Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А11-8392/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А11-8392/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013
по делу N А11-8392/2012,
принятое судьей Батраковой Е.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя Ионова Владимира Сергеевича (Владимирская обл., г. Киржач) о признании незаконным решения администрации Киржачского района Владимирской области,
при участии в судебном заседании представителей:
- индивидуального предпринимателя Ионова Владимира Сергеевича - Гусевой Т.Ю. по доверенности от 31.10.2011 N 33АА0311608 сроком действия три года;
- администрации Киржачского района Владимирской области - Апанасюка В.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01-01-34/02 сроком действия до 31.12.2013,
и
установил:

индивидуальный предприниматель Ионов Владимир Сергеевич (далее - Предприниматель, Ионов В.С.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Киржачского района об отказе в предоставлении ему земельного участка площадью 175 850 кв. м, кадастровый номер 33:02:021261:564, категория - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение), в 250 м северо-западнее д. 1-Б, ул. Речная, д. Мележа, для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Одновременно заявитель просил суд обязать администрацию Киржачского района принять решение о предоставлении Ионову В.С. в аренду на 49 лет вышеобозначенного земельного участка для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, заключить договор аренды указанного участка.
Решением от 25.07.2013 Арбитражный суд Владимирской области признал незаконным решение администрации Киржачского района об отказе в предоставлении Ионову В.С. земельного участка площадью 175 850 кв. м, кадастровый номер 33:02:021261:564, категория - земли сельскохозяйственного назначения. В целях восстановления нарушенного права суд обязал администрацию Киржачского района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предпринимателя. Кроме того, суд взыскал с администрации Киржачского района в пользу Ионова В.С. судебные расходы в размере 200 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Киржачского района обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Администрация Киржачского района настаивает на том, что Предприниматель при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду не представил документы, обосновывающие площадь испрашиваемого земельного участка, а также не представил соглашение о создании фермерского хозяйства.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 31.12.2010 Ионов В.С. обратился в администрацию Киржачского района Владимирской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 175 850 кв. м из категории земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 250 метрах северо-западнее д. 1-Б, ул. Речная, д. Мележа, для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
06.03.2012 глава администрации Киржачского района постановлением N 160 утвердил схему расположения земельного участка площадью 175 850 кв. м, категория - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 250 метрах северо-западнее д. 1-Б, ул. Речная, д. Мележа, для осуществления предпринимательской деятельности - организации крестьянского (фермерского) хозяйства на кадастровом плане территории.
21.05.2012 по обращению Предпринимателя осуществлен кадастровый учет названного земельного участка, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 33/203/12-61338, выданным филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Владимирской области.
12.09.2012 заявитель обратился в администрацию Киржачского района с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в аренду на 49 лет.
26.09.2012 администрация Киржачского района письмом N 1703-01-13 со ссылкой на пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказала заявителю в принятии решения о предоставлении спорного земельного участка.
Не согласившись с указанными действиями администрации Киржачского района, выраженными в отказе от 26.09.2012, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 69, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 27, 28, 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и исходил из того, что администрация Киржачского района не доказала обоснованность и законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Следовательно, Предприниматель обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в уполномоченный орган.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно статье 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служат ограничение земельного участка в обороте или установление федеральным законом запрета на его приватизацию.
Частью 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. В отношении земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, федеральными законами могут быть установлены исключения из названного правила.
Часть 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации перечисляет изъятые из оборота земельные участки.
В силу части 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно пункту 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом, законодательство предоставило крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве регламентирован порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству: граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
В обоснование оспариваемого решения указано на то, что заявитель не обосновал цель использования испрашиваемого земельного участка, а также площадь испрашиваемого земельного участка. Кроме того, графическая часть выкопировки из проекта территориального землеустройства колхоза им. Кирова Киржачского района и схема расположения земельного участка содержат сведения о береговой полосе и водоохранной зоне реки Мележа, в границах которых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации запрещена распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, движение и стоянка транспортных средств.
Рассмотрев доводы органа местного самоуправления, суд первой инстанции обоснованно признал их несостоятельными с учетом следующего.
Установлено по делу, что муниципальное учреждение "Управление сельского хозяйства Киржачского района" не возражает против предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Администрация муниципального образования сельское поселение Филипповское письмом от 09.08.2011 N 1682 указала на то, что согласовывает местоположение указанного земельного участка, категория земель - земли расположены за чертой земель поселения МОСП Филипповское с целевым назначением для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Земельный участок не относится к землям общего пользования и не относится к землям изъятым, ограниченным в обороте.
Постановлением главы администрации Киржачского района от 06.03.2012 N 160 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории земель сельскохозяйственного назначения.
21.05.2012 земельный участок площадью 175 850+3669 кв. м категория - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 33:02:021261:564.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель документально доказал необходимость приобретения спорного земельного участка площадью 175 850 кв. м, сформированного для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, применительно к нормам статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Со своей стороны заявитель совершил все действия, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка с аренду.
Водоохранная зона водного объекта р. Мележа, а также режим ее использования определяется в соответствии с требованиями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно уведомлению Киржачского отдела ФГУ ЗПК по Владимирской области от 13.10.2010 N 33/201/10-78749 отсутствуют сведения о наличии водного объекта на спорном земельном участке находящегося по адресу: Владимирская область, Киржачский район, МО Филипповское (сельское поселение) в 250 м северо-западнее д. Мележа, ул. Речная, д. 1-Б, в государственном кадастре недвижимости.
Данный факт также подтверждается письмом администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское от 09.08.2011 N 1682, из которого следует, что земельный участок не относится к землям общего пользования и не относится к землям изъятым, ограниченным в обороте.
Ссылку администрации Киржачского района на письмо Управления сельского хозяйства Киржачского района от 26.09.2012 в подтверждение факта об ограниченности в обороте рассматриваемого земельного участка суд считает несостоятельной, поскольку учет земельных участков ограниченных в обороте должен быть осуществлен в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Доказательств обратного орган местного самоуправления суду не представил.
Таким образом, указанные в оспариваемом решении основания для отказа в заключении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения не нашли своего подтверждения в процессе рассмотрения дела.
Иных оснований, препятствующих передаче испрашиваемого земельного участка в аренду Предпринимателю, судом не установлено.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение уполномоченного органа не соответствует требованиям Федерального закона N 74-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявление Предпринимателя.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции определил правовосстановительные меры по делу.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации Киржачского района признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013 по делу N А11-8392/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.07.2013 по делу N А11-8392/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Киржачского района Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)