Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Добреля Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Лысовой Т.В., Моисеева К.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Фаленского района Кировской области на решение Зуевского районного суда Кировской области от 03.03.2014 года, которым на администрацию Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области возложена обязанность в срок до <дата> года разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения; на администрацию Фаленского района - в срок до <дата> года определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В. судебная коллегия,
установила:
Прокурор Фаленского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фаленского городского поселения, администрации Фаленского района Кировской области о возложении обязанности разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения; определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района соответственно. В обоснование иска указал, что проверкой проведенной прокуратурой района совместно со специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе установлено, что станция перекачки и очистные сооружения п. Фаленки не работают, сброс отходов происходит на рельеф из последнего колодца перед станцией перекачки в черте населенного пункта, согласованных мест для сброса жидких бытовых отходов не имеется, генеральная схема очистки населенных пунктов не разработана и не согласованна с органами Роспотребнадзора, место для обезвреживания жидких бытовых отходов не определено. Таким образом в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сбор, вывоз, утилизация и переработка жидких бытовых отходов населения п. Фаленки организованы ненадлежащим образом. Бездействие администрации городского поселения и администрации района, выраженное в неисполнении норм законодательства, регулирующего правила обращения с отходами потребления, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих на территории Фаленского района.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы администрации Фаленского района Кировской области - У. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального права. В обоснование жалобы привел доводы о том, что судом сделан ошибочный вывод относительно того, что деятельность по обезвреживанию отходов связана с их утилизацией. Полагает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку жидкие бытовые отходы являются категорией сточных вод, а организация водоотведения отнесена законом к полномочиям органов местного самоуправления, определение мест, предназначенных для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением, не входит в компетенцию администрации района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Фаленского района указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность постановленного судом решения.
Выслушав прокурора Блинову А.В., представителя третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Кирово-Чепецком районе - С., полагавших решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения; к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года N 4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 1.2 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Правил обезвреживание жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, при проведении проверки прокуратурой Фаленского района Кировской области выявлено, что Генеральная схема очистки населенных пунктов на территории Фаленского городского поселения отсутствует, очистные сооружения п. Фаленки не работают, жидкие бытовые отходы сливаются на ул. Северная п. Фаленки в последний колодец перед станцией перекачки, находящейся в нерабочем состоянии, и в дальнейшем попадают на рельеф местности. На территории Фаленского муниципального района очистные сооружения либо иные сооружения, предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов отсутствуют, места для обезвреживания жидких бытовых отходов не определены.
Исходя из того, что неисполнение администрацией поселения и администрацией муниципального района требований Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде суд пришел к выводу об удовлетворении иска и возложении на администрацию городского поселения обязанность разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения, на администрацию района - определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются собранными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы правильность вывода суда не опровергают, основаны на произвольном и субъективном толковании законодательства, регулирующего спорные отношения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут расцениваться в качестве правовых оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Зуевского районного суда Кировской области от 03.03.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1610
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу N 33-1610
Судья: Добреля Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Лысовой Т.В., Моисеева К.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Фаленского района Кировской области на решение Зуевского районного суда Кировской области от 03.03.2014 года, которым на администрацию Фаленского городского поселения Фаленского района Кировской области возложена обязанность в срок до <дата> года разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения; на администрацию Фаленского района - в срок до <дата> года определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района.
Заслушав доклад судьи Моисеева К.В. судебная коллегия,
установила:
Прокурор Фаленского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Фаленского городского поселения, администрации Фаленского района Кировской области о возложении обязанности разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения; определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района соответственно. В обоснование иска указал, что проверкой проведенной прокуратурой района совместно со специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Кирово-Чепецком районе установлено, что станция перекачки и очистные сооружения п. Фаленки не работают, сброс отходов происходит на рельеф из последнего колодца перед станцией перекачки в черте населенного пункта, согласованных мест для сброса жидких бытовых отходов не имеется, генеральная схема очистки населенных пунктов не разработана и не согласованна с органами Роспотребнадзора, место для обезвреживания жидких бытовых отходов не определено. Таким образом в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сбор, вывоз, утилизация и переработка жидких бытовых отходов населения п. Фаленки организованы ненадлежащим образом. Бездействие администрации городского поселения и администрации района, выраженное в неисполнении норм законодательства, регулирующего правила обращения с отходами потребления, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих на территории Фаленского района.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы администрации Фаленского района Кировской области - У. ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального права. В обоснование жалобы привел доводы о том, что судом сделан ошибочный вывод относительно того, что деятельность по обезвреживанию отходов связана с их утилизацией. Полагает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку жидкие бытовые отходы являются категорией сточных вод, а организация водоотведения отнесена законом к полномочиям органов местного самоуправления, определение мест, предназначенных для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением, не входит в компетенцию администрации района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Фаленского района указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность постановленного судом решения.
Выслушав прокурора Блинову А.В., представителя третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области в Кирово-Чепецком районе - С., полагавших решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не состоятельными, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами; к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения; к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 1.1 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 года N 4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 1.2 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 Правил обезвреживание жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, при проведении проверки прокуратурой Фаленского района Кировской области выявлено, что Генеральная схема очистки населенных пунктов на территории Фаленского городского поселения отсутствует, очистные сооружения п. Фаленки не работают, жидкие бытовые отходы сливаются на ул. Северная п. Фаленки в последний колодец перед станцией перекачки, находящейся в нерабочем состоянии, и в дальнейшем попадают на рельеф местности. На территории Фаленского муниципального района очистные сооружения либо иные сооружения, предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов отсутствуют, места для обезвреживания жидких бытовых отходов не определены.
Исходя из того, что неисполнение администрацией поселения и администрацией муниципального района требований Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде суд пришел к выводу об удовлетворении иска и возложении на администрацию городского поселения обязанность разработать, утвердить и согласовать с органами Роспотребнадзора по Кировской области генеральную схему очистки населенных пунктов, подведомственных администрации Фаленского городского поселения, на администрацию района - определить места (участки), предназначенные для обезвреживания жидких бытовых отходов, образуемых населением населенных пунктов Фаленского муниципального района.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются собранными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, мотивирован и подробно изложен в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы правильность вывода суда не опровергают, основаны на произвольном и субъективном толковании законодательства, регулирующего спорные отношения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут расцениваться в качестве правовых оснований для отмены судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Зуевского районного суда Кировской области от 03.03.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)