Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича (Нижегородская обл., г. Павлово)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013
по делу N А43-25801/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича об устранении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича - Кузнецова А.В. по доверенности от 05.03.2011 N 52АА0287490 сроком действия три года,
и
индивидуальный предприниматель Кошелев Иван Николаевич (далее - предприниматель, Кошелев И.Н.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 6 758 774,36 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра, Управление, уполномоченный орган); третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Нижегородской области, администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Павловского района, орган местного самоуправления), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области (далее - МИФНС N 7, налоговый орган, Инспекция), государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ГБУ "Кадастровая палата по Нижегородской области, Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кошелев И.Н. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Предприниматель настаивает на том, что он обратился в арбитражный суд с требованием об исправлении кадастровой ошибки, а не оспаривании действий государственного органа. Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускает исправление кадастровой ошибки в судебном порядке.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы. Уточнил, что правильной будет являться кадастровая стоимость земельного участка в сумме 8 526 552,19 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
МИФНС N 7 по Нижегородской области, Управление Росреестра ходатайствуют о рассмотрении апелляционной жалобы отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 19.12.2008 серии 52-АВ N 685749, серии 52-АВ N 685267 индивидуальному предпринимателю Кошелеву И.Н. принадлежат на праве собственности нежилое здание склада-холодильника общей площадью 168,3 кв. м и нежилое здание склада материалов общей площадью 343,1 кв. м, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, категория - земли населенных пунктов, который на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.12.2008 серии 52-АВ N 687266 также находится в собственности Кошелева И.Н.
Во исполнение государственного контракта от 12.07.2007 N 05/07 Кадастровая палата осуществила государственную кадастровую оценку, в том числе и обозначенного земельного участка, вошедшего в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением от 15.06.2010 N 358 Правительство Нижегородской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.10.2007.
Согласно данным Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Нижегородской области земельный участок общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, отнесен к 5 (пятому) виду разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), его кадастровая стоимость определена в сумме 20 039 153, 42 рублей.
На основании постановления Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части значений удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости обозначенного земельного участка.
24.07.2012 Кошелев И.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000027:0032 путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 6 758 774,36 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Письмом от 27.07.2012 Управление уведомило Предпринимателя об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что в рассматриваемом случае имеет место кадастровая ошибка, допущенная уполномоченным органом в отношении его земельного участка, индивидуальный предприниматель Кошелев И.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и исходил из того, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своего права.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Положениями статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Статья 28 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Таким образом, обращение Предпринимателя непосредственно в суд за защитой своих прав и интересов соответствует законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о неверно избранном способе защиты нарушенных прав является неправильным.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 221-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Нижегородской области проведена в 2007 году, ее результаты утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 по состоянию на 01.10.2007.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), согласно которым кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждались Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации), действовавшие в период рассматриваемых правоотношений.
Методические указания и Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пункт 1.2 Методических указаний и приложение N 2 Технических рекомендаций позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.
В Методических указаниях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Таким образом, Методическими указаниями и Техническими рекомендациями земельные участки, предназначенные для эксплуатации зданий и сооружений, отнесены к разным видам разрешенного использования.
В постановлении Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения N 2 к приказу от 29.06.2007 N П/0152.
Эксплуатация зданий и сооружений бывает промышленного характера, социально-культурного и общественно-делового назначения, что является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Управление Росреестра, определяя вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного Кошелеву И.Н. для целей эксплуатации зданий и сооружений, следовало исходить из характера деятельности Предпринимателя и назначения расположенных на участке объектов недвижимости. Однако это обстоятельство не было исследовано надлежащим образом.
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица 1 приложения N 2), которым предусмотрены, в том числе:
- - группа видов разрешенного использования N 5: земельные участки для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- - группа видов разрешенного использования N 9: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Установлено, что на земельном участке Предпринимателя расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости: здание склада-холодильника и здание склада материалов.
Таким образом, к составу 5 (пятого) вида разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования обозначенный земельный участок не относится, поскольку на нем не размещен ни один из объектов, указанных в данном составе вида разрешенного использования.
Принадлежащий Предпринимателю на праве собственности и используемый им в предпринимательской деятельности в производственных целях земельный участок, подлежит отнесению к составу 9 (девятому) виду разрешенного использования и при расчете кадастровой стоимости земельного участка уполномоченному органу надлежало применить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка именно с 9 (девятым) видом разрешенного использования.
