Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ РОСТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-52/2014, М-128/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости, установленной в размере, который значительно выше рыночной стоимости участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу N 3-52/2014


Ростовский областной суд
в составе судьи Абрамова Д.М.,
при секретаре Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по иску С.И., А.Э. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, Правительству Ростовской области, Администрация г. Донецка, Комитету по управлению имуществом г. Донецка об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
с участием представителя истцов - адвоката Козлова Р.М., представителя Правительства Ростовской области - П.,

установил:

истцы обратились в суд с требованием к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, сославшись на следующие обстоятельства. Истцам на основании договоров купли-продажи от... года принадлежат нежилые помещения, расположенные в... Земельным участком площадью... кв. м из категории земель населенных пунктов, находящимся по адресу:... (кадастровый номер...), они пользуются на основании договора переуступки права аренды от... года с предыдущим собственником строений (первоначальный договор аренды от... года).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2007 года в размере... рублей, которая значительно выше его рыночной стоимости, рыночная стоимость согласно отчету об оценке составляет... рублей. В целях снижения арендной платы, ссылаясь на положения ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы просили суд установить кадастровую стоимость упомянутого земельного участка в размере его рыночной стоимости согласно данным отчета оценщика по состоянию на 1 января 2007 года.
В ходе рассмотрения дела 26 декабря 2014 года представитель истцов в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил, что просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной согласно заключению эксперта, по состоянию на 1 января 2007 года в сумме ... рубль.
На основании ч. 3 ст. 40 ГПК Российской Федерации определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Донецка, Комитет по управлению имуществом администрации г. Донецка как органы, представляющие интересы муниципального образования, в бюджет которого должны поступать платежи за пользование земельным участком, а также Правительство Ростовской области, как государственный орган, утвердивший оспариваемую кадастровую стоимость и возражающий против ее пересмотра.
В судебном заседании представитель истцов адвокат Козлов Р.М., действующий на основании ордера и доверенностей (л.д. 45-47 том 1) поддержал исковые требования в уточненной редакции. Истцы в суд не явились, извещены надлежаще, ранее просили дело рассмотреть в их отсутствие с участием представителя, поэтому дело рассмотрено в отсутствие истцов в силу частей 3, 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.
Представитель Правительства Ростовской области С.Н., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представители Администрации г. Донецка и Комитета по управлению имуществом Администрации г. Донецка в суд не явились, извещены надлежаще, в возражениях на иск просили в удовлетворении иска отказать, полагая его необоснованным.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в суд не явился, извещен надлежаще, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что С.И. и А.Э.И. на основании договоров купли-продажи от... года принадлежат нежилые помещения, расположенные в... (л.д. 12-33 том 1).
Земельным участком площадью... кв. м из категории земель населенных пунктов, находящимся по адресу:... (кадастровый номер...), они пользуются на основании договора переуступки права аренды от... года с предыдущим собственником строений (первоначальный договор аренды с (ФИО)11 заключен... года).
Расчет арендной платы за пользование земельным участком осуществлен исходя из его кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2007 года в размере... рублей. Согласно уведомлению к договору аренды (л.д. 42-43 том 1) расчет годовой арендной платы за 2014 год составляет... рублей.
Истцы в обоснование доводов о завышенной кадастровой оценке земельного участка ссылались на отчет о рыночной стоимости земельного участка N..., выполненный оценщиком (ФИО)12, а также на положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков НП "..." от... года. В отчете приведена рыночная стоимость участка на 01.01.2007 года в размере... рублей, именно эта стоимость, подлежала, по мнению истцов, использованию в расчете арендной платы за 2013 - 2014 годы. В ходе рассмотрения дела, принимая во внимание проведение назначенной судом оценочной экспертизы, исковые требования скорректированы до размера рыночной стоимости... рубль.
Анализ представленных доказательств приводит к следующим выводам.
Результаты государственной кадастровой стоимости оценки земель населенных пунктов Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, вступившим в силу с 1 января 2009 года.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 778 "Об утверждении средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов по кадастровым кварталам, населенным пунктам, муниципальным районам (городским округам) Ростовской области и групп видов разрешенного использования земельных участков" (пункт 2) признано утратившим силу постановлением Администрации Ростовской области от 28 апреля 2008 года N 212, которым утверждались результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года. Данное постановление опубликовано 26.11.2014 года и вступает в силу через месяц после официального опубликования, таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года утрачивают силу и не подлежат применению в новом налоговом периоде.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области по состоянию на 1 января 2007 года проводилась в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316.
