлением мэра ** от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства" ** предписано провести торги в форме открытого аукциона на право заключения договоров аренды вышеуказанных земельных участков.
Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что земельный участок по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва имеет кадастровый номер **, общая площадь ** кв. м, разрешенное использование - под комплексное освоение в целях жилищного строительства, принадлежит городскому округу "**" на праве собственности.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N **, земельный участок по адресу: **, между мкр. N и до ГУП "**" имеет кадастровый номер **, общая площадь ** кв. м, разрешенное использование - под комплексное освоение в целях жилищного строительства, принадлежит городскому округу "**" на праве собственности.
Извещение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов опубликовано 29 марта 2012 года.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N ** по лоту N и лоту N аукционной комиссией принято решение о допуске к участию в торгах трех заявителей: П., ООО "**" в лице директора А., а также Д.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ N **, победителем аукциона по обоим лотам признана П.
11 мая 2012 года между МКУ "**" и П. заключены договоры N ** и N ** аренды данных земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, по актам приема-передачи земельные участки переданы П.
Постановлением Мэрии ** от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены проекты планировки микрорайонов на указанных земельных участках.
Распоряжением министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва N ** от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N ** общей площадью ** кв. м, расположенного по адресу: **, с восточной стороны строящегося здания Верховного Суда Республики Тыва с "под строительство объектов инженерной инфраструктуры и объектов благоустройства" на разрешенное использование (назначение) "под комплексное освоение в целях жилищного строительства".
Статьей 38.1 Земельного кодекса РФ определен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.
В статье 38.2 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Согласно ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования.
На момент организации и проведения в 2012 году вышеуказанного аукциона
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 г. N 767 (ред. от 03.08.2011 г.) был определен официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, а именно - www.torgi.gov.ru.
Как следует из смысла положений ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании лишь до определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов.
Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что поскольку в данном случае такой сайт уполномоченным органом ранее был определен, на нем извещение о проведении аукциона было размещено, то у Департамента земельных и имущественных отношений Мэрии города Кызыла законом предусмотренной обязанности опубликовывать такое извещение в периодическом печатном издании не было.
Суд установил, что аукцион проведен 01 мая 2012 года, извещение о проведении аукциона на сайте было размещено 29 марта 2012 года, т.е. не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
При указанных выше обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что доводы прокурора о нарушении требований ч. 9 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ несостоятельны.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Все эти сведения МКУ ** указаны в извещении о проведении торгов, разделе 5 "Порядок оформления участия в аукционе" извещения о проведении аукциона, подтверждается представленными суду документами, соответственно, вышеуказанная норма закона соблюдена.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции правильно указал в своем решении, что прокурор был обязан доказать неправомерность допуска к участию в аукционе и признания победителем ответчика П., ненадлежащее оформление заявок участников аукциона, а также факт непроведения 01 мая 2012 года аукциона. Однако прокурором таких доказательств не представлено.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Как следует из ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования; муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст. 35 Устава городского округа "**", правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в средствах информации, определенных городским Хуралом.
В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) генеральные планы городских округов входят в число документов территориального планирования муниципальных образований, состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ст. 23 ГрК РФ, генеральный план должен содержать: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях, планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
С учетом изложенного и положений ст. 24 ГрК РФ генеральный план муниципального образования содержит сведения, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.
В частности, на это указывает и ч. 15 вышеназванной статьи, согласно которой правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Таким образом, суд правильно указал в своем решении, что генеральный план муниципального образования подлежит официальному опубликованию.
Как установлено судом, в общегородской газете "Кызыл неделя" N (21) за 20- ДД.ММ.ГГГГ без самого Генерального плана было опубликовано решение Хурала представителей ** от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Генерального плана городского округа "**".
Фактически Генеральный план городского округа "**" опубликован не был, доказательств обратного сторонами в суд не представлено.
Таким образом, поскольку Генеральный план городского округа "**" не был опубликован, суд обоснованно пришел к выводу, что он не влечет каких-либо юридических последствий, так как, в силу закона, не может применяться в данном случае.
Доводы представления о том, что о судебном заседании третьи лица (субарендаторы земельных участков) должным образом не были извещены, опровергаются материалами дела, в котором имеются извещения о дате судебного заседания.
Доводы представления о том, что П. обязательные условия договоров не были исполнены, предоставленные в аренду земельные участки не были освоены согласно их целевому предназначению, не свидетельствуют о недействительности заключенных договоров аренды земельных участков. Данные доводы могут быть проверены только в рамках спора об исполнении принятых на себя обязательств по договору.
Прокурором не было представлено необходимых доказательств, подтверждающих, что в ходе проведения торгов ответчиками допущены грубые и существенные нарушения, которые могли бы повлиять на результаты торгов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в порядке ст. 449 ГК РФ.
Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционного представления были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Апелляционное представление не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения суда, доводы заявителя сводятся к несогласию с произведенной оценкой суда доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 09 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2014 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)