Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявители указывают на то, что ответчиком было принято решение об отказе их семье в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в связи с непредставлением документа из перечня, определенного постановлением правительства субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.
судей Левиной Н.В., Глушко А.Р.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице его представителя К. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 мая 2015 года, которым постановлено:
"Заявление П.Д., П.М. о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27.02.2015 года N 208-з-ТР об отказе в принятии на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 года N 208-з ТР в части отказа П.Д. и П.М. в принятии их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Обязать Департамента имущественных отношений Тюменской области поставить семью П.Д. и П.М. на учет в целях бесплатного представления земельного участка на основании заявления от 29 января 2015 года.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу П.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> руб. и расходы на уплату государственной пошлины в размере <.......> руб.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения П.Д., П.М., полагавших апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
установила:
П.Д. и П.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 года об отказе П.Д. и П.М. в постановке их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, указывая, что 29 января 2015 года они обратились в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Тюменской области от 05 октября 2011 г. N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее также - Закон Тюменской области N 64). Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение от 27.02.2015 года об отказе их семье в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Основанием для отказа явилось непредставление документа из перечня, определенного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 года N 340-п именно, непредставление свидетельства о регистрации по месту пребывания или копии решения суда об установлении факта проживания в отношении П.Д. и П.М., подтверждающих факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления. Заявители полагали, что данным решением были нарушены их права, созданы препятствия к осуществлению права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в целях обеспечения достойной жизни многодетной семьи при социальной поддержке, гарантированной государством. Просили признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 г. об отказе в постановке их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка; обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области поставить семью П-ных на учет в целях бесплатного представления земельного участка на основании заявления от 29 января 2015 года; взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу П.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере <.......> рублей.
П.Д., и П.М. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области О. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что у заявителей согласно представленных паспортов имеется просрочка регистрации по месту жительства более 30 дней, в связи с чем не подтвержден факт непрерывного проживания на территории Тюменской области в течение 5 лет.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Департамент имущественных отношений Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, указывая на нарушение судом норм материального права. Не соглашаясь с выводом суда о том, что представленные заявителями документы: справка N 10 от 14.04.2015 г. ООО "ТрансЛюкс" с 27.01.2009, а также трудовая книжка П.Д., являются документами, подтверждающими факт проживания на территории Тюменской области указывает, что перечень прилагаемых к заявлению документов, в соответствии с которыми должны быть предоставлены документы, подтверждающие факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет, определен в п. 2.5 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, где указано, что таким документом являются свидетельство о регистрации по месту пребывания, либо копия решения суда об установлении факта проживания на территории Тюменской области, указанные документы не предоставляются в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области единовременно составляет не более 30 календарных дней. Такие документы заявителями не представлены, в связи с чем считает оспариваемый отказ законным. Кроме того, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" обращает внимание, что заявителями не указано какие нормы права нарушены Департаментом при издании обжалуемого решения, не представлено доказательств подтверждающих нарушения их прав.
На апелляционную жалобу поступили возражения П.Д., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области N 64 в целях настоящего Закона под гражданами Российской Федерации, имеющими трех и злее детей, понимаются проживающие в Тюменской области граждане Российской Федерации (родители (усыновители)), находящиеся в регистрированном браке, либо один гражданин Российской Федерации (родитель (усыновитель)), которые (который) имеют (имеет) трех и более детей граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет (включая усыновленных, пасынков и падчериц), проживающих совместно с ними (ним), за исключением детей, в отношении которых родители или усыновители (родитель или усыновитель) лишены (лишен) родительских прав или ограничены (ограничен) родительских правах, и детей, в отношении которых отменено усыновление.
Согласно ст. 2 указанного Закона многодетные семьи имеют право приобрести бесплатно дачный земельный участок либо земельный участок для индивидуального жилищного строительства, если при этом оба родителя усыновителя) (в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех и более детей, - один родитель (усыновитель)) проживают (проживает) в Тюменской области не менее 5 лет и ранее данной многодетной семье бесплатно не предоставлялся земельный участок для целей, указанных в настоящей статье.
