Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола помощником судьи Раздуваловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Скобелева Владимира Юрьевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года по делу N А66-6402/2012 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
предприниматель Скобелев Владимир Юрьевич (ОГРНИП 304690109100141) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Весьегонского района Тверской области (ОГРН 1026901541347; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, выраженного в письме от 28.02.2012 N 255. Делу присвоен номер А66-6402/2012.
Также предприниматель обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации о признании незаконным постановления от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, о возложении на администрацию обязанности совершить действия по прекращению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 и восстановлению кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, расположенных по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145. Делу присвоен номер А66-6403/2012.
Определением суда от 5 сентября 2012 года названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А66-6402/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление), муниципальное унитарное предприятие "Весьегонский рынок" (далее - предприятие), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области.
Определением суда от 5 февраля 2013 года изменено процессуальное положение третьего лица - учреждения, на соответчика, а также принято уточнение заявленных требований, заявленное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым предприниматель просил суд признать незаконным отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, выраженного в письме от 28.02.2012 N 255, признать незаконным постановление администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", признать незаконными действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении в собственность указанный земельный участок, по цене, предусмотренной законодательством, действовавшим по состоянию на 28.02.2012, и направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении, а также возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - учреждение) обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 и восстановить государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, расположенных по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суд, установив дату снятия участка с кадастрового учета, не дал этому обстоятельству надлежащей правовой оценки, что привело к применению пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не подлежащего применению в рассматриваемом случае. Считает, что к моменту отказа заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 в собственность данный земельный участок продолжал существовать. Полагает, что все действия администрации, направленные на снятие с кадастрового учета спорного земельного участка путем объединения со смежным участком, совершены в нарушение закона с намерением воспрепятствовать предпринимателю приобрести спорный участок в собственность.
От администрации, учреждения, управления, предприятия отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2011 серии 69-АВ N 237222, Скобелев В.Ю. является собственником объекта недвижимого имущества - одноэтажного здания магазина, общей площадью 268,7 кв. м (инвентарный номер 1-2405, лит. А), расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145 д.
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м.
Из письма учреждения от 31.05.2012 N 12-08664/02-09 следует, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19, площадью 7613 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145.
Вместе с тем на основании договора аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47 названный участок с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 предоставлен Комитетом по управлению имуществом Весьегонского района (далее - комитет) в аренду предприятию на 49 лет (с 01.01.2003 по 01.01.2052).
Администрация направила в управление с письмо от 07.08.2008 N 158 с просьбой проверить правильность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, сообщив при этом, что в комитет обратилась Полякова И.М. с заявкой на приобретение земельного участка под зданием принадлежащего ей на праве собственности магазина, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145д, с приложением кадастрового паспорта участка с данным кадастровым номером, однако решений о выделении земельного участка под магазином Поляковой И.М. на территории рынка администрацией не принималось (том 1, лист 44).
В ответ на данное обращение управление в письме от 08.08.2008 N 392 указало, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, поставлен на кадастровый учет ошибочно, равно как и размежевание земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 (городской рынок) на два участка. При этом управление сослалось на то, что данная ситуация стала возможной ввиду ошибки при проведении землеустроительных работ предпринимателя Васильевой Л.М., предоставившей для проведения государственного кадастрового учета два описания земельных участков вместо одного; сотрудником Весьегонского филиала федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" принята заявка от предпринимателя Поляковой И.М. о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет вместо внесения текущих изменений характеристик земельного участка. Управлением принимаются определенные меры для отмены кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 и приведению землепользования городского рынка в исходное состояние (том 1, лист 42).
Администрация обратилась в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области с письмом от 28.01.2011 N 88, в котором указаны вышеизложенные обстоятельства, а также содержится просьба разобраться в сложившейся ситуации и аннулировать ошибочно поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145 (том 1, лист 79).
В ответ на данное обращение федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области письмом от 21.03.2011 N 2506/02-08 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 поставлен на государственный кадастровый учет 13.11.2007 и имеет статус "ранее учтенный", а также указало основания исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, сославшись на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (том 1, листы 80 - 81).
В связи с необходимостью устранения данной ошибки (раздела земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19) администрацией принято постановление от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145" для приведения землепользования предприятия в состояние в соответствии со статьями 11, 29 ЗК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании данного постановления земельные участки с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35 сняты с кадастрового учета в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, площадью 7602 кв. м путем объединения вышеуказанных земельных участков, о чем 12.01.2012 в государственный кадастр недвижимости внесена соответствующая запись, что подтверждается кадастровым паспортом на данный участок (том 1, листы 47 - 48). На основании постановления от 10.06.2011 N 256 администрацией принято постановление от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", в соответствии с которым пункт 1.1 договора аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47 изложен в новой редакции: "Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:05:0070112:103, находящийся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, с разрешенным использованием для общественно-деловых целей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 7602 кв. м".
