Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2014 N 33-1982/2014

Требование: Об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов на лицензированный полигон.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В рамках осуществления пожарного надзора установлено, что на территории лесного участка, находящегося в пользовании ответчика по договору аренды, расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, собственник которых не установлен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. N 33-1982/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Горбатовой Л.В.,
судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,
с участием прокурора Рыбина С.В.
при секретаре Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>, которым удовлетворен иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" о обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения генерального директора ООО "ИНРОСТ" - К., возражения представителя ЛОГКУ "Леноблэкоконтроль" - Б., действующего на основании доверенности от <...> сроком по <...>, заключение прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры - Рыбина С.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" (далее - ООО "ИНРОСТ"), в котором просил обязать ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся в пользовании ООО "ИНРОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории лесного участка в выделе <...> квартала N <...> - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" (координаты точки: широта <...>, долгота <...>), на лицензированный полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в ходе проверки, проведенной <...> ЛОГКУ "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" в рамках осуществления пожарного надзора в лесах Ленинградской области, установлено, что на территории лесного фонда в квартале N выдела <...> <...> - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", (координаты точки: широта <...>, долгота <...>), расположена несанкционированная свалка бытовых отходов объемом <...> куб. метров. Собственник отходов не установлен. Указанный лесной участок находится в пользовании у ООО "ИНРОСТ" по договору аренды лесного участка от <...> N, заключенному между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды <адрес> и ООО "ИНРОСТ".
По мнению прокурора, ненадлежащее выполнение арендатором обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе по очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, негативно влияет на состояние природной среды и создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения.
В этой связи прокурор, ссылаясь на положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 55 Лесного кодекса РФ, пункта 28 и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, статей 7, 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", требовал судебной защиты прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, полагая, что в данном случае обязанность по ликвидации отходов, незаконно размещенных на землях лесного фонда, лежит на ответчике.
Представители сторон в заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ООО "ИНРОСТ" К. не представил документов, уполномочивающих его действовать от имени юридического лиц, вследствие чего суд не допустил его к участию в деле.
В материалах дела имеются письменные возражения ответчика на иск с указанием на то обстоятельство, что арендатор обязан очищать лесные насаждения от захламленности в пределах разрабатываемого участка от отходов своей хозяйственной деятельности, а не от бытовых отходов, размещенных на участке неизвестными лицами. По мнению ответчика, арендатор не обязан вывозить бытовые отходы, обнаруженные на земельном участке, поскольку на него не возложена обязанность по осуществлению контроля за санитарным состоянием лесов.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме (л.д. 44 - 47).
Ответчик ООО "ИНРОСТ" не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, генеральный директор К. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...>. В качестве оснований для отмены постановленного решения, представитель ответчика сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что ответчик в квартале <...> выдела <...> никакой производственно-хозяйственной деятельности не производил. Бытовые отходы были брошены в лесу неустановленными лицами, осуществляющими пользование лесами, а не ООО "ИНРОСТ". Кроме того, договором аренды не предусмотрена обязанность арендатора ООО "ИНРОСТ" собирать и вывозить бытовые отходы и мусор с арендуемой территории. Арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия на территории в пределах разрабатываемого участка на основании проекта освоения лесов, а также очищать леса от захламления, под которым понимаются отходы своей хозяйственной деятельности. Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на всей территории муниципального образования лежит на органах местного самоуправления. Согласно положению пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" в случае, если отходы брошены собственником, арендатор земельного участка, на котором оставлены отходы, может обратить отходы, обнаруженные на арендованной территории в свою собственность, но не обязан это делать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции на основании материалов дела, <...> между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО "ИНРОСТ" был заключен договор аренды N лесного участка площадью <...> га с целью заготовки древесины, расположенного по адресу: <адрес>
На основании распоряжения от <...> N в рамках осуществления пожарного надзора в лесах ЛОГКУ "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" проведена рейдовая проверка территории Ленинградской области, Выборгский район, Рощинское лесничество филиала ЛОГКУ "Ленобллес".
В ходе проверки выявлено, что в квартале <...> выдела <...> обнаружено <...> места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в том числе в координатах: широта <...> долгота <...>, объемом <...> куб. м. Морфологический состав отходов: обрезки досок, куски шифера. Отходы размещены хаотично недалеко друг от друга навалом на почве. Собственников отходов установить не представилось возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов конкретному лицу.
Учитывая высказанную в ходе судебного разбирательства правовую позицию ответчика ООО "ИНРОСТ", главенствующее положение при рассмотрении заявленного спора занимает разрешение вопроса о том, кто - органы местного самоуправления поселения, в границах которого расположена свалка, или арендатор этого земельного участка - должен провести мероприятия по ликвидации имеющейся несанкционированной свалки.
В этой связи, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года N 92-0).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 февраля 2010 N 238-О-О, по смыслу приведенных конституционных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 ЗК РФ).
Лесным законодательством предусмотрено, что санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По смыслу пункта 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414, (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпунктам "з", "м", "н" пункта 18 договора аренды от <...> ООО "ИНРОСТ" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (л.д. 15 - 23).
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Статья 616 ГК РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414).
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, содержащаяся в названных нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Также суд первой инстанции правомерно не согласился с позицией представителя ответчика о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, поскольку такая обязанность прямо установлена законом, а зафиксированные несанкционированные свалки расположены на арендуемой ответчиком территории, то они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
В этой связи судом правомерно отклонена ссылка ответчика на то, что в нарушение пунктов 66 и 67 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 года N 523, (далее - Руководство) не были представлены доказательства вины общества в организации несанкционированных свалок бытовых отходов, а также на отсутствие каких-либо данных о результатах поиска действительных нарушителей и о включении мероприятий по очистке в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Как следует из приведенных правовых положений Руководства, при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае, если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Вместе с тем, применяя системное толкование вышеуказанных законоположений, суд первой инстанции правильно указал, что положения пунктов 66 и 67 названного Руководства необходимо применять во взаимосвязи с частью 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах.
Поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ответчиком, то суд пришел к обоснованному выводу о том, что они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а потому правильно возложил обязанность по ликвидации отходов потребления на ООО "ИНРОСТ". При этом, отсутствие у него финансовой возможности на проведение указанных мероприятий не может являться основанием для освобождения его от выполнения этой обязанности.
Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что ООО "ИНРОСТ" обязано ликвидировать несанкционированные свалки, возникшие только по его вине, а также о том, что проектом освоения лесов не предусмотрена обязанность общества по ликвидации свалок, организованных сторонними лицами, судебная коллегия считает несостоятельными.
Следовательно, суд первой инстанции справедливо указал на необоснованность доводов ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у администрации сельского поселения.
Действительно, в соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", органы местного самоуправления обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. Согласно п. 8, 9 ст. 14 Областного закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами. В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении норм материального права.
Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Вместе с тем, следует учесть, что согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при удовлетворении требования потребителя об обязании произвести определенные действия, связанные с исполнением (например, безвозмездное устранение недостатков, замену товара), суду в каждом случае следует указывать в резолютивной части решения срок, в течение которого после вступления решения в законную силу ответчик обязан совершить эти действия.
Поскольку суд в постановленном решении не указал срок, в течение которого ответчик должен совершить мероприятия по очистке лесного участка от захламления, тогда как такая необходимость прямо предусмотрена законом, судебная коллегия считает возможным изменить решение суда в указанной части, установив ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности в два месяца.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от <...> изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "ИНРОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "ИНРОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза твердых бытовых отходов, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N выдела N <...> - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" в точке с координатами широта <...> долгота <...> объемом <...>. метров, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)