Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N А65-3769/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N А65-3769/2013


Резолютивная часть постановления объявлена: 13 января 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 января 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан - представителя Платонова А.Е. (доверенность от 10.01.2014 N 2.4-0-21/000121),
от ООО "Отечество" - представитель не явился, извещено,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2013 года по делу N А65-3769/2013 (судья Гилялов И.Т.), принятое по заявлению ООО "Отечество" (ОГРН 1021602028755, ИНН 1663001392), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании недействительным решения от 18 декабря 2012 года N 120,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Отечество" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик) от 18 декабря 2012 года N 120 в части предложения уплатить сумму налога (т. 1, л.д. 64)
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы ответчик сослался на следующие обстоятельства.
Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов РТ по состоянию на 1 января 2011 г.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и действуют с 1 января 2011 г.
Согласно данным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" за ООО "Отечество" зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 16:52:50305:26, разрешенное использование земельного участка - под строительство многоэтажного жилого комплекса с встроенно-пристроенными магазинами и офисами, кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 г. составляет 36 064 222 руб. (в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по РТ"), дата регистрации права собственности - 01 07.2000 г., дата снятия - 20.05.2013 г.
Налоговым органом при расчете земельного налога за 2011 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:50305:26 правомерно применена кадастровая стоимость равная 36 064 222 руб.
Представитель ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан в судебном заседании 16.10.2013, 13.11.2013, 09.12.2013 просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание 16.10.2013, 13.11.2013, 09.12.2013 представители ООО "Отечество", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 16.10.2013 на 13.11.2013, с 13.11.2013 на 09.12.2013, с 09.12.2013 на 13.01.2014.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определениями об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В связи с нахождением судьи Захаровой Е.И. в очередном ежегодном отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 13.11.2013, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2013 произведена замена судьи Захаровой Е.И. на судью Кувшинова В.Е. На данное обстоятельство указано в протоколе судебного заседания. В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи Захаровой Е.И. на судью Кувшинова В.Е. рассмотрение дела начато сначала.
Представитель ИФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан в судебном заседании 13.01.2014 просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В судебное заседание 13.01.2014 представители ООО "Отечество", федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, выступлений представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка представленной заявителем декларации по земельному налогу, по окончании которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 15.11.2012 N 1165.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и представленных налогоплательщиком письменных возражений по акту налоговым органом принято решение от 18.12.2012 N 120 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю предложено уплатить земельный налог в сумме 17836 руб. (л.д. 10-14).
Решением УФНС по РТ от 06.02.2013 N 2.14-0-18/002443@ оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение ответчика противоречит закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований сослался на установление решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7378/2012 в качестве кадастровой стоимости рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011, составляющей 24 173 370 рублей. Новая кадастровая стоимость - 24 173 370 руб. применена заявителем при расчете земельного налога за 2011 год.
Заявитель полагает, что исчисление земельного налога за 2011 год, исходя из кадастровой оценки земель, утвержденной Постановлением, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, поскольку постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2011 N 1102 опубликовано 02.02.2011, в силу статьи 390 и п. 1 статьи 391 НК РФ результаты кадастровой оценки земель, утвержденные данным Постановлением, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Ответчик со ссылкой на судебную практику указывает, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2012 по делу N А65-7378/2012 не содержит указаний на то, что рыночная стоимость спорного земельного участка применима, начиная с 01.01.2011, орган кадастрового учета обязан внести рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу судебного акта. Поскольку такие изменения в государственный кадастр недвижимости были внесены 14.06.2012, по мнению ответчика, заявитель неправомерно осуществил перерасчет суммы налога за 2011 год по рыночной стоимости.
Ответчик не согласен с утверждением заявителя о вступлении в силу вышеуказанного Постановлением с 01.01.2012, поскольку пунктом 3 данного Постановления прямо указано, что результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011, к тому же данные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2010 году и подлежали применению по состоянию на 01.01.2011.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявленные требования удовлетворены.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год.
Пунктом 3 статьи 391 НК РФ на налогоплательщиков-организации возложена обязанность самостоятельно определить налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением от 25.04.2012 по делу N А65-7378/2012 Арбитражный суд Республики Татарстан обязал орган кадастрового учета внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:52:050305:26 общей площадью 12 610 кв. м, расположенного по адресу: РТ, г. Набережные Челны, проспект Сююмбике, 19 микрорайон, указав ее в размере рыночной стоимости в размере 24 173 370 рублей.
