Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Романовым М.В.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Васильева Е.А., доверенность от 29.06.2007 г. N 1272,
третьи лица:
от ИП Мириджарян К.С. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 г. по делу N А55-1320/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
при участии третьего лица - индивидуальный предприниматель Мириджанян Каринэ Сергеевна,
о признании незаконным отказ в утверждении проекта границ земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее- Министерство), с учетом измененных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5 занимаемого временным магазином "Природа".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с существенным нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об признании незаконным отказ Департамента в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5 занимаемого временным магазином "Природа".
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02 ноября 2006 года индивидуальный предприниматель Мириджанян Каринэ Сергеевна обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м, занимаемого временным магазином "Природа".
08 ноября 2006 года Министерством в адрес Департамента было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду индивидуальным предпринимателем Мариджанян К.С.
Письмом от 17 ноября 2006 года N 115-07-10/60862 Департамент отказал заявителю в изготовлении и утверждении проектов границ земельного участка, указав на то, что в связи с нахождением на земельном участке временного сооружения в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 утверждение проекта границ земельного участка не входит в компетенцию Департамента.
Не согласившись с отказом Департамента, Министерство повторно направило обращение N 06-28/2-0071 от 04.12.2006 г. об изготовлении и утверждении проекта границ данного земельного участка, указав на тот факт, что ранее он был предоставлен индивидуальному предпринимателю Мириджанян К.С. в аренду.
Письмом от 19 декабря 2006 года N 15-07-10/65322 Департамент сообщил о перенаправлении обращения об изготовлении и утверждении проекта границ указанного земельного участка в администрацию соответствующего района городского округа Самара, в связи с отсутствием зарегистрированных в учреждении юстиции прав на земельный участок и документов на временное сооружение.
Министерство, считая действия Департамента, выразившиеся в отказе утверждения проекта границ вышеуказанного земельного участка незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка не отнесено к полномочиям Департамента, а также не нарушаются законные права и интересы Министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд находит данные выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2005 года между Комитетом по управлению имуществом г. Самара и ИП Мириджанян К.С. был заключен договор аренды земельного участка N 020223з.
Следовательно, земельный участок, находящийся по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м ранее был предоставлен в аренду ИП Мириджанян К.С. администрацией Красноглинского района г. Самары в установленном порядке.
Постановлением Главы городского округа Самара от 29.03.2007 г. N 175 "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уточнен порядок утверждения проектов границ земельных участков.
В соответствии с п. 1.3. указанного Постановления на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность по утверждению проектов границ земельных участков ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков площадью 100,0 кв. м и менее, занимаемых временными объектами.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент соответствующего обращения Министерства к Департаменту, последний обладал полномочиями по утверждению проекта границ указанного выше земельного участка.
Деятельность Министерства в рамках реализации возложенных на него полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, представленных постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67, является одним из видов экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение от 04.05.2007 г. подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований Министерства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 г. по делу N А55-1320/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м, занимаемого временным магазином "Природа".
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2007 ПО ДЕЛУ N А55-1320/2007
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2007 г. по делу N А55-1320/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Романовым М.В.,
с участием:
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель Кизельбашева А.А., доверенность от 28.12.2006 г. N 613,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Васильева Е.А., доверенность от 29.06.2007 г. N 1272,
третьи лица:
от ИП Мириджарян К.С. - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 г. по делу N А55-1320/2007 (судья Стенина А.В.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
при участии третьего лица - индивидуальный предприниматель Мириджанян Каринэ Сергеевна,
о признании незаконным отказ в утверждении проекта границ земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее- Министерство), с учетом измененных требований, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5 занимаемого временным магазином "Природа".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с существенным нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об признании незаконным отказ Департамента в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5 занимаемого временным магазином "Природа".
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение по делу.
Представитель Департамента в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02 ноября 2006 года индивидуальный предприниматель Мириджанян Каринэ Сергеевна обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м, занимаемого временным магазином "Природа".
08 ноября 2006 года Министерством в адрес Департамента было направлено обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка, испрашиваемого в аренду индивидуальным предпринимателем Мариджанян К.С.
Письмом от 17 ноября 2006 года N 115-07-10/60862 Департамент отказал заявителю в изготовлении и утверждении проектов границ земельного участка, указав на то, что в связи с нахождением на земельном участке временного сооружения в соответствии с постановлением Главы городского округа Самара от 19.09.2006 г. N 2340 утверждение проекта границ земельного участка не входит в компетенцию Департамента.
Не согласившись с отказом Департамента, Министерство повторно направило обращение N 06-28/2-0071 от 04.12.2006 г. об изготовлении и утверждении проекта границ данного земельного участка, указав на тот факт, что ранее он был предоставлен индивидуальному предпринимателю Мириджанян К.С. в аренду.
Письмом от 19 декабря 2006 года N 15-07-10/65322 Департамент сообщил о перенаправлении обращения об изготовлении и утверждении проекта границ указанного земельного участка в администрацию соответствующего района городского округа Самара, в связи с отсутствием зарегистрированных в учреждении юстиции прав на земельный участок и документов на временное сооружение.
Министерство, считая действия Департамента, выразившиеся в отказе утверждения проекта границ вышеуказанного земельного участка незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления утверждение проекта границ испрашиваемого земельного участка не отнесено к полномочиям Департамента, а также не нарушаются законные права и интересы Министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд находит данные выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Согласно п. 2.7. Порядка на уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара возложена обязанность в месячный срок с момента поступления обращения обеспечить изготовление и утверждение проекта границ земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" определены уполномоченные органы по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством.
На основании указанного постановления на Департамент возложены полномочия по утверждению проектов границ земельных участков, ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемых ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, 12 апреля 2005 года между Комитетом по управлению имуществом г. Самара и ИП Мириджанян К.С. был заключен договор аренды земельного участка N 020223з.
Следовательно, земельный участок, находящийся по адресу г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м ранее был предоставлен в аренду ИП Мириджанян К.С. администрацией Красноглинского района г. Самары в установленном порядке.
Постановлением Главы городского округа Самара от 29.03.2007 г. N 175 "О внесении изменений в постановление Главы городского округа Самара от 19.09.2006 N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" уточнен порядок утверждения проектов границ земельных участков.
В соответствии с п. 1.3. указанного Постановления на Департамент управления имуществом городского округа Самара возложена обязанность по утверждению проектов границ земельных участков ранее предоставленных гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков площадью 100,0 кв. м и менее, занимаемых временными объектами.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что на момент соответствующего обращения Министерства к Департаменту, последний обладал полномочиями по утверждению проекта границ указанного выше земельного участка.
Деятельность Министерства в рамках реализации возложенных на него полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, представленных постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67, является одним из видов экономической деятельности.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение от 04.05.2007 г. подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований Министерства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по заявлению и апелляционной жалобе относится на Департамент.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2007 г. по делу N А55-1320/2007 отменить.
Заявление Министерства имущественных отношений Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом городского округа Самара в утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, п. Мехзавод, квартал 4, в районе жилого дома N 5, площадью 67,00 кв. м, занимаемого временным магазином "Природа".
Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
А.А.ЮДКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)