Муниципальному образованию Весьегонского района Тверской области выдано свидетельство от 07.03.2012 о регистрации права собственности на указанный земельный участок с отметкой о существующих ограничениях (обременении) права - аренде (том 1, лист 85).
Предприниматель обратился в администрацию с заявкой от 02.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, находящегося в государственной собственности, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, с приложением необходимых документов.
Письмом 28.02.2012 N 255 администрация отказала заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что из земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35 образован земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103, площадью 7602 кв. м; данный участок находится в муниципальной собственности Весьегонского района и передан в аренду предприятию на 49 лет; межевание и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 была произведена ошибочно, никаких правовых актов о постановке на кадастровый учет данного земельного участка администрацией не принималось.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также с постановлением администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47" и действиями администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, полагая, что данный отказ, постановление и действия нарушают его права и законные интересы как собственника нежилого помещения, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
С учетом изложенного схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Как следует из материалов дела и указано в отзыве учреждения на заявление предпринимателя, земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 был поставлен на государственный кадастровый учет 13.11.2007. По сведениям АИС ГКН земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, имеет статус "Архивный" и снят с кадастрового учета 13.03.2012. Земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:35 был поставлен на государственный кадастровый учет 20.11.2007. В настоящее время по сведениям АИС ГКН земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:35, площадью 7336 кв. м, также имеет статус "Архивный" и снят с кадастрового учета 13.03.2012.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что на момент отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность данный участок еще существовал, следовательно заявитель имел законное право приобрести данный участок в собственность.
Апелляционная инстанция считает несостоятельным данный довод подателя жалобы ввиду следующего.
В отзыве на заявление администрация указала, что строительство магазина, принадлежащего Скобелеву В.Ю., на территории рынка разрешалось без предоставления земельного участка. Наряду с этим магазином на указанном земельном участке построены другие павильоны, принадлежащие различным лицам, а также на данном земельном участке имеется здание администрации рынка, находящееся в хозяйственном ведении предприятия.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.
В материалах дела усматривается, что действия по исправлению сложившейся ситуации, связанной с необоснованным внесением в государственный кадастровый учет сведений о существовании двух земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, администрация стала совершать задолго до обращения предпринимателя с заявкой о приобретении спорного участка в собственность, о чем свидетельствуют письменные обращения администрации в управление от 07.08.2008 N 158, в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области от 28.01.2011 N 88, принятие постановления от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145".
Следовательно, ссылка предпринимателя на то, что вышеперечисленные действия администрации направлены на воспрепятствование заявителю в осуществлении преимущественного права на приватизацию спорного земельного участка, является необоснованной и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение администрацией положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при исправлении кадастровой ошибки не принимается судом во внимание.
В данном случае для правильного разрешения возникшего спора правовое значение имеет факт законности разделения земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 на два участка с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 названной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, администрация как собственник земельных участков не давала какого-либо согласия на разделение указанного земельного участка, следовательно такое разделение, а также внесение соответствующих записей в государственный кадастр недвижимости о вновь образованных земельных участках произведены незаконно, так как произведено помимо воли собственника имущества.
В связи с этим все последующие действия лиц, направленные на приобретение в собственность вновь образованных земельных участков, также не могут быть признаны законными.
Поскольку изначально земельный участок с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 находился в аренде у предприятия, имеющего статус муниципального унитарного предприятия, действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, не противоречат статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как образование земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 произведено в соответствии с положениями статьи 11.2 ЗК РФ для исправления ситуации по незаконному образованию двух участков, один из которых спорный.
По изложенным обстоятельствам правовые основания для признания незаконным постановления администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47" в данном случае отсутствуют, так как постановление от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145", на основании которого принято оспариваемое постановление, не признано незаконным и не отменено, предприятие является законным владельцем (арендатором) земельного участка, указанного в постановлении N 50.
Участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 находится в пользовании различных лиц, объекты недвижимости которых в совокупности образуют городской рынок, а предприниматель фактически намерен выделить участок, занятый принадлежащим ему магазином, что должно повлечь раздел названного участка с постановкой вновь образованных участков на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Вместе с тем как правомерно отмечено судом первой инстанции, формирование нового земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 без согласования его границ с собственниками объектов недвижимости, расположенных на этом участке, будет противоречить требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Из отзыва предприятия на заявление Скобелева В.Ю. усматривается, что указанный арендатор своего согласия на раздел земельного участка не дает, документы, подтверждающие согласие правообладателя на раздел земельного участка, к заявлению предпринимателя от 02.02.2012 не приложены.
