Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 05АП-104/2015 ПО ДЕЛУ N А24-3924/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. N 05АП-104/2015

Дело N А24-3924/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал",
апелляционное производство N 05АП-104/2015
на решение от 25.11.2014
судьи К.Ю. Иванушкиной
по делу N А24-3924/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ритуал" (ИНН 4105022337, ОГРН 1024101224025, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.12.2002)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.07.2009)
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Лотос-М" (ИНН 4101111297, ОГРН 1064101061375, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.08.2006),
- о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, оформленного письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1298/14;
- о возмещении судебных расходов в размере 35 000 руб.,
- при участии: лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились; извещены надлежащим образом;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Ритуал") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее по тексту - Департамент) от 12.03.2014 N 01-08-01/1298/14 об отказе в предоставлении земельных участков, а также об обязании Департамента повторно рассмотреть заявление общества от 24.08.2012 и предоставить земельные участки. Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с Департамента судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 35.000 рублей.
Определением от 02.10.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа "Лотос-М" (далее по тексту - третье лицо, МУП "Лотос-М").
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Ритуал" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы указывает на злоупотребление Департаментом своими правами. По мнению заявителя, Департамент должен был повторно рассмотреть его заявление от 24.08.2012, но с учетом обстоятельств, которые существовали на указанную дату, когда на указанных в заявлении территориях не были сформированы земельные участки, обремененные впоследствии правами третьего лица. Полагает, что спорные земельные участки могут быть предоставлены обществу в аренду для размещения кладбища, поскольку Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Закон N 8-ФЗ) не содержит ссылки на то, что кладбища должны находиться в исключительном ведении специализированных служб по вопросам похоронного дела, создаваемых органами местного самоуправления. Кроме того отмечает, что орган местного самоуправления допустил фактическое использование земельных участков до момента их постановки на кадастровый учет и до заключения договоров аренды с третьим лицом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле по имеющимся в материалах дела документам.
Департамент в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
МУП "Лотос-М" в письменном отзыве, поступившем в канцелярию суда 25.02.2015, по доводам апелляционной жалобы возразило. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
24.08.2012 ООО "Ритуал" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет двух земельных участков, расположенных в городе Петропавловске-Камчатском, для строительства кладбища для населения (на земельном участке площадью 15 гектаров), а также крематория и кладбища для животных (на земельном участке площадью 2 гектара).
Письмом от 06.09.2012 N 08-01-12/3803/12 Департамент отказал обществу в согласовании места размещения названных выше объектов на испрашиваемых земельных участках. Основанием для отказа явилось то, что земельные участки расположены в границах земельного участка площадью 42 га, предоставленного муниципальному учреждению "Управление капитального строительства и ремонта" в безвозмездное срочное пользование для строительства объекта "Обустройство мест захоронения".
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.03.2013 по делу N А24-5082/2012 названный отказ Департамента признан незаконным. При этом арбитражный суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление ООО "Ритуал" от 24.08.2012 в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Рассмотрев во исполнение решения арбитражного суда от 25.03.2013 по делу N А24-5082/2012 заявление ООО "Ритуал" от 24.08.2012, Департамент письмом от 12.03.2014 N 01-08-01/1298/14 сообщил заявителю, что испрашиваемый земельный участок площадью 2 га находится в границах земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010104:79; земельный участок площадью 15 га находится в границах земельных участков 41:01:0010104:79 и 41:01:0010104:80. Данные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет 12.02.2013, то есть до принятия решения Арбитражным судом Камчатского края по делу N А24-5082/2012. При этом в соответствии с постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.04.2013 N 931 на указанных земельных участках созданы муниципальные места погребения для сооружения муниципального кладбища. В настоящее время земельные участки переданы в аренду МУП "Лотос-М". На основании изложенного обществу отказано в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков для размещения объектов - кладбище для населения, кладбище для животных и крематория.
Не согласившись с указанным решением Департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ. Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзывах на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется только в аренду (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Таким образом, принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающим этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что обществом 24.08.2012 (вх. N 08-01-13/4436/12) подано заявление, в котором указаны назначение объектов, строительство которых планируется - кладбище для населения, крематорий и кладбище для животных, примерный размер земельных участков, испрашиваемое право на земельные участки, примерное место расположения объектов недвижимости, а также приложены копии схемы предполагаемого размещения объекта на земельном участке.
Согласно пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из анализа приведенных норм права, следует, что орган местного самоуправления обязан сформировать земельный участок, исключив наложение на границы участков смежных землепользователей.
Как указывалось выше, основанием для отказа обществу в предоставлении в аренду земельных участков явилось то обстоятельство, что границы испрашиваемых земельных участков находятся в границах земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0010104:79 и 41:01:0010104:80, которые переданы в аренду МУП "Лотос-М".
Оценив оспариваемый отказ в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам:
Из имеющихся в материалах дела кадастровых паспортов земельных участков (л.д. 46-51), схем расположения сформированных и испрашиваемых земельных участков (л.д. 52, 56, 57) следует, что ООО "Ритуал" испрашивает земельные участки, расположенные в границах уже сформированных земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0010104:79 и 41:01:0010104:80, дата постановки на кадастровый учет 12.02.2013.