Статьей 3 Закона Тюменской области N 64 предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления районов или городских округов (далее - соответствующие уполномоченные органы) не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов принимают решение о принятии семьи на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка, если она отвечает требованиям, установленным в статьях 1 и 2 настоящего Закона (при этом требование о проживании многодетной семьи не менее 5 лет в Тюменской области, предусмотренное в части 1 статьи 2 настоящего Закона, считается выполненным при проживании в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления), и если в представленных заявлении и документах не выявлены недостоверные сведения (пункт 2 части 2), либо об отказе в принятии семьи на учет в целях бесплатного (в том числе первоочередного) предоставления земельного участка. Основаниями для отказа в принятии семьи на учет, являются, в том числе, непредставление одного или нескольких документов из перечня, определенного Правительством Тюменской области в соответствии с частью 1 настоящей статьи (пункт 3 части 2).
Из норм раздела 2 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10 октября 2011 года N 340-п следует, что заявление о бесплатном предоставлении земельного участка (далее - заявление) составляется по форме согласно приложению к настоящему Положению (п. 2.1); к заявлению прилагается, в том числе, документ, подтверждающий факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех или более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации) (пп. "в" п. 2.4); документом, указанным в подпункте "в" пункта 2.4 настоящего Положения, является свидетельство о регистрации по месту пребывания, справка органов местного самоуправления, являющихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, копия решения суда об установлении соответствующего факта. Справка органов местного самоуправления, являющихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставляется по желанию заявителя. В случае если справка не предоставлена заявителем, такой документ запрашивается в рамках межведомственного взаимодействия у органа местного самоуправления, в распоряжении которого он находится, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области. Документ, указанный в подпункте "в" пункта 2.4 настоящего Положения, не представляется в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период, исчисляемый со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области до дня постановки на регистрационный учет в Тюменской области, единовременно составляет не более 30 календарных дней (п. 2.5).
Как правильно установлено судом первой инстанции, П.Д. и П.М. состоят в зарегистрированном браке и воспитывают троих несовершеннолетних детей, таким образом, семья П-ных является многодетной. При подаче 29 января 2015 года в Департамент имущественных отношений Тюменской области заявления о бесплатном предоставлении земельного участка, заявителями были представлены копии паспортов на П.Д. и П.М., при этом, в составе пакета документов одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка была предоставлены: справка Администрации муниципального образования п. Боровский Тюменского района Тюменской области, из которой следует, что П.Д. и П.М. фактически проживали по адресу <.......> <.......> по <.......> года; справка N 10 ООО "ТрансЛюкс" от 14.04.2015 года, из которой следует, что П.Д., действительно работает в a11 с <.......>, в период с <.......> по <.......> год в служебные командировки не направлялся, указанные обстоятельства также подтверждаются трудовой книжкой П.Д.
Письмом от 13.03.2015 года Департамент имущественных отношений Тюменской области уведомил П.М. и П.Д. об отказе решением от 27.02.2015 года в предоставлении им земельного участка, по основанию непредставления документа из перечня, определенного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 года N 340-п (непредставление свидетельства регистрации по месту пребывания или копии решения суда об установлении факта проживания в отношении П.Д. и П.М., факт проживания которых в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления не удостоверяется паспортами граждан Российской Федерации и не подтверждается сведениями из органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, основываясь на положениях ст. 3 Закона Тюменской области N 64 пришел к правомерному выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по проверке соответствия семьи, претендующей на бесплатное предоставление земельного участка, требованиям, установленным ст. ст. 1, 2 указанного закона, при этом, в силу норм ч. ч. 2, 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с учетом правовой позиции, Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно учел положения главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265), в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267) и пришел к правомерному выводу о необходимости защиты прав и свобод заявителей, поскольку предоставленные ими документы, подтверждающие факт их проживания в Тюменской области, в том числе и в период с 22.02.2011 г. по 21.04.2011 г., выданы уполномоченными на это лицами и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции участвующими в рассмотрении дела лицами не оспаривались, вследствие чего оспариваемый заявителями отказ заинтересованного лица при данных обстоятельствах преграждающий возможность реализации заявителями права на бесплатное предоставление земельного участка является незаконным, вследствие чего требования П.Д. и П.М. подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда, вследствие чего обжалуемое решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице его представителя К. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4045/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявители указывают на то, что ответчиком было принято решение об отказе их семье в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в связи с непредставлением документа из перечня, определенного постановлением правительства субъекта РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2015 г. по делу N 33-4045/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Колосковой С.Е.
