Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Прохорова Г.И., дов. от 09.01.2014
от заинтересованного лица Гореловой И.А., дов. от 14.05.2014 N 197-Д
рассмотрев 25 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 апреля 2014 года,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 25 июня 2014 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.
по делу N А41-9448/14
по заявлению открытого акционерного общества "Внуковский завод огнеупорных изделий" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными результатов проверки; признании недействительными предписаний
установил:
Открытое акционерное общество "Внуковский завод огнеупорных изделий" (далее - ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными и отмене результатов плановой проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) от 13.01.2014 N 10485-Ю-2014 и оформленных актами проверок соблюдения земельного законодательства юридического лица от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3. Также общество просило признать неудивительными предписания от 05.02.2014 N 10485/2 и 10485/3 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением названного арбитражного суда от 04.04.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014, заявленные по делу требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на то, что обжалование актов проверки не предусмотрено законодательством. Также указало на недоказанность нарушения прав и законных интересов общества.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель Управления поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030210:126 и 50:20:0030210:127 общей площадью соответственно 452 кв. м и 5328 кв. м, расположенные по адресу Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей.
Управление Росреестра по Московской области 13.01.2014 вынесло распоряжение N 10485-Ю-2014 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества на предмет соблюдения требований земельного законодательства при использовании указанных земельных участков.
В ходе проведенной 24.01.2014 проверки был выявлен факт использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030210:126 и 50:20:0030210:127 не в соответствии с видом разрешенного использования.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3.
05.02.2014 Управление Росреестра по Московской области вынесло ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" предписания N 10485/2 и 10485/3 об устранении нарушения земельного законодательства.
Полагая, что при проведении проверки Управлением были нарушены требования действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном надзоре", одним из органов, осуществляющих государственный земельный надзор, является Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, которая, в том числе, следит за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором указываются фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
В соответствии с пунктам 11, 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных пунктом 12 статьи 9 Закона, отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций оценили в совокупности представленные в дело доказательства, в том числе служебные записки секретаря-референта Ефремовой Н.Л. от 06.02.2014 и инспектора отдела аренды и управления имуществом Бухтеева С.В. от 05.02.2014, журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля от 20.10.2010 и др., и установили, что о проведении сотрудниками Управления Росреестра по Московской области плановой проверки ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" было извещено не ранее 24.01.2014 посредством сообщения о данном факте лицами, прибывшими на предприятие для проведения проверки.
Суды оценили ссылку Управления на телефонограмму от 22.01.2014 и отклонили как неосновательную, указав, что она не может служить доказательством надлежащего извещения общества о проведении проверки, поскольку составлена менее, чем за три дня до даты проведения контрольных мероприятий и не подтверждает соблюдение установленного пунктом 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ требования о направлении проверяемому лицу копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.
В силу статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Закона.
Как установили суды двух инстанций, проверка проведена в отсутствие генерального директора общества или его уполномоченного представителя, что следует из актов проверки от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о несоблюдении Управлением порядка проведения проверки и, как следствие, недействительности ее результатов и выданных предписаний.
Ссылка в жалобе на то, что обжалование актов проверки не предусмотрено законодательством, отклоняется как неосновательная. В данном случае предметом оспаривания являлись результаты плановой проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Росреестра по Московской области от 13.01.2014 N 10485-Ю-2014 и оформленные актами проверок соблюдения земельного законодательства юридического лица от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3. Формулировка заявленного требования полностью соответствует положениям части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, предусматривающей возможность оспаривания результатов проверок в судебном порядке.
Утверждение в жалобе на недоказанность нарушения прав и законных интересов общества было предметом обсуждения апелляционного суда и правомерно отклонено как неосновательное. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что по результатам проведенной проверки в отношении общества возбуждено административное производство и оно привлечено к административной ответственности, то есть были затронуты его права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 года по делу N А41-9448/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 02.10.2014 N Ф05-11022/14 ПО ДЕЛУ N А41-9448/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2014 г. по делу N А41-9448/14
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2014 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Прохорова Г.И., дов. от 09.01.2014
от заинтересованного лица Гореловой И.А., дов. от 14.05.2014 N 197-Д
рассмотрев 25 сентября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 апреля 2014 года,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 25 июня 2014 года,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Коноваловым С.А., Коротковой Е.Н.
