Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А12-15349/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А12-15349/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дергачевой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАЛМИ",
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2014 года по делу N А12-15349/2014 (судья Павлова С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАЛМИ" (400075, г. Волгоград, ул. Жигулевская, д. 14, ОГРН 1023402976520, ИНН 3443039524)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20Б),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), открытое акционерное общество "Корпорация развития Волгоградской области" (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 56А, ОГРН 1073443004722, ИНН 3443079090), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 5, ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684),
об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "МАЛМИ" (далее - ООО "МАЛМИ", общество, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области) об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 34:34:030003:11.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.08.2014 произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - Управления Росреестра по Волгоградской области на надлежащего ответчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области.
Решением суда первой инстанции от 16 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "МАЛМИ" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 29 октября 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что истец обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ш. Авиатор примерно в 4 км справа по направлению от ул. Землячки в Дзержинском районе Волгограда, ориентировочной площадью 18000 кв. м под строительство производственно-складской базы.
Письмом N 2118/37744 от 04.12.2013 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области сообщило истцу, что формирование и последующее предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным в связи с тем, что данный земельный участок накладывается на земельные участки: 1. Учетный номер 3-0-371 предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области; 2. Кадастровый номер 34:34:03003:11, сформированный под строительство АЗС; 3. Учетный номер 3-0-546-3 для размещения внеплощадочной сети хозяйственно-бытовой напорной канализации.
Полагая, что во внесудебном порядке истец не может реализовать свои права по факту получения необходимого земельного участка, последний обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что истец не представил доказательств наличия права, за защитой которого обратился в арбитражный суд.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона.
Частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения (до 01.01.2013) с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:030003:11 не является преобразуемым или временным, поэтому основания для снятия указанного земельного участка с кадастрового учета по мотиву того, что зарегистрированный с определением границ земельный участок налагается на другой предполагаемый к предоставлению участок, границы которого не установлены, отсутствуют.
В силу части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Из материалов землеустроительного дела по межеванию спорного земельного участка (т. 1 л.д. 116-139) следует, что межевание земельного участка и постановка его на кадастровый учет были произведены на основании постановления Администрации Волгограда от 14.07.2003 г. N 883, которым Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда предписано обеспечить вынос границ земельного участка в натуру и проведение государственного кадастрового учета в отношении земельного участка площадью 4732 кв. м для размещения автозаправочной станции N 217 по схеме размещения автозаправочных станций на территории Волгограда по шоссе Авиаторов юго-восточнее электроподстанции в Дзержинском районе (учетный N 3-0-138).
Указанное постановление Администрации Волгограда не отменено, до настоящего времени является действующим, правовая судьба спорного земельного участка определена.
Федеральное законодательство не предусматривает право лица обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об аннулировании сведений (снятии с кадастрового учета) о земельном участке, правообладателем которого данное лицо не является, на основании того, что, по его мнению, земельный участок налагается (имеет место пересечение границ) на земельный участок, который это лицо намерено получить во владение.
В рассматриваемом случае заявитель не представил доказательств наличия права, за защитой которого обратился в арбитражный суд.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец не представил доказательств соблюдения процедуры получения земельного участка.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации. После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление и информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом после осуществления кадастрового учета.
По смыслу приведенных норм решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, осуществляет все предусмотренные законом процедуры (проведение кадастровых работ, государственный кадастровый учет участка, принятие решения о предоставлении его в аренду для строительства) в указанный (трехлетний) срок.
Доводы заявителя сводятся к вопросам оценки доказательств и установлению фактических обстоятельств, но при этом не приведены аргументы и обоснования, опровергающие сделанные судом выводы по существу спора на основе установленных ими фактических обстоятельств.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2014 года по делу N А12-15349/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
М.Г.ЦУЦКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)