Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.04.2015 N Ф06-22128/2013 ПО ДЕЛУ N А55-10218/2014

Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: При заключении договора между обществом и органом местного самоуправления возникли разногласия по вопросам: 1) Определения выкупной цены земельного участка; 2) Взыскания неустойки при нарушении сроков внесения платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2015 г. N Ф06-22128/2013

Дело N А55-10218/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
истца - общества с ограниченной ответственностью "АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ" - Девяткиной О.А., доверенность от 05.05.2014 N 27Д,
ответчика - мэрии городского округа Тольятти - Кудряшовой М.А., доверенность от 30.12.2014 N 1152/1,
в отсутствие:
третьего лица - открытого акционерного общества "АвтоВАЗ" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2014 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-10218/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "АВТОГРАД-ВОДОКАНАЛ", г. Тольятти, к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, об урегулировании разногласий, при участии: открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АВК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия) об урегулировании разногласий возникших при заключении договора купли-продажи N 452 земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102156:525, площадью 453 731 кв. м, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Северная, д. 46.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014, иск удовлетворен. Суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка N 452 с кадастровым номером 63:09:0102156:525, площадью 453 731 кв. м, с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации насосной станции дождевых и прочих стоков, пруда условно-чистовых стоков, пруда загрязненных стоков и шламонакопителей, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Северная, д. 46, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "В соответствии с п. 2.2 ст. 3, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", цена земельного участка устанавливается в размере 2,5% (двух с половиной процентов) кадастровой стоимости земельного участка и составляет 6 420 293 руб. 65 коп. кадастровая стоимость земельного участка, равная 256 811 746 руб. 00 коп. на момент обращения общества с заявлением от 13.08.2013 N 1676 о его предоставлении". Пункт 6.3 в следующей редакции: "За нарушение сроков внесения платежа, указанного в пункте 2.3 Договора, Покупатель несет ответственность в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты перечисляются в порядке, предусмотренном в п. 2.2. настоящего Договора, для оплаты цены Участка".
Мэрия, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в ее обоснование на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество в отзыве просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать, полагая судебные акты правильными.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в пределах статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102156:525, площадью 453 731 кв. м, по адресу: г. Тольятти, ул. Северная, д. 46. Право собственности на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) и подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права, копии которых приобщены к материалам дела.
Общество письмом от 13.08.2013 N 1676 обратилось в мэрию с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с разрешенным использованием: для дальнейшей эксплуатации насосной станции дождевых и пр. стоков, пруда условно чистых стоков, пруда загрязненных стоков и шламонакопителей.
На основании постановления мэрии от 17.01.2014 N 85-п/1 в адрес общества направлен проект договора купли-продажи земельного участка.
Не согласившись с условиями договора общество, направило в адрес ответчика протокол разногласий от 24.02.2014. Мэрия протокол разногласий по пунктам 2.1., 6.3. договора отклонила, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Таким образом, собственникам объектов недвижимого имущества принадлежит право приватизации земельного участка, занятого указанным объектом, путем заключения договора купли-продажи с собственником земельного участка, на котором расположено это здание, в отсутствие какого-либо ограничения свободы заключения договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструируемых зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности до 01 января 2012 года, осуществляется по льготной цене (2,5% кадастровой стоимости земельного участка).
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 01 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Суды установили, что первоначально земельные участки общей площадью 178 479 га, под объектами, входящими в перечень объектов ОАО "АвтоВАЗ" в Северном промышленном узле, в том числе, под шламонакопителями - 21,94 га, а также сооружениями очистки дождевых незагрязненных вод сточных вод - 16,78 га принадлежали ОАО "АвтоВАЗ" на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом площадь под благоустройство, санитарное содержание, коридоры подземных коммуникаций и ЛЭП определена общая, т.е. без привязки к отдельным объектам недвижимости, входящих в состав Автозаводского промузла). На данные земельные участки в соответствии с постановлением администрации г. Тольятти Самарской области от 27.02.1995 N 259 было выдано единое свидетельство о праве бессрочного пользования от 09.03.1995 N 21508.
Земельный участок 63:09:0102156:525 входит в границы земельных участков, в отношении которых у ОАО "АвтоВАЗ" имелось право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со свидетельством от 09.03.1995 N 21508.
ОАО "АвтоВАЗ", обращаясь в мэрию с заявлением от 31.05.2013 N 62000/296 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки по свидетельству от 09.03.1995 N 21508 в качестве причин отказа указывает на законченный процесс формирования земельных участков под объектами недвижимости и фактически состоявшийся факт переоформления прав на них. При этом, ОАО "АвтоВАЗ" указывает, что изначально по свидетельству от 09.03.1995 N 21508 закрепление границ земельных участков не производилось.
В связи с чем, оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды сделали вывод о том, что факт предоставления ОАО "АвтоВАЗ" земельного участка под объекты недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования решением исполнительного Комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся облисполкома от 25.07.1967 N 438, и подтверждения указанного права выданным на основании постановления N 259 свидетельством о праве бессрочного пользования от 09.03.1995 N 21508 доказан материалами дела.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, действующей в момент утверждения Правительством Самарской области постановления от 10.12.2008 N 473, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу пункта 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Результаты государственной кадастровой оценки земель представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка суды, принимая во внимание необходимость обеспечения гарантий определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и в целях исключения для них негативных последствий возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи, исходят из того, что выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку соответствующее заявление подано обществом 14.08.2013 расчет цены земельного участка должен осуществляться исходя из кадастровой стоимости земельного участка установленной постановлением Правительства Самарской области от 22.01.2013 N 9 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области", которая составляла 256 811 746 руб.
Таким образом, цена спорного земельного участка должна определяться в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 2, пункта 2.2. статьи 3 Закона N 137-ФЗ, а именно в пределах 2,5% от его кадастровой стоимости равной 256 811 746 руб., в связи с чем пункт 2.1. договора принят судом в редакции истца.
Доводы кассационной жалобы фактически указывают на иную оценку судом кассационной инстанции доказательств по делу касающихся обстоятельств нахождения объектов недвижимости истца на земельном участке, ранее находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у ОАО "АвтоВАЗ".
Однако суду кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено право переоценки доказательств и установления иных обстоятельств нежели те которые были оценены и установлены судами первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний о нарушении судом норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 29.09.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 по делу N А55-10218/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)