судей Левиной Н.В., Глушко А.Р.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице его представителя К. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 мая 2015 года, которым постановлено:
"Заявление П.Д., П.М. о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27.02.2015 года N 208-з-ТР об отказе в принятии на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 года N 208-з ТР в части отказа П.Д. и П.М. в принятии их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Обязать Департамента имущественных отношений Тюменской области поставить семью П.Д. и П.М. на учет в целях бесплатного представления земельного участка на основании заявления от 29 января 2015 года.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу П.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> руб. и расходы на уплату государственной пошлины в размере <.......> руб.".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения П.Д., П.М., полагавших апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
установила:
П.Д. и П.М. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 года об отказе П.Д. и П.М. в постановке их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, указывая, что 29 января 2015 года они обратились в Администрацию Тюменского муниципального района с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Тюменской области от 05 октября 2011 г. N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее также - Закон Тюменской области N 64). Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение от 27.02.2015 года об отказе их семье в постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. Основанием для отказа явилось непредставление документа из перечня, определенного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 года N 340-п именно, непредставление свидетельства о регистрации по месту пребывания или копии решения суда об установлении факта проживания в отношении П.Д. и П.М., подтверждающих факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления. Заявители полагали, что данным решением были нарушены их права, созданы препятствия к осуществлению права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка в целях обеспечения достойной жизни многодетной семьи при социальной поддержке, гарантированной государством. Просили признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 27 февраля 2015 г. об отказе в постановке их семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка; обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области поставить семью П-ных на учет в целях бесплатного представления земельного участка на основании заявления от 29 января 2015 года; взыскать с Департамента имущественных отношений Тюменской области в пользу П.Д. расходы на оплату услуг представителя в размере <.......> рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере <.......> рублей.
П.Д., и П.М. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области О. с заявленными требованиями не согласилась, пояснив, что у заявителей согласно представленных паспортов имеется просрочка регистрации по месту жительства более 30 дней, в связи с чем не подтвержден факт непрерывного проживания на территории Тюменской области в течение 5 лет.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Департамент имущественных отношений Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, указывая на нарушение судом норм материального права. Не соглашаясь с выводом суда о том, что представленные заявителями документы: справка N 10 от 14.04.2015 г. ООО "ТрансЛюкс" с 27.01.2009, а также трудовая книжка П.Д., являются документами, подтверждающими факт проживания на территории Тюменской области указывает, что перечень прилагаемых к заявлению документов, в соответствии с которыми должны быть предоставлены документы, подтверждающие факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет, определен в п. 2.5 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, где указано, что таким документом являются свидетельство о регистрации по месту пребывания, либо копия решения суда об установлении факта проживания на территории Тюменской области, указанные документы не предоставляются в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области единовременно составляет не более 30 календарных дней. Такие документы заявителями не представлены, в связи с чем считает оспариваемый отказ законным. Кроме того, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" обращает внимание, что заявителями не указано какие нормы права нарушены Департаментом при издании обжалуемого решения, не представлено доказательств подтверждающих нарушения их прав.
На апелляционную жалобу поступили возражения П.Д., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области N 64 в целях настоящего Закона под гражданами Российской Федерации, имеющими трех и злее детей, понимаются проживающие в Тюменской области граждане Российской Федерации (родители (усыновители)), находящиеся в регистрированном браке, либо один гражданин Российской Федерации (родитель (усыновитель)), которые (который) имеют (имеет) трех и более детей граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет (включая усыновленных, пасынков и падчериц), проживающих совместно с ними (ним), за исключением детей, в отношении которых родители или усыновители (родитель или усыновитель) лишены (лишен) родительских прав или ограничены (ограничен) родительских правах, и детей, в отношении которых отменено усыновление.
Согласно ст. 2 указанного Закона многодетные семьи имеют право приобрести бесплатно дачный земельный участок либо земельный участок для индивидуального жилищного строительства, если при этом оба родителя усыновителя) (в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех и более детей, - один родитель (усыновитель)) проживают (проживает) в Тюменской области не менее 5 лет и ранее данной многодетной семье бесплатно не предоставлялся земельный участок для целей, указанных в настоящей статье.
