Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявительница указывает на то, что ей отказано в выдаче распоряжения в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Жуль А.В.
А-63
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
судей Гришиной В.Г., Славской Л.А.,
при секретаре К.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.
гражданское дело по заявлению П. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска М.А.
на решение суда Центрального района г. Красноярска от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
"Отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 года N П-12414ек, в предоставлении П. в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N расположенного в Центральном районе г. Красноярска (зона Ж.1), по <адрес> - признать незаконным.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление П. о предоставлении ей в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного в Центральном районе (зона Ж.1), по <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 в выдаче ей, как многодетной матери, распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно.
Требования мотивированы тем, что в 2013 году решением градостроительной комиссии был согласован вопрос о предоставлении многодетной семье П. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. После утверждения схемы КПТ было рекомендовано за свой счет осуществить работы по проведению кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и в последующем обратиться в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент) для получения распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом Департамента от 27.09.2013 проект распоряжения был отклонен от согласования, в связи с отсутствием копий всех страниц паспорта заявителя, а также документа, подтверждающего совместное проживание П. со своими детьми.
П. предоставила копию паспорта и выписку из домовой книги, из содержания которой следует, что в период с 10.09.2014 года по 10.11.2014 она со своими несовершеннолетними детьми состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес> у своих родственников, так как не имела собственного жилья.
Письмом Департамента от 14.11.2014 заявителю отказано в выдаче распоряжения, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории г. Красноярска.
Просила суд признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 в выдаче ей, как многодетной матери, распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдать ей распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска М.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что правовые основания для предоставления заявителю спорного земельного участка отсутствовали, в связи с непредставлением документов, подтверждающих место жительства П. и ее детей на территории Красноярского края. Кроме того, с 01.01.2015 функции по бесплатному предоставлению земельных участков государственной или муниципальной собственности льготным категориям граждан осуществляет Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав пояснения представителя П.- М.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края N 7-2542 от 04.12.2008 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Согласно п. "а" ст. 29.6 указанного закона основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является отсутствие у многодетного гражданина места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок. Как установлено судом и следует из материалов дела, П. является матерью троих несовершеннолетних детей: О.И.Р.; П.Л.Р.; В.А.Р., что подтверждается свидетельствами о рождении последних, проживает с ними совместно, в период с 10.09.2014 года по 10.11.2014 года состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, в настоящее время заявитель и ее несовершеннолетние дети продолжают проживать по данному адресу на основании договора коммерческого найма жилого помещения.
В соответствии с информационным письмом N П-7216ек от 15.07.2013 года П. в Департамент градостроительства администрации города предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.03.2014 года N 578-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: N площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с градостроительным планом данного земельного участка, он находится в территориальной зоне жилой усадебной застройки (Ж.1), с наложением зоны с особыми условиями использования территории, связанными с охраной объектов культурного наследия. Основной вид использования- размещение усадебных и блокированных жилых домов.
Информационным письмом от 14.11.2014 года N П-12414ек, П. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории городского округа Красноярск.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что П. относится к категории граждан, которым в соответствии с законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" бесплатно предоставляются земельные участки, проживает совместно с детьми на территории городского округа Красноярск, на момент обращения в Департамент градостроительства администрации города имела временную регистрацию по месту жительства, в связи с чем признал незаконным отказ Департамента градостроительства администрации города в предоставлении П. в собственность истребуемого земельного участка незаконным, обязал рассмотреть заявление П. и предоставить земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления земельного участка П. направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Вместе с тем Распоряжением администрации г. Красноярска от 24.10.2014 N 370-р "О внесении изменений в Распоряжение администрации города от 17.08.2010 N 114-р" признаны утратившими силу пункты 3.7, 3.14, 3.15, 3.17, 3.18 - 3.21, 3.26, 3.50, 3.51 приложения к Распоряжению администрации города от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города", соответственно функции, которые выполнял Департамент согласно указанным пунктам, перестали относиться к его полномочиям.
Кроме того, в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.10.2014 N 354-р внесены изменения в Распоряжение администрации города от 23.05.2013 N 110-р, согласно которым утверждено Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дополнено пунктом 67.1, относящим подготовку и согласование проектов правовых актов города о предоставлении земельных участков к компетенции Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, а также пунктом 67.8 относящим к его функциям рассмотрение заявлений юридических и физических лиц на заседаниях градостроительной комиссии Департамента.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что возложение на Департамент градостроительства администрации города Красноярска обязанности по повторному рассмотрению заявления П. о предоставлении земельного участка приведет к неисполнимости решения, является обоснованным. Решение суда в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда Центрального района г. Красноярска от 13 мая 2015 года - изменить.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление П. о предоставлении ей в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N расположенного в <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
Судьи
Л.А.СЛАВСКАЯ
В.Г.ГРИШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 08.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7219/15
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, обязании выдать распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявительница указывает на то, что ей отказано в выдаче распоряжения в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. по делу N 33-7219/15
Судья: Жуль А.В.
А-63
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.
судей Гришиной В.Г., Славской Л.А.,
при секретаре К.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н.
гражданское дело по заявлению П. к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска и Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска М.А.
