Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2014 N 05АП-10043/2014 ПО ДЕЛУ N А51-9683/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. N 05АП-10043/2014

Дело N А51-9683/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10043/2014
на решение от 11.06.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-9683/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Вега" (ИНН 2537067349, ОГРН 1032501811473, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.07.2003)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 03.03.2014 N 2546/20у,
при участии в заседании:
- от заявителя: председатель кооператива А.Н. Худолеев (паспорт, протокол от 15.11.2010);
- от УГА г. Владивостока: представитель О.А. Агапова (удостоверение N 4341, доверенность от 17.12.2013 N 37/1-1-4176);

- установил:

Гаражно-строительный кооператив "Вега" (далее по тексту - "заявитель", "кооператив") обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока"), оформленного письмом от 03.03.2014 N 2546/20у, об отказе в обеспечении выбора земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока в месячный срок с момента вступления решения в законную силу обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 538 кв. м в районе ул. Черняховского, 13 в г. Владивостоке для строительства капитальных гаражей, утвердить схему его расположения на кадастровом плане территории и выдать кооперативу акт о выборе указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2014 требования заявителя удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока после вступления решения в законную силу в месячный срок со дня получения заявления кооператива и приложенных к нему документов в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор земельного участка примерной площадью 538 кв. м в районе ул. Черняховского, 13 в г. Владивостоке для строительства капитальных гаражей.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г. Владивостока настаивает на наличии оснований для отказа в выборе земельного участка. Считает несоблюденной процедуру подачи заявления о предоставлении земельного участка для строительства в связи с непредставлением кооперативом обоснования его примерного размера. Кроме того обращает внимание суда апелляционной инстанции на наличие на спорном земельном участке металлических гаражей.
Кооператив в письменном отзыве, поддержанном представителем в судебном заседании, по доводам апелляционной жалобы возразил. Решение суда просил оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
29.01.2014 кооператив обратился в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенного в районе ул. Черняховского, 13 в г. Владивостоке для строительства капитальных гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта.
Заявление кооператива с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
17.02.2014 кооперативом в УГА г. Владивостока дополнительно предоставлены оригинал топографический съемки, проект схемы расположения земельного участка площадью 538 кв. м, а также кадастровый план территории на электронном носителе.
Письмом от 03.03.2014 N 2546/20у УГА г. Владивостока отказало кооперативу в выборе земельного участка со ссылкой на нахождение в его границах объектов с литером "МН", подходов и местных проездов к существующим объектам (территория общего пользования). Кроме того УГА г. Владивостока сослалось на непредставление кооперативом обоснования примерного размера земельного участка.
Расценив письма УГА г. Владивостока как отказ в выборе земельного участка, посчитав его нарушающим права и законные интересы, кооператив обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, кооператив обратился в департамент с заявлением о согласовании места размещения капитальных гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 700 кв. м, расположенном в районе ул. Черняховского, 13 в г. Владивостоке.
Заявление общества и представленный с ним пакет документов в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации направлены департаментом в администрацию для выбора земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что администрацией выбор и формирование земельного участка, испрашиваемого заявителем для строительства объекта, не производились. Установив отсутствие в представленном пакете документов обоснования примерного размера земельного участка, а также нахождение в его границах объектов с литером "МН", подходов и местных проездов к существующим объектам (территория общего пользования), УГА г. Владивостока отказало кооперативу в выборе земельного участка.
Оценивая отказ УГА г. Владивостока в части непредставления кооперативом обоснования примерного размера земельного участка, коллегия принимает во внимание, что такое обоснование указано в пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного к представлению.
По правилам пункта 3.15 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, при предоставлении неполной информации специалист отдела направляет заявителю запрос о предоставлении недостающих документов. Заявитель обязан предоставить недостающую информацию в месячный срок, в противном случае, заявление снимается с рассмотрения.
Коллегией установлено, что при подаче заявления в департамент обоснование примерного размера земельного участка кооперативом представлено не было, однако в письме от 17.02.2014, поданном в УГА г. Владивостока, кооператив обязался, что такое обоснование будет представлено в течение 10 рабочих дней (то есть до 04.03.2014 включительно).
Обоснование было подготовлено, однако заявление о выборе земельного участка было возвращено заявителю 03.03.2014, то есть до истечения указанного срока.
При таких обстоятельствах непредоставление заявителю возможности обосновать примерный размер испрашиваемого им земельного участка расценивается коллегией как нарушение требований пункта 3.15 Регламента предоставления муниципальной услуги и злоупотребление УГА г. Владивостока своим правом.
Как следует из проекта схемы расположения земельного участка, представленного заявителем, в границах земельного участка действительно имеются объекты, обозначенные как "МН" (металлическое, нежилое"). Наличие таких объектов подтверждается и фотографиями спорного земельного участка.
Вместе с тем согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем УГА г. Владивостока не представлены доказательства того, что расположенные на земельном участке объекты является объектами недвижимости, а также доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах наличие на земельном участке объектов само по себе не препятствует выбору указанного земельного участка для целей строительства.
Оценивая наличие в границах спорного земельного участка территорий общего пользования, коллегия исходит из того, что по правилам пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к таким территориями относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В силу пункта 11 данной статьи границы территорий общего пользования должны быть обозначены красными линиями.
Между тем согласно представленным в материалы дела топографическим документам красные линии в границах земельного участка отсутствуют.
Территорий общего пользования, необозначенных красными линиями, но фактически используемых в качестве таковых, в границах земельного участка коллегией также не установлено. Из представленных в материалы дела фотографий следует, что спорный земельный участок представляет собой обособленную территорию, ограниченную в использовании существующей застройкой и особенностями рельефа и используемую исключительно владельцами металлических гаражей. Наличие организованных проходов и проездов через указанную территорию неограниченного числа лиц документально не подтверждено.
С учетом изложенного, коллегия считает отказ УГА г. Владивостока в части указания на наличие в границах земельного участка территорий общего пользования необоснованным.
Иных оснований для отказа в выборе земельного участка УГА г. Владивостока не приведено.
Оспариваемый отказ нарушает право кооператива на получение спорного земельного участка в целях его последующего использования для осуществления экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Принимая во внимание, что отказ УГА г. Владивостока является незаконным, иные основания для отказа в выборе земельного участка не заявлялись и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал УГА г. Владивостока в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить выбор спорного земельного участка. При этом месячный срок для исполнения данной обязанности установлен судом со дня получения УГА г. Владивостока заявления кооператива и документов, необходимых для рассмотрения такого заявления, в том числе обоснования примерного размера земельного участка.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2014 по делу N А51-9683/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)