Заявителем на основании указанного решения суда в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, в которой указана измененная кадастровая стоимость данного земельного участка в качестве налоговой базы для исчисления налога (24 173 370 руб.), исчислен налог, подлежащий уплате в бюджет за налоговый период, в сумме 36 260 руб., с уменьшением на 17 836 рублей.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом установлено, что сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2011 год, составляет 54 096 руб., в результате чего налоговый орган доначислил обществу земельный налог за 2011 год в сумме 17 836 руб., исходя кадастровой стоимости земельного участка 36 064 222 руб., указанной заявителем в первоначально поданной налоговой декларации, соответствующей сведениям о кадастровой стоимости, поступившим из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на 01.01.2011.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановления от 28.06.2011 N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из отзыва и оспариваемого решения, согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке, представленных в налоговый орган органом кадастрового учета (т. 1 л.д. 78), последним решение суда по делу N А65-7378/2012 исполнено, 14.06.2012 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, кадастровая стоимость указана равной рыночной стоимости, а именно, 24 173 370 рублей.
Судом правомерно отклонен довод заявителя о возможности распространения такого изменения кадастровой стоимости на более ранние налоговые периоды (на 2011 год), поскольку согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в периоде проведения оценки) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Вместе с тем, как следует из статьи 2 данного Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период), он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
Таким образом, императивное требование закона об обязательности установления рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, подлежит выполнению исключительно при проведении оценки в целях оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, причем в пределах тех отношений, которые регулируются данным Федеральным законом.
Следовательно, поскольку указанный Федеральный закон N 135-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, не регулирует налоговые правоотношения, в рассматриваемом случае установление в 2012 году рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в отсутствие в государственном кадастре недвижимости соответствующих изменений кадастровой стоимости не предоставляет налогоплательщику права изменять свои налоговые обязательства по земельному налогу в предыдущий налоговый период (2011 год), равно как не влечет и безусловную обязанность налогового органа применять с 2011 года установленную в 2012 году рыночную стоимость земельного участка.
При таких обстоятельствах является неправомерным указание налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной равной его рыночной стоимости с 2012 года.
Результаты кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением, вступившим в силу позднее 01.01.2011, подлежат применению с 01.01.2012.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан" утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 6 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 N 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина", абзаца 2 пункта 2, пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.09.2002 N 524 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.07.2002 N 434 "Об опубликовании нормативных правовых актов Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти" постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу на территории Республики Татарстан не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, при этом официальными источниками опубликования являются газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", а также "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Как установлено судом, указанное Постановление опубликовано в официальном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 02.02.2011 N 5, следовательно, вступило в силу после 01.01.2011.
Конституционный Суда РФ в определении от 03.02.2010 N 165-О-О пришел к выводу, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Поскольку такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Как правильно указал суд, данный порядок применим и к порядку вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 в той части, в которой результаты кадастровой оценки земель подлежат использованию в целях налогообложения.
Таким образом, поскольку налоговая база как кадастровая стоимость земельного участка, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, результаты кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, вступившим в силу в течение налогового периода, подлежат применению в целях налогообложения с начала нового налогового периода, то есть с 01.01.2012.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 2647/11, от 21.09.2010 N 4453/10.
При таких обстоятельствах земельный налог за 2011 подлежит исчислению, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, имевшей место до утверждения результатов кадастровой оценки земель постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102, эта стоимость составляла 22 667 358 руб., что подтверждается налоговой декларацией по земельному налогу за 2010 год (л.д. 105-107).
Таким образом, размер земельного налога, подлежащий уплате за 2011 год по земельному участку с кадастровым номером 16:52:050305:26, составляет 34 001 руб. (22667358 х 0,15%).
Заявителем по проверенной уточненной налоговой декларации исчислен земельный налог в сумме 36 260 руб., следовательно, сумма заниженного земельного налога отсутствует.
Кроме того, судом установлено и ответчиком подтверждено в оспариваемом решении на стр. 4 (л.д. 13), что на дату вынесения оспариваемого решения по карточке расчетов с бюджетом у общества имеется переплата по земельному налогу в сумме 17 836 рублей. Указанная переплата образовалась в связи с тем, что по ранее поданной налоговой декларации заявитель исчислил и уплатил земельный налог в размере 54 096 рублей. При таких обстоятельствах (при наличии переплаты по этому же налогу) требовать у заявителя уплатить земельный налог еще раз в этой же сумме у ответчика не имелось.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что решение в оспариваемой части не соответствует Налоговому кодексу РФ, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, вследствие чего в данной части правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2013 года по делу N А65-3769/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)