Неправильное толкование родового понятия "для эксплуатации зданий и сооружений" повлекло внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о виде разрешенного использования земельного участка Кошелева И.Н. и представляет собой кадастровую ошибку.
Утверждение постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, не является препятствием для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, поскольку исправление указанных ошибок не изменяет утвержденный в установленном законом порядке средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац 2 части 2 статьи 66 Земельного кодекса) и не направлено на признание недействующим нормативного правового акта.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование Кошелева И.Н. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку установлена кадастровая ошибка в сведениях, которая может быть исправлена в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Завышение кадастровой стоимости земельного участка нарушает права Предпринимателя как плательщика земельного налога.
Неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 по делу N А43-25801/2012 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Кошелева И.Н. и исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000027:0032 к 5 (пятой) группе видов разрешенного использования, требование индивидуального предпринимателя Кошелева И.Н. об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 8 526 552,19 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации понесенные Предпринимателем судебные расходы в сумме 300 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1800 рублей подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 по делу N А43-25801/2012 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича удовлетворить.
Исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000 027:0032 путем замены сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с 20 039 153,42 руб., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) на кадастровую стоимость размером 8 526 552,19 руб., рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Кошелеву Ивану Николаевичу излишне уплаченную по платежному поручению от 30.08.2012 N 2157 государственную пошлину в сумме 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2013 ПО ДЕЛУ N А43-25801/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. по делу N А43-25801/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича (Нижегородская обл., г. Павлово)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013
по делу N А43-25801/2012,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича об устранении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича - Кузнецова А.В. по доверенности от 05.03.2011 N 52АА0287490 сроком действия три года,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Кошелев Иван Николаевич (далее - предприниматель, Кошелев И.Н.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 6 758 774,36 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра, Управление, уполномоченный орган); третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Нижегородской области, администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация Павловского района, орган местного самоуправления), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Нижегородской области (далее - МИФНС N 7, налоговый орган, Инспекция), государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ГБУ "Кадастровая палата по Нижегородской области, Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кошелев И.Н. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе Предприниматель настаивает на том, что он обратился в арбитражный суд с требованием об исправлении кадастровой ошибки, а не оспаривании действий государственного органа. Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" допускает исправление кадастровой ошибки в судебном порядке.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы. Уточнил, что правильной будет являться кадастровая стоимость земельного участка в сумме 8 526 552,19 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
МИФНС N 7 по Нижегородской области, Управление Росреестра ходатайствуют о рассмотрении апелляционной жалобы отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 19.12.2008 серии 52-АВ N 685749, серии 52-АВ N 685267 индивидуальному предпринимателю Кошелеву И.Н. принадлежат на праве собственности нежилое здание склада-холодильника общей площадью 168,3 кв. м и нежилое здание склада материалов общей площадью 343,1 кв. м, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, категория - земли населенных пунктов, который на основании свидетельства о государственной регистрации права от 19.12.2008 серии 52-АВ N 687266 также находится в собственности Кошелева И.Н.
Во исполнение государственного контракта от 12.07.2007 N 05/07 Кадастровая палата осуществила государственную кадастровую оценку, в том числе и обозначенного земельного участка, вошедшего в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Постановлением от 15.06.2010 N 358 Правительство Нижегородской области утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01.10.2007.
Согласно данным Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Нижегородской области земельный участок общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, отнесен к 5 (пятому) виду разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), его кадастровая стоимость определена в сумме 20 039 153, 42 рублей.
На основании постановления Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части значений удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости обозначенного земельного участка.
24.07.2012 Кошелев И.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000027:0032 путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 6 758 774,36 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Письмом от 27.07.2012 Управление уведомило Предпринимателя об отказе во внесении изменений в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что в рассматриваемом случае имеет место кадастровая ошибка, допущенная уполномоченным органом в отношении его земельного участка, индивидуальный предприниматель Кошелев И.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", постановлением правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и исходил из того, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты своего права.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статей 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Статья 3 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Предусмотренные Федеральным законом N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ в целях применения установленных данным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Положениями статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Статья 28 Федерального закона N 221-ФЗ определяет, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Таким образом, обращение Предпринимателя непосредственно в суд за защитой своих прав и интересов соответствует законодательству, в связи с чем вывод суда первой инстанции о неверно избранном способе защиты нарушенных прав является неправильным.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения и изменения сведений относительно разрешенного использования земельных участков предусмотрен действующим законодательством (Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон N 221-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Нижегородской области проведена в 2007 году, ее результаты утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 по состоянию на 01.10.2007.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), согласно которым кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов следует определять применительно к определенным видам разрешенного использования.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждались Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации), действовавшие в период рассматриваемых правоотношений.
