Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Боброва А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Силиной И.А.,
судей Гылкэ Д.И.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре судебного заседания Гребенщиковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года дело
по заявлению З.О.В., З.В.В. об оспаривании действий начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в <...> М. и возложении обязанности провести регистрацию по месту жительства по свидетельству об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица
на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 28 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения заявителей З.О.В. и З.В.В., представителя заинтересованного лица УФМС России по <...> В., судебная коллегия
установила:
З.О.В. и З.В.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица - начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по <...> в <...> (далее - ТП УФМС России по <...> в <...>) М., выразившихся в отказе заявителям в регистрации их и регистрации их детей по месту жительства на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке (далее - свидетельство о тождественности). Заявители с указанным решением не согласны, считают, что таким образом нарушены их права.
В обоснование своих требований заявители в суде первой инстанции указали, что в <...> году они по религиозным убеждениям отказались от паспортов гражданина Российской Федерации, сдав их в ТП УФМС по <...> в <...>. Для реализации своих гражданских прав оформили у нотариуса свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке; указанные свидетельства были оформлены при предоставлении паспортов. В <...> году они приобрели по договору купли-продажи жилой дом по адресу: <...>. Право собственности на данный жилой дом, а также право собственности на земельный участок по указанному адресу было зарегистрировано в Росреестре на основании свидетельств о тождественности и судебных решений, которыми отказ в регистрации права был признан незаконным, и на Росреестр возложена обязанность произвести регистрацию права на основании свидетельства о тождественности. В настоящее время они желают зарегистрироваться в принадлежащем им на праве собственности доме для реализации своих гражданских прав, они являются многодетной семьей и имеют право на социальные гарантии, данное право они не могут реализовать в полном объеме в связи с отсутствием регистрации по месту фактического жительства. Отказом в регистрации по месту жительства нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права на свободу вероисповедания и на свободу выбора места жительства.
Возражая против заявленных требований, представитель миграционного органа в судебном заседании суда первой инстанции ссылался на то, что постановка на регистрационный учет по месту жительства осуществляется исключительно на основании паспорта гражданина Российской Федерации или иного удостоверяющего личность документа, перечень которых обозначен в законе; к таким документам свидетельство об установлении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не относится. В связи с этим полагает оспариваемый заявителями отказ в регистрации З.О.В. и З.В.В. и их детей по месту жительства на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, соответствующим закону.
Решением суда требования заявления удовлетворены. Признаны незаконными действия ТП УФМС России по <...> в <...> в лице начальника М. об отказе провести регистрацию по месту жительства З.О.В. и З.В.В. На ТП УФМС России по <...> в <...> возложена обязанность провести регистрацию по месту жительства З.О.В. и З.В.В. на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Кроме того, с ТП УФМС России по <...> в <...> в пользу каждого из заявителей взысканы расходы по уплате государственной пошлины по 200 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, с апелляционной жалобой обратилась и.о. начальника ТП УФМС России по <...> в <...> П. Автор жалобы настаивает, что для регистрации граждан по месту жительства необходим документ, удостоверяющий личность, а не предоставление такого документа препятствует миграционному органу в оказании услуги по регистрационному учету гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации. Учитывая, что выданное нотариусом свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не входит в перечень документов, определенных действующим законодательством как удостоверение личности гражданина, апеллянт полагает оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, о чем и просит в апелляционной жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица УФМС России по <...> В. на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивал. Заявители - супруги З-ны просили оставить состоявшийся по делу судебный акт без изменения. Лица, участвующие в деле по существу настаивали на доводах и возражениях, изложенных в судебном заседании суда первой инстанции.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, что указано в ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции установлено, что З.О.В. и З.В.В. по религиозным убеждениям отказались от паспортов гражданина Российской Федерации, их личность удостоверяется свидетельством об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, которое выдано З.О.В. <...>, З.В.В. - <...> нотариусом нотариального округа <...> и <...> Т., на основании ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (л. д. 9, 10).
З.В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...> (л. д. 18).
ТП УФМС России по <...> в <...> заявителям было отказано в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства (ответы от <...>) в связи с тем, что ими в нарушение п. п. 5, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не были предоставлены на регистрацию документы, удостоверяющие личность (л. д. 19, 20).