Статьей 3 Закона Тюменской области N 64 предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области, органы местного самоуправления районов или городских округов (далее - соответствующие уполномоченные органы) не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов принимают решение о принятии семьи на учет в целях первоочередного бесплатного предоставления земельного участка, если она отвечает требованиям, установленным в статьях 1 и 2 настоящего Закона (при этом требование о проживании многодетной семьи не менее 5 лет в Тюменской области, предусмотренное в части 1 статьи 2 настоящего Закона, считается выполненным при проживании в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления), и если в представленных заявлении и документах не выявлены недостоверные сведения (пункт 2 части 2), либо об отказе в принятии семьи на учет в целях бесплатного (в том числе первоочередного) предоставления земельного участка. Основаниями для отказа в принятии семьи на учет, являются, в том числе, непредставление одного или нескольких документов из перечня, определенного Правительством Тюменской области в соответствии с частью 1 настоящей статьи (пункт 3 части 2).
Из норм раздела 2 Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10 октября 2011 года N 340-п следует, что заявление о бесплатном предоставлении земельного участка (далее - заявление) составляется по форме согласно приложению к настоящему Положению (п. 2.1); к заявлению прилагается, в том числе, документ, подтверждающий факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех или более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации) (пп. "в" п. 2.4); документом, указанным в подпункте "в" пункта 2.4 настоящего Положения, является свидетельство о регистрации по месту пребывания, справка органов местного самоуправления, являющихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, копия решения суда об установлении соответствующего факта. Справка органов местного самоуправления, являющихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации, предоставляется по желанию заявителя. В случае если справка не предоставлена заявителем, такой документ запрашивается в рамках межведомственного взаимодействия у органа местного самоуправления, в распоряжении которого он находится, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тюменской области. Документ, указанный в подпункте "в" пункта 2.4 настоящего Положения, не представляется в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период, исчисляемый со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области до дня постановки на регистрационный учет в Тюменской области, единовременно составляет не более 30 календарных дней (п. 2.5).
Как правильно установлено судом первой инстанции, П.Д. и П.М. состоят в зарегистрированном браке и воспитывают троих несовершеннолетних детей, таким образом, семья П-ных является многодетной. При подаче 29 января 2015 года в Департамент имущественных отношений Тюменской области заявления о бесплатном предоставлении земельного участка, заявителями были представлены копии паспортов на П.Д. и П.М., при этом, в составе пакета документов одновременно с заявлением о предоставлении земельного участка была предоставлены: справка Администрации муниципального образования п. Боровский Тюменского района Тюменской области, из которой следует, что П.Д. и П.М. фактически проживали по адресу <.......> <.......> по <.......> года; справка N 10 ООО "ТрансЛюкс" от 14.04.2015 года, из которой следует, что П.Д., действительно работает в a11 с <.......>, в период с <.......> по <.......> год в служебные командировки не направлялся, указанные обстоятельства также подтверждаются трудовой книжкой П.Д.
Письмом от 13.03.2015 года Департамент имущественных отношений Тюменской области уведомил П.М. и П.Д. об отказе решением от 27.02.2015 года в предоставлении им земельного участка, по основанию непредставления документа из перечня, определенного постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 года N 340-п (непредставление свидетельства регистрации по месту пребывания или копии решения суда об установлении факта проживания в отношении П.Д. и П.М., факт проживания которых в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подаче заявления не удостоверяется паспортами граждан Российской Федерации и не подтверждается сведениями из органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции, основываясь на положениях ст. 3 Закона Тюменской области N 64 пришел к правомерному выводу о наличии у органа местного самоуправления обязанности по проверке соответствия семьи, претендующей на бесплатное предоставление земельного участка, требованиям, установленным ст. ст. 1, 2 указанного закона, при этом, в силу норм ч. ч. 2, 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с учетом правовой позиции, Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02 февраля 1998 года N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713", сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно учел положения главы 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265), в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267) и пришел к правомерному выводу о необходимости защиты прав и свобод заявителей, поскольку предоставленные ими документы, подтверждающие факт их проживания в Тюменской области, в том числе и в период с 22.02.2011 г. по 21.04.2011 г., выданы уполномоченными на это лицами и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции участвующими в рассмотрении дела лицами не оспаривались, вследствие чего оспариваемый заявителями отказ заинтересованного лица при данных обстоятельствах преграждающий возможность реализации заявителями права на бесплатное предоставление земельного участка является незаконным, вследствие чего требования П.Д. и П.М. подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда, вследствие чего обжалуемое решение является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 07 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице его представителя К. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)