Кроме того, на указанных земельных участках согласно постановлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 04.04.2013 N 931 (л.д. 62) созданы муниципальные места для погребения для сооружения муниципального кладбища, фактическое использование - сооружение муниципального кладбища.
Помимо этого 21.02.2014 администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа на основании статей 22, 28 ЗК РФ, пункта 4 статьи 16 Закона N 8-ФЗ вынесено постановление N 400 о предоставлении МУП "Лотос-М" вышеуказанных земельных участков в аренду для размещения муниципальных мест погребения (л.д. 61).
21.02.2014 между администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в лице Департамента и МУП "Лотос-М" заключен договор аренды земельных участков с кадастровыми номерами 41:01:0010104:78, 41:01:0010104:79, 41:01:0010104:80, фактическое использование - для размещения муниципальных мест погребения (л.д. 64-68). Договор аренды земельных участков зарегистрирован в установленном порядке.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. То есть условием предоставления судебной защиты является наличие нарушенного или оспариваемого субъективного гражданского права или законного интереса. Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, общество наличия такого субъективного права не доказало.
В данном случае заявитель не указал, на основании какой нормы Закона N 8-ФЗ, соответствующего нормативного правового акта Камчатского края, ООО "Ритуал" как юридическому лицу должны предоставляться земельные участки на территории существующих муниципальных кладбищ города Петропавловска-Камчатского.
Правовые нормы, на которые ссылается общество такого субъективного права организации, желающей оказывать ритуальные услуги, не устанавливают, а носят либо общерегламентирующий характер, либо устанавливающий права членов семьи и близких родственников умерших, связанные с реализацией захоронения. Однако общество не наделено законом защищать чужие субъективные гражданские права и законные интересы.
Фактически общество требует от органа местного самоуправления обеспечить ему возможность заниматься оказанием ритуальных услуг на территории муниципальных кладбищ Петропавловск-Камчатского городского округа. Однако корреспондирующей указанному требованию субъективной юридической обязанности у Департамента не имеется.
Довод подателя жалобы о том, что Департамент должен был повторно рассмотреть заявление общества от 24.08.2012, но с учетом обстоятельств, которые существовали на указанную дату, когда на указанных в заявлении территориях не были сформированы земельные участки, обремененные впоследствии правами третьего лица, судебной коллегией отклоняется, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 41:01:0010104:79 и 41:01:0010104:80 сформированы и поставлены на кадастровый учет 12.02.2013, то есть до принятия Арбитражным судом Камчатского края решения по делу N А24-5270/2012. Указанным судебным актом суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление общества от 24.08.2012, при этом обязанности принять во внимание обстоятельства, которые существовали на указанную дату, не содержит.
Отклоняя доводы ООО "Ритуал" о том, что спорные земельные участки могут быть предоставлены обществу в аренду для размещения кладбища, поскольку Закон N 8-ФЗ не содержит ссылки на то, что кладбища должны находиться в исключительном ведении специализированных служб по вопросам похоронного дела, создаваемых органами местного самоуправления, коллегия считает необходимым отметить следующее:
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 25 названного закона погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) также установлено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения указанными законами не предусмотрена.
Постановлением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 25.09.2006 N 1838 (л. д. 97) МУП "Лотос-М" наделено функцией специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 24.09.2009 N 2889 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела в Петропавловск-Камчатском городском округе.
Вместе с тем ООО "Ритуал" не имеет статуса специализированной муниципальной службы по вопросам похоронного дела на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, и в связи с установленной законом правоспособностью может оказывать ритуальные услуги в тех случаях, когда законодательство не возлагает исполнения обязанности по оказанию таковых услуг на специализированные организации.
Ссылку общества на допущение органом местного самоуправления фактического использования земельных участков до момента их постановки на кадастровый учет и до заключения договоров аренды с третьим лицом, коллегия апелляционного суда отклоняет, как не влияющую на правильность рассмотрения настоящего спора, поскольку запрет на погребение граждан на территории общественного кладбища (территории спорных земельных участков) мог повлечь создание неблагоприятной обстановки и нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, что является недопустимым.
В такой ситуации суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу испрашиваемых земельных участков, и, следовательно, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ возможности удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое Департаментом решение не противоречит закону и в целом не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, судебная коллегия полагает, что оспариваемый отказ, изложенный в письме от 12.03.2014 N 01-08-01/1298/14 об отказе в предоставлении земельных участков, является законным и обоснованным, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении требования общества отказано, то у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания восстановления прав последнего путем понуждения Департамента совершить конкретные действия.
По результатам рассмотрения дела понесенные обществом судебные расходы, в том числе, расходы на оплату услуг представителя, в соответствии со статьей 110 АПК РФ правомерно отнесены судом первой инстанции на заявителя.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.11.2014 по делу N А24-3924/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)