Кроме того, как указала администрация, основания для раздела вышеназванного земельного участка отсутствуют, поскольку этот участок относится к землям общего пользования, что не опровергнуто заявителем.
Постановлением администрации от 10.12.2012 N 649 "О резервировании земель в границах городского поселения - город Весьегонск Тверской области для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 площадью 7602 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, зарезервирован для муниципальных нужд из категории земель населенных пунктов для целей размещения объектов инженерной, транспортной, торговой, рекреационной и социальной инфраструктур для решения задач перспективного развития города Весьегонска, согласно разрабатываемого генерального плана территории городского поселения - город Весьегонск с ограничением предоставления их в частную собственность сроком на семь лет.
Из уведомления управления о проведенной регистрации ограничения (обременения) права от 19.02.2013 N 17-08/8239-13 следует, что проведена государственная регистрация ограничения на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, общая площадь 7602 кв. м адрес: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145; кадастровый номер 69:05:0070112:103.
Данный участок используется для размещения социально-значимого объекта - городского рынка, в состав которого входят 23 торговых павильона и торговые ряды, следовательно образование земельного участка, на который претендует заявитель, передача его в собственность предпринимателю будет противоречить положениям пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и пункту 12 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также отрицательно скажется на функционировании рынка и рациональности использования земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у администрации оснований для предоставления в собственность предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м.
С учетом вышеизложенного правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя, заявленных как к администрации, так и к учреждению, в данном случае не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года по делу N А66-6402/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Скобелева Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2013 ПО ДЕЛУ N А66-6402/2012
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. по делу N А66-6402/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола помощником судьи Раздуваловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Скобелева Владимира Юрьевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года по делу N А66-6402/2012 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
предприниматель Скобелев Владимир Юрьевич (ОГРНИП 304690109100141) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Весьегонского района Тверской области (ОГРН 1026901541347; далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, выраженного в письме от 28.02.2012 N 255. Делу присвоен номер А66-6402/2012.
Также предприниматель обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации о признании незаконным постановления от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, о возложении на администрацию обязанности совершить действия по прекращению кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 и восстановлению кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, расположенных по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145. Делу присвоен номер А66-6403/2012.
Определением суда от 5 сентября 2012 года названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А66-6402/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление), муниципальное унитарное предприятие "Весьегонский рынок" (далее - предприятие), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области.
Определением суда от 5 февраля 2013 года изменено процессуальное положение третьего лица - учреждения, на соответчика, а также принято уточнение заявленных требований, заявленное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым предприниматель просил суд признать незаконным отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира расположенного в границах участка: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, выраженного в письме от 28.02.2012 N 255, признать незаконным постановление администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", признать незаконными действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, возложить на администрацию обязанность принять решение о предоставлении в собственность указанный земельный участок, по цене, предусмотренной законодательством, действовавшим по состоянию на 28.02.2012, и направить предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении, а также возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (далее - учреждение) обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 и восстановить государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, расположенных по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суд, установив дату снятия участка с кадастрового учета, не дал этому обстоятельству надлежащей правовой оценки, что привело к применению пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), не подлежащего применению в рассматриваемом случае. Считает, что к моменту отказа заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 в собственность данный земельный участок продолжал существовать. Полагает, что все действия администрации, направленные на снятие с кадастрового учета спорного земельного участка путем объединения со смежным участком, совершены в нарушение закона с намерением воспрепятствовать предпринимателю приобрести спорный участок в собственность.
От администрации, учреждения, управления, предприятия отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена без участия их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.09.2011 серии 69-АВ N 237222, Скобелев В.Ю. является собственником объекта недвижимого имущества - одноэтажного здания магазина, общей площадью 268,7 кв. м (инвентарный номер 1-2405, лит. А), расположенного по адресу: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145 д.
Указанное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м.
Из письма учреждения от 31.05.2012 N 12-08664/02-09 следует, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19, площадью 7613 кв. м, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145.
Вместе с тем на основании договора аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47 названный участок с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 предоставлен Комитетом по управлению имуществом Весьегонского района (далее - комитет) в аренду предприятию на 49 лет (с 01.01.2003 по 01.01.2052).
Администрация направила в управление с письмо от 07.08.2008 N 158 с просьбой проверить правильность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, сообщив при этом, что в комитет обратилась Полякова И.М. с заявкой на приобретение земельного участка под зданием принадлежащего ей на праве собственности магазина, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145д, с приложением кадастрового паспорта участка с данным кадастровым номером, однако решений о выделении земельного участка под магазином Поляковой И.М. на территории рынка администрацией не принималось (том 1, лист 44).