Методические указания и Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пункт 1.2 Методических указаний и приложение N 2 Технических рекомендаций позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.
В Методических указаниях в числе прочих названы следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).
Таким образом, Методическими указаниями и Техническими рекомендациями земельные участки, предназначенные для эксплуатации зданий и сооружений, отнесены к разным видам разрешенного использования.
В постановлении Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения N 2 к приказу от 29.06.2007 N П/0152.
Эксплуатация зданий и сооружений бывает промышленного характера, социально-культурного и общественно-делового назначения, что является общеизвестным обстоятельством и не нуждается в доказывании (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Управление Росреестра, определяя вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного Кошелеву И.Н. для целей эксплуатации зданий и сооружений, следовало исходить из характера деятельности Предпринимателя и назначения расположенных на участке объектов недвижимости. Однако это обстоятельство не было исследовано надлежащим образом.
В силу пункта 2.2 Технических рекомендаций определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица 1 приложения N 2), которым предусмотрены, в том числе:
- - группа видов разрешенного использования N 5: земельные участки для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- - группа видов разрешенного использования N 9: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Установлено, что на земельном участке Предпринимателя расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости: здание склада-холодильника и здание склада материалов.
Таким образом, к составу 5 (пятого) вида разрешенного использования Типового перечня видов разрешенного использования обозначенный земельный участок не относится, поскольку на нем не размещен ни один из объектов, указанных в данном составе вида разрешенного использования.
Принадлежащий Предпринимателю на праве собственности и используемый им в предпринимательской деятельности в производственных целях земельный участок, подлежит отнесению к составу 9 (девятому) виду разрешенного использования и при расчете кадастровой стоимости земельного участка уполномоченному органу надлежало применить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка именно с 9 (девятым) видом разрешенного использования.
Неправильное толкование родового понятия "для эксплуатации зданий и сооружений" повлекло внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о виде разрешенного использования земельного участка Кошелева И.Н. и представляет собой кадастровую ошибку.
Утверждение постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, не является препятствием для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, поскольку исправление указанных ошибок не изменяет утвержденный в установленном законом порядке средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац 2 части 2 статьи 66 Земельного кодекса) и не направлено на признание недействующим нормативного правового акта.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование Кошелева И.Н. является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку установлена кадастровая ошибка в сведениях, которая может быть исправлена в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Завышение кадастровой стоимости земельного участка нарушает права Предпринимателя как плательщика земельного налога.
Неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 по делу N А43-25801/2012 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Кошелева И.Н. и исправлении кадастровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000027:0032 к 5 (пятой) группе видов разрешенного использования, требование индивидуального предпринимателя Кошелева И.Н. об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка общей площадью 11 219 кв. м, кадастровый номер 52:33:0000027:0032, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Павлово, ул. 1-я Северная, д. 32-А, путем замены кадастровой стоимости 20 039 153,42 рублей, исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), на кадастровую стоимость в размере 8 526 552,19 рублей, рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации понесенные Предпринимателем судебные расходы в сумме 300 рублей подлежат взысканию в пользу заявителя; излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1800 рублей подлежит возвращению из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266 - 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.06.2013 по делу N А43-25801/2012 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича удовлетворить.
Исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000 027:0032 путем замены сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с 20 039 153,42 руб., исчисленной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 5 (пятым) видом разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания) на кадастровую стоимость размером 8 526 552,19 руб., рассчитанную для земельного участка с 9 (девятым) видом разрешенного использования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в пользу индивидуального предпринимателя Кошелева Ивана Николаевича судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Кошелеву Ивану Николаевичу излишне уплаченную по платежному поручению от 30.08.2012 N 2157 государственную пошлину в сумме 1800 (одна тысяча восемьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.РУБИС
В.Н.УРЛЕКОВ
Е.А.РУБИС
В.Н.УРЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)