Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., Михайловской Е.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Семеновой Н.И. (доверенность от 24.12.2013 N 15), Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), рассмотрев 26.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Черемошкина В.В.) по делу N А21-7115/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12, ОГРН 1023900591626 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 40 692 126 руб. 54 коп. задолженности по оплате за сброс сточных вод с превышением норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) за период с марта по август 2013 года и 1 029 457 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.04.2013 по 30.11.2013.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2014, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, расчет задолженности по показателю "Биохимическое потребление кислорода" (далее - БПК) сделан Предприятием без учета норматива платы, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 344). Как полагает Общество, расчет по указанному показателю необходимо производить по формуле, приведенной в пункте 5 (подпункт 2) Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563. Общество считает, что произведенный Предприятием расчет задолженности должен быть скорректирован в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 (постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563"). По мнению подателя жалобы, судами необоснованно взыскано 33 259 715 руб. 77 коп. платы за превышение ПДК (разница между ошибочным расчетом истца и расчетом ответчика, сделанным с учетом устраненной ошибки).
В судебном заседании представители Предприятия отклонили доводы кассационной жалобы со ссылкой на их несостоятельность.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация ВКХ) и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (абонент N 3030) от 14.10.2011 (далее - договор).
Условиями договора в обязанности организации ВКХ включено, в частности, обеспечение питьевой водой абонента в размере установленного лимита в количестве 165 031 куб. м в месяц (согласно расчету-заявке), прием сточных вод в систему канализации организации ВКХ от абонента в размере установленного лимита в количестве 164 083 куб. м в месяц (согласно расчету-заявке), а в обязанности абонента - соблюдение установленных лимитов отпуска питьевой воды и приема сточных вод (пункт 3.2.1); своевременная оплата услуг организации ВКХ за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные договором (пункт 3.2.2); исключение превышения концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленных в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления; обеспечение лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, а также ежеквартальная сдача результатов лабораторного контроля в организацию ВКХ; выполнение иных требований пункта 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (пункт 3.2.3).
Согласно пункту 5.4 договора сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Сумма оплаты определяется ежемесячно на основании извещения (расчета) о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, поступающих со сточными водами, сбрасываемыми в систему коммунальной канализации.
Сторонами не оспаривается, что Предприятием в период с марта по август 2013 года произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации организации ВКХ, о чем составлены соответствующие акты.
На основании результатов исследования проб Предприятие установило превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем известило Общество.
Предприятие выставило Обществу счета на оплату 40 692 126 руб. 54 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением норм ПДК.
Поскольку Общество не погасило задолженность, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), в редакции, действовавшей в спорный период.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктами 59, 61 Правил.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительством Калининградской области принято постановление от 25.09.2007 N 563, которым утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3 и 5 Порядка N 563).
Оценив представленные в материалы дела доказательства (акты отбора проб, схемы водоотведения по объектам ответчика, протоколы результатов анализа отбора сточных вод) с учетом статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт сброса ответчиком в систему канализации Предприятия сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 40 692 126 руб. 54 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.04.2013 по 30.11.2013, проверен судами и признан правильным.
Суды не приняли доводы ответчика о необоснованности расчета, произведенного истцом по формуле, указанной в пункте 5 (подпункт 3) Порядка N 563 и применяемой для загрязняющих веществ, не имеющих норматива платы.
Ответчик считает, что в данном случае плата за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК (по показателю БПК) должна рассчитываться по формуле, приведенной в пункте 5 (подпункт 2) Порядка N 563, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации N 344 установлен норматив по БПК - 455 руб. за тонну.
По мнению ответчика, законодатель устранил ошибку, допущенную в пункте 5 (подпункт 3) Порядка N 563, приняв постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563".
Судами установлено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК произведен Предприятием в соответствии с требованиями действовавшего в проверяемый период Порядка N 563.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Общества на постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017, так как данный нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.2014 и его действие на спорные правоотношения не распространяется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по делу N А21-7115/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А21-7115/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А21-7115/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., Михайловской Е.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Семеновой Н.И. (доверенность от 24.12.2013 N 15), Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013), рассмотрев 26.06.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2013 (судья Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 (судьи Слобожанина В.Б., Несмиян С.И., Черемошкина В.В.) по делу N А21-7115/2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, г. Калининград, ул. Комсомольская, д. 12, ОГРН 1023900591626 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество), о взыскании 40 692 126 руб. 54 коп. задолженности по оплате за сброс сточных вод с превышением норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (далее - ПДК) за период с марта по август 2013 года и 1 029 457 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.04.2013 по 30.11.2013.