В силу пунктов 4, 5, 12 названных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", установившей новые правила проведения государственной кадастровой оценки и оспаривания ее результатов. Однако положения этой главы, действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ, не применяются к результатам государственной кадастровой оценки земель поселений Ростовской области и оспариванию этих результатов согласно ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, поскольку договоры на проведение этой оценки были заключены до истечения срока, указанного в Законе.
Согласно пункту 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей ныне редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Вместе с тем, данная редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации на основании ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ, не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям по тем же причинам, что и положения главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Действовавшая на момент проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области и утверждения ее результатов редакция п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Таким образом, ранее действовавшее законодательство, как и действующие в настоящее время нормы, не содержало запрета на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении этого участка его рыночной стоимости на дату, на которую была установлена кадастровая стоимость.
При таком пересмотре достоверность кадастровой оценки земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, как не оспаривается и законность действий или бездействия соответствующих государственных и муниципальных органов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256 (в редакции от 22.10.2010) утвержден федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.08.2007 N 10040), также действуют ФСО N 2 "Цель оценки и виды стоимости" (утвержден приказом от 20 июля 2007 года N 255), ФСО N 3 "Требования к отчету об оценке" (утвержден приказом от 20 июля 2007 года N 254).
Определением суда от 31 октября 2014 года была назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "...".
Согласно экспертному заключению N... от... года рыночная стоимость названного выше земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года составляет... рубль (л.д. 88-133 том 2).
Выводы заключения эксперта о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 года лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Вместе с тем суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года, постановление опубликовано 27 ноября 2014 года на "Официальном интернет-портале правовой информации", вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Согласно статье 24.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Статьей 24.20 данного Федерального закона урегулированы вопросы внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости в результате рассмотрения соответствующего спора в рамках общего правового регулирования согласно положениям главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Настоящий спор, исходя из принципа действия закона во времени, рассматривался не по правилам статьи 24.18 названного выше Федерального закона, а положения главы "Государственная кадастровая оценка" применительно к оспариванию действовавшей в Ростовской области кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2007 года не применимы, в том числе и положения абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона.
Правовым механизмом изменения кадастровой стоимости земельного участка в результате рассмотрения спора выступает внесение сведений о такой стоимости на определенную дату в государственный кадастр недвижимости надлежаще уполномоченным субъектом - ФГБУ "ФКП Росреестра".
После вступления в силу постановления Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 об утверждении новой кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области по состоянию на 1 января 2014 года именно эти результаты и подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости вместо данных о кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2007 года, которая после обновления данных ГКН приобретает статус неактуальной.
Суд приходит к выводу об отсутствии надлежащих оснований на данном этапе для внесения сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в государственный кадастр недвижимости, учитывая при этом принцип непрерывной актуализации изменения сведений государственного кадастра недвижимости. Пункт 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" относится к спорам, разрешаемым на основании статьи 24.18 Федерального закона.
В данном случае судебные расходы в связи с проведением экспертизы подлежат возложению на истцов, которые в своем интересе просили установить кадастровую стоимость участка в размере равной рыночной.
При отказе в удовлетворении иска судебные расходы - ... рублей (стоимость проведения экспертизы) подлежат взысканию с истцов на основании статей 96, 103 ч. 2 ГПК Российской Федерации в равных долях (по... рублей) в пользу экспертного учреждения, исходя из общего размера стоимости экспертных услуг согласно финансово-экономическому обоснованию, которое суд находит обоснованным и разумным.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска С.И., А.Э. об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью... кв. м из категории земель населенных пунктов, находящегося по адресу:... (кадастровый номер...), в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2007 года в сумме... рубль.
Взыскать с С.И., А.Э. в пользу ООО "..." (ИНН...) за проведенную судебную оценочную экспертизу по настоящему гражданскому делу (заключение N... от... года) по... рублей с каждого.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
Д.М.АБРАМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)