на решение суда Центрального района г. Красноярска от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
"Отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 года N П-12414ек, в предоставлении П. в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N расположенного в Центральном районе г. Красноярска (зона Ж.1), по <адрес> - признать незаконным.
Обязать Департамент градостроительства администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление П. о предоставлении ей в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N, расположенного в Центральном районе (зона Ж.1), по <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Выслушав докладчика, судебная коллегия
установила:
П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 в выдаче ей, как многодетной матери, распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно.
Требования мотивированы тем, что в 2013 году решением градостроительной комиссии был согласован вопрос о предоставлении многодетной семье П. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу. После утверждения схемы КПТ было рекомендовано за свой счет осуществить работы по проведению кадастрового учета испрашиваемого земельного участка и в последующем обратиться в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска (далее - Департамент) для получения распоряжения о предоставлении земельного участка в собственность.
Письмом Департамента от 27.09.2013 проект распоряжения был отклонен от согласования, в связи с отсутствием копий всех страниц паспорта заявителя, а также документа, подтверждающего совместное проживание П. со своими детьми.
П. предоставила копию паспорта и выписку из домовой книги, из содержания которой следует, что в период с 10.09.2014 года по 10.11.2014 она со своими несовершеннолетними детьми состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес> у своих родственников, так как не имела собственного жилья.
Письмом Департамента от 14.11.2014 заявителю отказано в выдаче распоряжения, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории г. Красноярска.
Просила суд признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации г. Красноярска от 14.11.2014 в выдаче ей, как многодетной матери, распоряжения о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска выдать ей распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента градостроительства администрации г. Красноярска М.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что правовые основания для предоставления заявителю спорного земельного участка отсутствовали, в связи с непредставлением документов, подтверждающих место жительства П. и ее детей на территории Красноярского края. Кроме того, с 01.01.2015 функции по бесплатному предоставлению земельных участков государственной или муниципальной собственности льготным категориям граждан осуществляет Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав пояснения представителя П.- М.Н., полагавшую решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края N 7-2542 от 04.12.2008 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Согласно п. "а" ст. 29.6 указанного закона основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является отсутствие у многодетного гражданина места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок. Как установлено судом и следует из материалов дела, П. является матерью троих несовершеннолетних детей: О.И.Р.; П.Л.Р.; В.А.Р., что подтверждается свидетельствами о рождении последних, проживает с ними совместно, в период с 10.09.2014 года по 10.11.2014 года состояла на регистрационном учете по адресу: <адрес>, в настоящее время заявитель и ее несовершеннолетние дети продолжают проживать по данному адресу на основании договора коммерческого найма жилого помещения.
В соответствии с информационным письмом N П-7216ек от 15.07.2013 года П. в Департамент градостроительства администрации города предоставлен кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением Администрации г. Красноярска от 27.03.2014 года N 578-арх утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: N площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с градостроительным планом данного земельного участка, он находится в территориальной зоне жилой усадебной застройки (Ж.1), с наложением зоны с особыми условиями использования территории, связанными с охраной объектов культурного наследия. Основной вид использования- размещение усадебных и блокированных жилых домов.
Информационным письмом от 14.11.2014 года N П-12414ек, П. отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства на территории городского округа Красноярск.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что П. относится к категории граждан, которым в соответствии с законом Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" бесплатно предоставляются земельные участки, проживает совместно с детьми на территории городского округа Красноярск, на момент обращения в Департамент градостроительства администрации города имела временную регистрацию по месту жительства, в связи с чем признал незаконным отказ Департамента градостроительства администрации города в предоставлении П. в собственность истребуемого земельного участка незаконным, обязал рассмотреть заявление П. и предоставить земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для предоставления земельного участка П. направлены на переоценку доказательств по делу и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку этим доводам уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Вместе с тем Распоряжением администрации г. Красноярска от 24.10.2014 N 370-р "О внесении изменений в Распоряжение администрации города от 17.08.2010 N 114-р" признаны утратившими силу пункты 3.7, 3.14, 3.15, 3.17, 3.18 - 3.21, 3.26, 3.50, 3.51 приложения к Распоряжению администрации города от 17.08.2010 N 114-р "Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города", соответственно функции, которые выполнял Департамент согласно указанным пунктам, перестали относиться к его полномочиям.
Кроме того, в соответствии с Распоряжением администрации г. Красноярска от 15.10.2014 N 354-р внесены изменения в Распоряжение администрации города от 23.05.2013 N 110-р, согласно которым утверждено Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска. Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска дополнено пунктом 67.1, относящим подготовку и согласование проектов правовых актов города о предоставлении земельных участков к компетенции Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, а также пунктом 67.8 относящим к его функциям рассмотрение заявлений юридических и физических лиц на заседаниях градостроительной комиссии Департамента.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что возложение на Департамент градостроительства администрации города Красноярска обязанности по повторному рассмотрению заявления П. о предоставлении земельного участка приведет к неисполнимости решения, является обоснованным. Решение суда в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда Центрального района г. Красноярска от 13 мая 2015 года - изменить.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление П. о предоставлении ей в собственность, для индивидуального жилищного строительства земельного участка, с кадастровым номером N расположенного в <адрес>, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья
С.Н.ПОЛЫНЦЕВ
Судьи
Л.А.СЛАВСКАЯ
В.Г.ГРИШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)