В ответ на данное обращение управление в письме от 08.08.2008 N 392 указало, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, поставлен на кадастровый учет ошибочно, равно как и размежевание земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 (городской рынок) на два участка. При этом управление сослалось на то, что данная ситуация стала возможной ввиду ошибки при проведении землеустроительных работ предпринимателя Васильевой Л.М., предоставившей для проведения государственного кадастрового учета два описания земельных участков вместо одного; сотрудником Весьегонского филиала федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" принята заявка от предпринимателя Поляковой И.М. о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет вместо внесения текущих изменений характеристик земельного участка. Управлением принимаются определенные меры для отмены кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 и приведению землепользования городского рынка в исходное состояние (том 1, лист 42).
Администрация обратилась в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области с письмом от 28.01.2011 N 88, в котором указаны вышеизложенные обстоятельства, а также содержится просьба разобраться в сложившейся ситуации и аннулировать ошибочно поставленный на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145 (том 1, лист 79).
В ответ на данное обращение федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области письмом от 21.03.2011 N 2506/02-08 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 поставлен на государственный кадастровый учет 13.11.2007 и имеет статус "ранее учтенный", а также указало основания исключения внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках, сославшись на Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (том 1, листы 80 - 81).
В связи с необходимостью устранения данной ошибки (раздела земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19) администрацией принято постановление от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145" для приведения землепользования предприятия в состояние в соответствии со статьями 11, 29 ЗК РФ, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
На основании данного постановления земельные участки с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35 сняты с кадастрового учета в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, площадью 7602 кв. м путем объединения вышеуказанных земельных участков, о чем 12.01.2012 в государственный кадастр недвижимости внесена соответствующая запись, что подтверждается кадастровым паспортом на данный участок (том 1, листы 47 - 48). На основании постановления от 10.06.2011 N 256 администрацией принято постановление от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47", в соответствии с которым пункт 1.1 договора аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47 изложен в новой редакции: "Арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 69:05:0070112:103, находящийся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, с разрешенным использованием для общественно-деловых целей в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, общей площадью 7602 кв. м".
Муниципальному образованию Весьегонского района Тверской области выдано свидетельство от 07.03.2012 о регистрации права собственности на указанный земельный участок с отметкой о существующих ограничениях (обременении) права - аренде (том 1, лист 85).
Предприниматель обратился в администрацию с заявкой от 02.02.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м, находящегося в государственной собственности, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, с приложением необходимых документов.
Письмом 28.02.2012 N 255 администрация отказала заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что из земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35 образован земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103, площадью 7602 кв. м; данный участок находится в муниципальной собственности Весьегонского района и передан в аренду предприятию на 49 лет; межевание и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 была произведена ошибочно, никаких правовых актов о постановке на кадастровый учет данного земельного участка администрацией не принималось.
Не согласившись с отказом администрации в предоставлении в собственность спорного земельного участка, а также с постановлением администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47" и действиями администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34 и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, полагая, что данный отказ, постановление и действия нарушают его права и законные интересы как собственника нежилого помещения, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
С учетом изложенного схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается в случае, когда объект недвижимости находится на земельном участке, не прошедшем кадастровый учет, либо орган кадастрового учета не выдает заявителю кадастровый паспорт испрашиваемого участка ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта.
Как следует из материалов дела и указано в отзыве учреждения на заявление предпринимателя, земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34 был поставлен на государственный кадастровый учет 13.11.2007. По сведениям АИС ГКН земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 кв. м, имеет статус "Архивный" и снят с кадастрового учета 13.03.2012. Земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:35 был поставлен на государственный кадастровый учет 20.11.2007. В настоящее время по сведениям АИС ГКН земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:35, площадью 7336 кв. м, также имеет статус "Архивный" и снят с кадастрового учета 13.03.2012.
В апелляционной жалобе предприниматель ссылается на то, что на момент отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность данный участок еще существовал, следовательно заявитель имел законное право приобрести данный участок в собственность.
Апелляционная инстанция считает несостоятельным данный довод подателя жалобы ввиду следующего.
В отзыве на заявление администрация указала, что строительство магазина, принадлежащего Скобелеву В.Ю., на территории рынка разрешалось без предоставления земельного участка. Наряду с этим магазином на указанном земельном участке построены другие павильоны, принадлежащие различным лицам, а также на данном земельном участке имеется здание администрации рынка, находящееся в хозяйственном ведении предприятия.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено.
