Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2014 N 17АП-12344/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-8260/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2014 г. N 17АП-12344/2014-ГК

Дело N А50-8260/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.
судей Виноградовой Л.Ф., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы, Департамента земельных отношений администрации города Перми, заинтересованного лица, Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 июля 2014 года
по делу N А50-8260/2014,
принятое судьей Е.И.Гуляевой,
по заявлению закрытого акционерного общества "ИНТЕРГАЗ" (ОГРН 1025901209740, ИНН 5903027490)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми (ОГРН 1065902057594, ИНН 5902293379)
заинтересованное лицо: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820)
о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

установил:

Закрытое акционерное общество "Интергаз" (далее - ЗАО "Интергаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения от 17.03.2014 N И-21-01-09-4345 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 83,22 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Емельяна Ярославского, 24, для реконструкции здания автомойки, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи акта о выборе земельного участка и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на основании ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 08.05.2014 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (л.д. 1-2).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 30.07.2014 (резолютивная часть от 24.07.2014, судья Гуляева Е.И.) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 17.03.2014 N И-21-01-09-4345 об отказе в выборе земельного участка примерной площадью 83,22 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Емельяна Ярославского, 24, для реконструкции здания автомойки. Суд обязал Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить допущенное нарушение законных интересов закрытого акционерного общества "Интергаз" путем осуществления выбора земельного участка примерной площадью 83,22 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Емельяна Ярославского, 24, для реконструкции здания автомойки в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из факта, что отсутствие утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории не является доказательством объективной невозможности использования участка для реконструкции расположенного на смежном участке здания; не является препятствием для выбора спорного земельного участка, признав решение от 17.03.2014 N И-21-01-09-4345 Департамента земельных отношений администрации г. Перми не соответствующим положениям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент земельных отношений администрации города Перми не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции, в апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда от 30.07.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Утверждает, что объект - автомойка связан с осуществлением предпринимательской деятельности и предусматривает получение прибыли от его использования. Считает, что предоставление земельного участка под строительство данного объекта в целях соблюдения интересов иных лиц, имеющих право приобрести земельные участки, в целях рационального использования земель и увеличения доходной части бюджета города должно осуществляться только путем проведения торгов. По мнению ответчика автомойка не относится ни к одному из объектов, поименованных в п. 4.2 Положения о предоставлении земельных участков для строительства иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 N 315.
Заинтересованное лицо, Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, не согласился с решением суда первой инстанции в апелляционной жалобе, в которой просил решение арбитражного суда от 30.07.2014 отменить. Утверждает, что земельный участок площадью 83,22 кв. м по ул. Емельяна Ярославского, 24 не может быть предоставлен в качестве дополнительного земельного участка к основному для реконструкции здания автомойки ввиду отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта межевания, который бы предусматривал предоставление такого земельного участка в качестве дополнительного. Заинтересованное лицо указывает, что решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливалось в соответствии с пунктом 4.2 Регламента взаимодействия департамента земельных отношений Администрации г. Перми с функциональными и территориальными органами администрации г. Перми, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857.
ЗАО "Интергаз" представило письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором не согласилось с доводами жалоб, просило решение арбитражного суда оставить без изменения. Заявитель представителя в судебное заседание не направил.
Департамент земельных отношений администрации города Перми письменный отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми письменный отзыв на апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Апелляционная жалоба в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного кодекса Российской Федерации основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта) и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.02.2002 ЗАО "Интергаз" является собственником 1-этажного панельного здания автомобильной мойки, лит.Д, общей площадью 124,8 кв. м, расположенной по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Емельяна Ярославского, д. 24 (л.д. 14, оборот).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2010 обществу "Интергаз" принадлежит на праве собственности земельный участок под здание автомобильной мойки лит. Д, с кадастровым номером 59:01:4413618:0010 площадью 311,7 кв. м по указанному выше адресу. (л.д. 15).
Заявитель 24.12.2013 обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о выборе земельного участка примерным размером 83,22 кв. м по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Емельяна Ярославского, 24, как дополнительного к основному, для реконструкции здания автомобильной мойки (л.д. 12).
Департамент земельных отношений администрации г. Перми 17.03.2014 письмом N И-21-01-09-4345 уведомил заявителя об отказе в удовлетворении его заявления ввиду получения отрицательного заключения Департамента градостроительства и архитектуры, так как в отношении территории, на которой находится испрашиваемый участок, документация по планировке отсутствует, ввиду чего предварительное согласования места размещения объекта не может быть осуществлено (л.д. 11).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 5, 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Администрации г. Перми от 12.11.2009 N 857 утвержден Регламент взаимодействия Департамента земельных отношений администрации города Перми с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов.
Пунктом 4.1.7 данного Регламента предусмотрено, что при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов необходимо получение заключений от следующих функциональных и территориальных органов: УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок, соответствующего функционального органа, в компетенцию которого входит размещение указанного в заявлении объекта.
Согласно п. 4.2. Регламента по результатам рассмотрения поступивших заключений Департамент земельных отношений администрации города Перми в течение 5 календарных дней оформляет акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению N 5 к настоящему Регламенту и выдает его заявителю для проведения согласования или подготавливает ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения и направляет его заявителю. Ответ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта подготавливается при невозможности размещения объекта согласно заключениям УЭиП, ДПиР, УВБ, территориального органа, на территории которого находится земельный участок.
В соответствии с положениями ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка как дополнительного к основному для реконструкции здания автомойки и предварительного согласования места размещения объекта на момент обращения общества в уполномоченный орган, в материалы дела не представлены.
Отсутствие проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельных участков не может являться препятствием для выбора земельных участков в силу положений п. 2 ст. 31 ЗК РФ.
В связи с указанными обстоятельствами отклоняются доводы апелляционных жалоб о необоснованности выводов суда первой инстанции, правомерности отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми, оформленного письмом N И-21-01-09-4345 от 17.03.2014.
Правовые основания для отказа обществу в осуществлении выбора и предоставления дополнительного земельного участка к основному для реконструкции здания автомойки и предварительного согласования места размещения объекта отсутствуют.
Департаментом не представлено доказательств невозможности формирования в дальнейшем земельных участков в границах испрашиваемой территории в отсутствие документов о планировке данной территории.
Само по себе отсутствие градостроительной документации таким основанием не является.
В соответствии с п. 11 ст. 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Сведений о том, что в отношении испрашиваемых территорий такая документация имеется, суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что размещение испрашиваемого объекта отнесено к перечню случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах (п. 1.1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации) вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации города Перми.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для их переоценки апелляционным судом по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2014 г. является законным и обоснованным.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частями 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 июля 2014 года по делу N А50-8260/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Т.В.МАКАРОВ

Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)