Полагая отказ заинтересованного лица в регистрации по месту жительства незаконным, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявления, суд исходил из того, что имеющиеся у заявителей свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, в данном конкретном случае позволяют полноценно идентифицировать личности заявителей и являются допустимыми документами, удостоверяющими их личности при проведении административного акта по регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Деятельность ТП УФМС России по <...> в <...> как территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регламентирована Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон от 25 июня 1993 года N 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила регистрации), Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (далее - Административный регламент).
Статьей 6 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-1, п. 16 Правил регистрации и п. 26 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства, среди которых паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В соответствии с п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; б) дипломатическим паспортом; в) служебным паспортом; г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка); д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 настоящего Положения); ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", установлено ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" постановлено, в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, других прав и свобод граждан Российской Федерации, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не входит в перечень документов, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, и таковым не является.
При таких обстоятельствах, поскольку заявителями для осуществления регистрации их по месту жительства в уполномоченный орган в качестве документов, удостоверяющих личность, были предоставлены только свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, заинтересованное лицо правомерно отказало им в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства.
С учетом религиозных убеждений заявителей, не позволяющих им иметь паспорта гражданина Российской Федерации, они не лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства на основании иных имеющихся у них документов, удостоверяющих личность, в частности военных билетов.
Утверждение заявителей о том, что их регистрация по месту жительства заинтересованным лицом должна быть осуществлена именно на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не основано на законе.
Поскольку оспариваемые решения заинтересованного лица об отказе в предоставлении заявителям государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства приняты им в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителей не нарушают, суду надлежало в удовлетворении требований заявителей отказать.
Таким образом решения суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления З.О.В. и З.В.В.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 28 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований З.О.В., З.В.В. отказать.
Председательствующий
И.А.СИЛИНА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
Е.С.ШУМКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-617/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения; Купля-продажа недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. по делу N 33-617/2014
Судья Боброва А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Силиной И.А.,
судей Гылкэ Д.И.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре судебного заседания Гребенщиковой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 февраля 2014 года дело
по заявлению З.О.В., З.В.В. об оспаривании действий начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области в <...> М. и возложении обязанности провести регистрацию по месту жительства по свидетельству об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица
на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 28 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения заявителей З.О.В. и З.В.В., представителя заинтересованного лица УФМС России по <...> В., судебная коллегия
установила:
З.О.В. и З.В.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица - начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по <...> в <...> (далее - ТП УФМС России по <...> в <...>) М., выразившихся в отказе заявителям в регистрации их и регистрации их детей по месту жительства на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке (далее - свидетельство о тождественности). Заявители с указанным решением не согласны, считают, что таким образом нарушены их права.
В обоснование своих требований заявители в суде первой инстанции указали, что в <...> году они по религиозным убеждениям отказались от паспортов гражданина Российской Федерации, сдав их в ТП УФМС по <...> в <...>. Для реализации своих гражданских прав оформили у нотариуса свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке; указанные свидетельства были оформлены при предоставлении паспортов. В <...> году они приобрели по договору купли-продажи жилой дом по адресу: <...>. Право собственности на данный жилой дом, а также право собственности на земельный участок по указанному адресу было зарегистрировано в Росреестре на основании свидетельств о тождественности и судебных решений, которыми отказ в регистрации права был признан незаконным, и на Росреестр возложена обязанность произвести регистрацию права на основании свидетельства о тождественности. В настоящее время они желают зарегистрироваться в принадлежащем им на праве собственности доме для реализации своих гражданских прав, они являются многодетной семьей и имеют право на социальные гарантии, данное право они не могут реализовать в полном объеме в связи с отсутствием регистрации по месту фактического жительства. Отказом в регистрации по месту жительства нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права на свободу вероисповедания и на свободу выбора места жительства.
Возражая против заявленных требований, представитель миграционного органа в судебном заседании суда первой инстанции ссылался на то, что постановка на регистрационный учет по месту жительства осуществляется исключительно на основании паспорта гражданина Российской Федерации или иного удостоверяющего личность документа, перечень которых обозначен в законе; к таким документам свидетельство об установлении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не относится. В связи с этим полагает оспариваемый заявителями отказ в регистрации З.О.В. и З.В.В. и их детей по месту жительства на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, соответствующим закону.