В материалах дела усматривается, что действия по исправлению сложившейся ситуации, связанной с необоснованным внесением в государственный кадастровый учет сведений о существовании двух земельных участков с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35, администрация стала совершать задолго до обращения предпринимателя с заявкой о приобретении спорного участка в собственность, о чем свидетельствуют письменные обращения администрации в управление от 07.08.2008 N 158, в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тверской области от 28.01.2011 N 88, принятие постановления от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145".
Следовательно, ссылка предпринимателя на то, что вышеперечисленные действия администрации направлены на воспрепятствование заявителю в осуществлении преимущественного права на приватизацию спорного земельного участка, является необоснованной и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение администрацией положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при исправлении кадастровой ошибки не принимается судом во внимание.
В данном случае для правильного разрешения возникшего спора правовое значение имеет факт законности разделения земельного участка с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 на два участка с кадастровыми номерами 69:05:0070112:34 и 69:05:0070112:35.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 4 названной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалам дела, администрация как собственник земельных участков не давала какого-либо согласия на разделение указанного земельного участка, следовательно такое разделение, а также внесение соответствующих записей в государственный кадастр недвижимости о вновь образованных земельных участках произведены незаконно, так как произведено помимо воли собственника имущества.
В связи с этим все последующие действия лиц, направленные на приобретение в собственность вновь образованных земельных участков, также не могут быть признаны законными.
Поскольку изначально земельный участок с кадастровым номером 69:05:007:0112:19 находился в аренде у предприятия, имеющего статус муниципального унитарного предприятия, действия администрации по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, расположенного по адресу: Тверская область, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, и образованию земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103, не противоречат статье 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", так как образование земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 произведено в соответствии с положениями статьи 11.2 ЗК РФ для исправления ситуации по незаконному образованию двух участков, один из которых спорный.
По изложенным обстоятельствам правовые основания для признания незаконным постановления администрации от 01.02.2012 N 50 "О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 19.12.2002 N 47" в данном случае отсутствуют, так как постановление от 10.06.2011 N 256 "Об объединении земельных участков, находящихся по адресу: город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145", на основании которого принято оспариваемое постановление, не признано незаконным и не отменено, предприятие является законным владельцем (арендатором) земельного участка, указанного в постановлении N 50.
Участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 находится в пользовании различных лиц, объекты недвижимости которых в совокупности образуют городской рынок, а предприниматель фактически намерен выделить участок, занятый принадлежащим ему магазином, что должно повлечь раздел названного участка с постановкой вновь образованных участков на кадастровый учет.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Вместе с тем как правомерно отмечено судом первой инстанции, формирование нового земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:103 без согласования его границ с собственниками объектов недвижимости, расположенных на этом участке, будет противоречить требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Из отзыва предприятия на заявление Скобелева В.Ю. усматривается, что указанный арендатор своего согласия на раздел земельного участка не дает, документы, подтверждающие согласие правообладателя на раздел земельного участка, к заявлению предпринимателя от 02.02.2012 не приложены.
Кроме того, как указала администрация, основания для раздела вышеназванного земельного участка отсутствуют, поскольку этот участок относится к землям общего пользования, что не опровергнуто заявителем.
Постановлением администрации от 10.12.2012 N 649 "О резервировании земель в границах городского поселения - город Весьегонск Тверской области для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером 69:05:0070112:103 площадью 7602 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145, зарезервирован для муниципальных нужд из категории земель населенных пунктов для целей размещения объектов инженерной, транспортной, торговой, рекреационной и социальной инфраструктур для решения задач перспективного развития города Весьегонска, согласно разрабатываемого генерального плана территории городского поселения - город Весьегонск с ограничением предоставления их в частную собственность сроком на семь лет.
Из уведомления управления о проведенной регистрации ограничения (обременения) права от 19.02.2013 N 17-08/8239-13 следует, что проведена государственная регистрация ограничения на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общественно-деловых целей, общая площадь 7602 кв. м адрес: местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Тверская область, Весьегонский район, город Весьегонск, улица Карла Маркса, дом 145; кадастровый номер 69:05:0070112:103.
Данный участок используется для размещения социально-значимого объекта - городского рынка, в состав которого входят 23 торговых павильона и торговые ряды, следовательно образование земельного участка, на который претендует заявитель, передача его в собственность предпринимателю будет противоречить положениям пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и пункту 12 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также отрицательно скажется на функционировании рынка и рациональности использования земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у администрации оснований для предоставления в собственность предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 69:05:0070112:34, площадью 266 +/- 11 кв. м.
С учетом вышеизложенного правовых оснований для удовлетворения требований предпринимателя, заявленных как к администрации, так и к учреждению, в данном случае не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 июня 2013 года по делу N А66-6402/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Скобелева Владимира Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)