Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2014 ПО ДЕЛУ N А52-461/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2014 г. по делу N А52-461/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 1 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 8 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-Трейд-Инвест" на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014 (судья Бударина Ж.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Уно-Трейд-Инвест" (ОГРН 10260009699653; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) с иском о признании кадастровой ошибкой содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о том, что земельные участки, кадастровыми номерами 60:27:0080102:59 и 60:27:0080102:60, отнесены к 7 группе вместо 8 группы, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения путем исправления кадастровой ошибки по состоянию на 29.11.2011 и начало налогового периода с 01.01.2012 (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле к в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - Управление Росреестра по Псковской области), общество с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" (далее - ООО "Псков-Альянс"), финансовое управление администрации города Пскова (далее - Финансовое управление), федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице псковского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГБУ "Ростехинвентаризация").
Решением суда от 28.05.2014 в удовлетворении иска отказано, Обществу из федерального бюджета возвращено 4000 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе и дополнении к ней просило судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Вывод суда о необходимости оспаривания акта проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 05.09.2011 N 3 неправомерен. Порядок и основания обжалований действий оценщика не могут быть применены ввиду того, что Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не применяется к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой заключены до истечения шестидесяти дней после опубликования федерального закона. Суд неверно расценил заявление истца. Общество заявило о том, что при проведении государственной кадастровой оценке земель в ходе межведомственного взаимодействия земельный участок, числившийся в кадастре по виду разрешенного использования 8 группы, вместе с вновь образованными участками ошибочно отнесен к 7 группе без изменения вида разрешенного использования. Суд неправильно применил приказ Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Типовой перечень). Установление рыночной стоимости на спорные земельные участки не может быть предметом исследования, поскольку не имеет отношения к изменению сведений, содержащихся в кадастровом реестре. Суд не применил письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата", приказ Росреестра от 01.09.2011 N П/331. Прослеживается факт оценки самим кадастровым органом спорного земельного участка как земельного участка "под объектами оздоровительного и рекреационного назначения", а также тот факт, что на момент проведения государственной кадастровой оценки в 2010 году (формирование списка земельных участков) данный земельный участок в документах кадастровой службы числился в 8 группе видов функционального использования.
Определением от 07.07.2014 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 28.08.2014. В судебном заседании 28.08.2014 объявлен перерыв до 02.09.2014. Определением от 02.09.2014 рассмотрение жалобы отложено на 30.09.2014.
В связи с отпуском судьи Зориной Ю.В. в составе суда на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена на судью Шадрину А.Н., о чем имеется соответствующее определение, указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Кадастровая палата в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установил суд первой инстанции, Обществу принадлежал на праве собственности земельный участок, кадастровым номером 60:27:010208:44, площадью 58 200 кв. м, расположенный по адресу: город Псков, улица Кузбасской дивизии.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 07.07.2010 и свидетельству о государственной регистрации права от 01.07.2010, разрешенное использование земельного участка - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка).
Результаты кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Псковской области определены по состоянию на 01.01.2010 и утверждены постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области" (далее - Постановление).
В соответствии с данными результатами кадастровая стоимость названного земельного участка составила 192 560 520 руб.
В 2010 году путем раздела указанного земельного участка из него образованы земельные участки, кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, площадью 44 183 кв. м, 60:27:0080102:60, площадью 14 017 кв. м.
Сведения о земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.2010.
Согласно кадастровым паспортам и свидетельствам о государственной регистрации права от 13.01.2011, разрешенное использование земельных участков - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка).
На основании договора купли-продажи Общество указанные земельные участки 27.02.2013 продало ООО "Псков-Альянс", 19.03.2013 выданы соответствующие свидетельства о государственной регистрации права, вид разрешенного использования - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка).
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы Российской Федерации N 1 по Псковской области (далее - МИФНС N 1) провела выездную проверку Общества.
В соответствии с актом МИФНС N 1 от 05.11.2013 N 14-05/973 за проверяемый период с 01.01.2010 по 31.12.2012 Обществу доначислен земельный налог за указанный период, исчисленный исходя из кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Как следует из искового заявления, при определении кадастровой стоимости земельных участков, кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, 60:27:0080102:60, Кадастровой палатой допущена кадастровая ошибка в результате информационного взаимодействия в части, касающейся сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку в добровольном порядке данная ошибка не устранена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
Порядок исправления ошибок в кадастровом учете предусмотрен статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно данной норме закона, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия), либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Суд установил, что земельный участок, кадастровым номером 60:27:0080102:44, имел разрешенное использование - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка).
Такая характеристика внесена в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения администрации города Пскова от 21.11.2005 N 381-б-р.
Согласно пункту 1 распоряжения от 21.11.2005 N 381-б-р земельный участок предоставлялся в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Промгражданстройтрест" для реализации инвестиционного проекта по размещению спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка).
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Псковской области осуществлялась Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" на основании государственного контракта от 25.12.2009 N 169д по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением.
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с названными Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил), по итогам которой принимают акт об утверждении ее результатов.
В полномочия органов кадастрового учета (ответчика) входит лишь внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании государственного контракта от 25.12.2009 N 169Д, заключенного Росреестром (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), правопреемником которого является БТИ (распоряжение Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.12.2011 N 3301-р), последним выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Псковской области, по результатам которых составлен отчет от 12.08.2011 N 22-22К/10-60 по состоянию на 01.01.2010.
Последовательность и сроки осуществления административных процедур Росреестром и Управлений по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок взаимодействия Росреестра и Управления с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель на момент проведения государственной кадастровой оценки земель по государственному контракту N 169д устанавливались Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции Организация проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 19.08.2011. На основании предварительной проверки Росреестром составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 05.09.2011 N 3, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 316 утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением утверждены представленные Управлением результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области, а также средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Псковской области в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как правомерно указал суд, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Вышеназванное постановление является действующими нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отменен, сведений о признании его недействующим также в материалах дела не имеется.
Суд обосновано указал, что сведения о конкретных показателях кадастровой стоимости, которые содержатся в вышеназванным нормативным акте исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определены исполнителем (оценщиком) специальным методом и перенесены в государственный кадастр.
Приложением 1 к постановлению определена кадастровая стоимость земельного участка, кадастровым номером 60:27:0080102:44, в размере 192 560 520 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 3308 руб. 60 коп. кв. м, соответствующем виду разрешенного использования 7 группы.
Суд первой инстанции установил, что при внесении Кадастровой палатой сведений об удельном показателе стоимости вновь образованных земельных участках, кадастровыми номерами 60:27:0080102:59, 60:27:0080102:60, учтены прежние данные о виде разрешенного использования земельного участка.
В данном случае апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе первоначального земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
Нарушений порядка внесения таких сведений суд не установил. Поэтому пришел к обоснованному выводу о том, что Кадастровой палатой кадастровой ошибки не допущено. Внесенные сведения соответствовали исходным данным, на основании которых они внесены в государственный кадастр недвижимости.
Объективных доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период с соблюдением установленной процедуры изменялся вид разрешенного использования земельного участка, в деле не имеется, истцом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. Имеющиеся в деле документы такие сведения не содержат.
Как правомерно указал суд первой инстанции, изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11.
Доводы подателя жалобы о том, что в результате допущенной кадастровой ошибки существенно изменился удельный показатель кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, не принимаются во внимание, поскольку сам факт такой ошибки суд не установил.
В том случае, если истец не согласен с кадастровой стоимостью земельных участком, по иным основаниям, он вправе обратиться в суд с соответствующим отдельным иском. В данном деле такое требование не заявлено и не рассмотрено.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 28 мая 2014 года по делу N А52-461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уно-Трейд-Инвест" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)