Решением суда первой инстанции от 04.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2014, иск Предприятия удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, расчет задолженности по показателю "Биохимическое потребление кислорода" (далее - БПК) сделан Предприятием без учета норматива платы, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 344). Как полагает Общество, расчет по указанному показателю необходимо производить по формуле, приведенной в пункте 5 (подпункт 2) Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563. Общество считает, что произведенный Предприятием расчет задолженности должен быть скорректирован в соответствии с изменениями, внесенными в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 (постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563"). По мнению подателя жалобы, судами необоснованно взыскано 33 259 715 руб. 77 коп. платы за превышение ПДК (разница между ошибочным расчетом истца и расчетом ответчика, сделанным с учетом устраненной ошибки).
В судебном заседании представители Предприятия отклонили доводы кассационной жалобы со ссылкой на их несостоятельность.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация ВКХ) и Обществом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (абонент N 3030) от 14.10.2011 (далее - договор).
Условиями договора в обязанности организации ВКХ включено, в частности, обеспечение питьевой водой абонента в размере установленного лимита в количестве 165 031 куб. м в месяц (согласно расчету-заявке), прием сточных вод в систему канализации организации ВКХ от абонента в размере установленного лимита в количестве 164 083 куб. м в месяц (согласно расчету-заявке), а в обязанности абонента - соблюдение установленных лимитов отпуска питьевой воды и приема сточных вод (пункт 3.2.1); своевременная оплата услуг организации ВКХ за отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в порядке и сроки, установленные договором (пункт 3.2.2); исключение превышения концентраций загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в системы канализации организации ВКХ, установленных в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления; обеспечение лабораторного контроля и соблюдения установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, а также ежеквартальная сдача результатов лабораторного контроля в организацию ВКХ; выполнение иных требований пункта 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (пункт 3.2.3).
Согласно пункту 5.4 договора сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Сумма оплаты определяется ежемесячно на основании извещения (расчета) о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, поступающих со сточными водами, сбрасываемыми в систему коммунальной канализации.
Сторонами не оспаривается, что Предприятием в период с марта по август 2013 года произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в системы коммунальной канализации организации ВКХ, о чем составлены соответствующие акты.
На основании результатов исследования проб Предприятие установило превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем известило Общество.
Предприятие выставило Обществу счета на оплату 40 692 126 руб. 54 коп. задолженности за сброс сточных вод с превышением норм ПДК.
Поскольку Общество не погасило задолженность, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила), в редакции, действовавшей в спорный период.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктами 59, 61 Правил.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительством Калининградской области принято постановление от 25.09.2007 N 563, которым утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3 и 5 Порядка N 563).
Оценив представленные в материалы дела доказательства (акты отбора проб, схемы водоотведения по объектам ответчика, протоколы результатов анализа отбора сточных вод) с учетом статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт сброса ответчиком в систему канализации Предприятия сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере 40 692 126 руб. 54 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 21.04.2013 по 30.11.2013, проверен судами и признан правильным.
Суды не приняли доводы ответчика о необоснованности расчета, произведенного истцом по формуле, указанной в пункте 5 (подпункт 3) Порядка N 563 и применяемой для загрязняющих веществ, не имеющих норматива платы.
Ответчик считает, что в данном случае плата за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК (по показателю БПК) должна рассчитываться по формуле, приведенной в пункте 5 (подпункт 2) Порядка N 563, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации N 344 установлен норматив по БПК - 455 руб. за тонну.
По мнению ответчика, законодатель устранил ошибку, допущенную в пункте 5 (подпункт 3) Порядка N 563, приняв постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017 "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563".
Судами установлено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышением ПДК произведен Предприятием в соответствии с требованиями действовавшего в проверяемый период Порядка N 563.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правомерно отклонил ссылку Общества на постановление Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1017, так как данный нормативный правовой акт вступил в силу с 01.01.2014 и его действие на спорные правоотношения не распространяется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2014 по делу N А21-7115/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Л.Л.НИКИТУШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)