Решением суда требования заявления удовлетворены. Признаны незаконными действия ТП УФМС России по <...> в <...> в лице начальника М. об отказе провести регистрацию по месту жительства З.О.В. и З.В.В. На ТП УФМС России по <...> в <...> возложена обязанность провести регистрацию по месту жительства З.О.В. и З.В.В. на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. Кроме того, с ТП УФМС России по <...> в <...> в пользу каждого из заявителей взысканы расходы по уплате государственной пошлины по 200 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, с апелляционной жалобой обратилась и.о. начальника ТП УФМС России по <...> в <...> П. Автор жалобы настаивает, что для регистрации граждан по месту жительства необходим документ, удостоверяющий личность, а не предоставление такого документа препятствует миграционному органу в оказании услуги по регистрационному учету гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации. Учитывая, что выданное нотариусом свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не входит в перечень документов, определенных действующим законодательством как удостоверение личности гражданина, апеллянт полагает оспариваемый судебный акт подлежащим отмене, о чем и просит в апелляционной жалобе.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица УФМС России по <...> В. на требованиях и доводах апелляционной жалобы настаивал. Заявители - супруги З-ны просили оставить состоявшийся по делу судебный акт без изменения. Лица, участвующие в деле по существу настаивали на доводах и возражениях, изложенных в судебном заседании суда первой инстанции.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, что указано в ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании ненормативного акта, действия (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции установлено, что З.О.В. и З.В.В. по религиозным убеждениям отказались от паспортов гражданина Российской Федерации, их личность удостоверяется свидетельством об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, которое выдано З.О.В. <...>, З.В.В. - <...> нотариусом нотариального округа <...> и <...> Т., на основании ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (л. д. 9, 10).
З.В.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...> (л. д. 18).
ТП УФМС России по <...> в <...> заявителям было отказано в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства (ответы от <...>) в связи с тем, что ими в нарушение п. п. 5, 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, не были предоставлены на регистрацию документы, удостоверяющие личность (л. д. 19, 20).
Полагая отказ заинтересованного лица в регистрации по месту жительства незаконным, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявления, суд исходил из того, что имеющиеся у заявителей свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, в данном конкретном случае позволяют полноценно идентифицировать личности заявителей и являются допустимыми документами, удостоверяющими их личности при проведении административного акта по регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.
Деятельность ТП УФМС России по <...> в <...> как территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, регламентирована Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон от 25 июня 1993 года N 5242-1), Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила регистрации), Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288 (далее - Административный регламент).
Статьей 6 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-1, п. 16 Правил регистрации и п. 26 Административного регламента определен перечень документов, необходимых для регистрации по месту жительства, среди которых паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
В соответствии с п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; б) дипломатическим паспортом; в) служебным паспортом; г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка); д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 настоящего Положения); ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.
Перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, определяется Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", установлено ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" постановлено, в целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, других прав и свобод граждан Российской Федерации, для осуществления их защиты и покровительства за пределами Российской Федерации, а также в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
С учетом вышеприведенных правовых норм, свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не входит в перечень документов, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации, и таковым не является.
При таких обстоятельствах, поскольку заявителями для осуществления регистрации их по месту жительства в уполномоченный орган в качестве документов, удостоверяющих личность, были предоставлены только свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, заинтересованное лицо правомерно отказало им в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства.
С учетом религиозных убеждений заявителей, не позволяющих им иметь паспорта гражданина Российской Федерации, они не лишены возможности зарегистрироваться по месту жительства на основании иных имеющихся у них документов, удостоверяющих личность, в частности военных билетов.
Утверждение заявителей о том, что их регистрация по месту жительства заинтересованным лицом должна быть осуществлена именно на основании свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не основано на законе.
Поскольку оспариваемые решения заинтересованного лица об отказе в предоставлении заявителям государственной услуги по регистрационному учету по месту жительства приняты им в соответствии с требованиями закона, в пределах предоставленных полномочий, прав и законных интересов заявителей не нарушают, суду надлежало в удовлетворении требований заявителей отказать.
Таким образом решения суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления З.О.В. и З.В.В.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 28 октября 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований З.О.В., З.В.В. отказать.
Председательствующий
И.А.СИЛИНА
Судьи
Д.И.ГЫЛКЭ
Е.С.ШУМКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)