по делу N А41-9448/14
по заявлению открытого акционерного общества "Внуковский завод огнеупорных изделий" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании недействительными результатов проверки; признании недействительными предписаний
установил:
Открытое акционерное общество "Внуковский завод огнеупорных изделий" (далее - ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными и отмене результатов плановой проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) от 13.01.2014 N 10485-Ю-2014 и оформленных актами проверок соблюдения земельного законодательства юридического лица от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3. Также общество просило признать неудивительными предписания от 05.02.2014 N 10485/2 и 10485/3 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением названного арбитражного суда от 04.04.2014, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014, заявленные по делу требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на то, что обжалование актов проверки не предусмотрено законодательством. Также указало на недоказанность нарушения прав и законных интересов общества.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель Управления поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030210:126 и 50:20:0030210:127 общей площадью соответственно 452 кв. м и 5328 кв. м, расположенные по адресу Московская область, г. Одинцово, ул. Союзная, д. 7, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственных целей.
Управление Росреестра по Московской области 13.01.2014 вынесло распоряжение N 10485-Ю-2014 о проведении плановой выездной проверки в отношении общества на предмет соблюдения требований земельного законодательства при использовании указанных земельных участков.
В ходе проведенной 24.01.2014 проверки был выявлен факт использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0030210:126 и 50:20:0030210:127 не в соответствии с видом разрешенного использования.
Результаты проверки зафиксированы в актах от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3.
05.02.2014 Управление Росреестра по Московской области вынесло ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" предписания N 10485/2 и 10485/3 об устранении нарушения земельного законодательства.
Полагая, что при проведении проверки Управлением были нарушены требования действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о государственном земельном контроле, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном надзоре", одним из органов, осуществляющих государственный земельный надзор, является Федеральная службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы, которая, в том числе, следит за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 14 названного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором указываются фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
В соответствии с пунктам 11, 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу пункта 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ нарушение требований, предусмотренных пунктом 12 статьи 9 Закона, отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций оценили в совокупности представленные в дело доказательства, в том числе служебные записки секретаря-референта Ефремовой Н.Л. от 06.02.2014 и инспектора отдела аренды и управления имуществом Бухтеева С.В. от 05.02.2014, журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля от 20.10.2010 и др., и установили, что о проведении сотрудниками Управления Росреестра по Московской области плановой проверки ОАО "Внуковский завод огнеупорных изделий" было извещено не ранее 24.01.2014 посредством сообщения о данном факте лицами, прибывшими на предприятие для проведения проверки.
Суды оценили ссылку Управления на телефонограмму от 22.01.2014 и отклонили как неосновательную, указав, что она не может служить доказательством надлежащего извещения общества о проведении проверки, поскольку составлена менее, чем за три дня до даты проведения контрольных мероприятий и не подтверждает соблюдение установленного пунктом 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ требования о направлении проверяемому лицу копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.
В силу статьи 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Закона.
Как установили суды двух инстанций, проверка проведена в отсутствие генерального директора общества или его уполномоченного представителя, что следует из актов проверки от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о несоблюдении Управлением порядка проведения проверки и, как следствие, недействительности ее результатов и выданных предписаний.
Ссылка в жалобе на то, что обжалование актов проверки не предусмотрено законодательством, отклоняется как неосновательная. В данном случае предметом оспаривания являлись результаты плановой проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Росреестра по Московской области от 13.01.2014 N 10485-Ю-2014 и оформленные актами проверок соблюдения земельного законодательства юридического лица от 24.01.2014 N 10485/2 и 10485/3. Формулировка заявленного требования полностью соответствует положениям части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, предусматривающей возможность оспаривания результатов проверок в судебном порядке.
Утверждение в жалобе на недоказанность нарушения прав и законных интересов общества было предметом обсуждения апелляционного суда и правомерно отклонено как неосновательное. Суд апелляционной инстанции правильно указал, что по результатам проведенной проверки в отношении общества возбуждено административное производство и оно привлечено к административной ответственности, то есть были затронуты его права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2014 года по делу N А41-9448/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
Судьи
М.В.БОРЗЫКИН
В.А.ДОЛГАШЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)