Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Норильска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2014 года по делу N А33-8683/2013, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Бобылев Евгений Викторович (далее - заявитель, предприниматель, ОГРН 304245710700025) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Норильска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в распоряжении администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023; об обязании предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства в районе улицы Космонавтов 13 для строительства универсального магазина.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 года, заявление индивидуального предпринимателя Бобылева Евгения Викторовича удовлетворено, признано недействительным распоряжение Администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства". Суд обязал администрацию г. Норильска принять ненормативный акт о предоставлении индивидуальному предпринимателю Бобылеву Евгению Викторовичу г. Норильск условно-разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2014 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2013 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2014 дело принято к новому рассмотрению судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2014 года заявление удовлетворено частично, признано незаконным распоряжение администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства". Суд обязал администрацию города Норильска устранить допущенные нарушения, провести публичные слушания по вопросу разрешения условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина" и принять решение по указанному вопросу в учетом результатов публичных слушаний в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявления отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Норильск, утвержденных решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 (далее - Правила), решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в случае, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент, принимается без проведения публичных слушаний.
Администрация считает правомерным оспариваемый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина", поскольку отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
Постановлением Главы города Норильска от 19.05.2010 N 15 назначено проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
С 22 июля 2010 по 27 июля 2010 проведены публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
24 августа 2010 года Главой Администрации города Норильска в адрес Главы города Норильска направлен проект решения Норильского городского Совета депутатов "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск и внесении изменений в решение Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск".
Решением Норильского городского Совета депутатов от 21.09.2010 N 28-679 в Правила внесены изменения, а именно, абзац 5 пункта 3 раздела 1.2 части III изложен в новой редакции: "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м и специализированные непродовольственные объекты торговли торговой площадью не менее 200 кв. м, административные здания, бассейны, гостиницы, культурно-спортивные комплексы, подразделения милиции общественной безопасности".
Таким образом, условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м" включен в градостроительный регламент по инициативе Главы Администрации города Норильска.
Распоряжением администрации г. Норильска от 03.12.2012 N 6266 принято решение об отказе в установлении разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание магазина-пекарни".
Согласно расписке от 16.01.2013 Бобылева Е.В. для предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства Администрацией города Норильска приняты следующие документы: копия паспорта, схема расположения земельного участка, копия свидетельства индивидуального предпринимателя, копия доверенности от 13.09.2012 N 3-2242.
Письмом от 25.01.2013 N 170-91 управление потребительского рынка и услуг администрации г. Норильска сообщило председателю комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск о том, что в 4-ом микрорайоне района Талнах обеспеченность площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров составляет 129,7%, непродовольственных товаров - 88,7%. Обеспеченность рассчитана в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Красноярскому краю на 2012 год, утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края от 05.07.2012 N 327-п.
Постановлениями Главы города Норильска от 14.02.2013 N 6, от 13.02.2013 N 5 принято решение о проведении 26.02.2013 и 28.02.2013 публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно-разрешенной вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. В приложениях к данным постановлениям, содержащие вопросы, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, отсутствует указание на заявление Бобылева Е.В.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте города Норильска.
Распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 индивидуальному предпринимателю Бобылеву Е.В. отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина". Данный отказ мотивирован тем, что жители, проживающие в г. Норильске, в районе Талнах, ул. Космонавтов, достаточно высоко обеспечены торговыми объектами и отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
Не согласившись с указанным распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Оспариваемым распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 индивидуальному предпринимателю Бобылеву Е.В. отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина". Данный отказ мотивирован тем, что жители, проживающие в г. Норильске, в районе Талнах, ул. Космонавтов, достаточно высоко обеспечены торговыми объектами и отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Правовой акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предусмотрен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1); вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных в части 8 названной статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9); в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний (часть 11).
Буквальное толкование нормы части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается без проведения публичных слушаний при обязательном соблюдении следующих условий:
- - включение данного условно разрешенного вида в градостроительный регламент по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения;
- - соблюдение установленного для такого включения порядка;
- - проведение публичных слушаний по инициативе заинтересованного лица.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Норильск, утвержденных решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 (далее - Правила), решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в случае, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент, принимается без проведения публичных слушаний.
Указанный пункт Правил противоречит положениям части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части, исключающей требование о проведении публичных слушаний, как условия для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
В силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, поскольку норма подпункта 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил противоречит положениям части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положения части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанная норма не подлежит применению судом при рассмотрении настоящего дела. Поэтому ссылка администрации на указанную норму Правил в обоснование законности оспариваемого распоряжения является необоснованной.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежат установлению обстоятельства соблюдения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру внесения условно разрешенного вида использования земельного участка в градостроительный регламент, а именно:
- - включен ли данный условно разрешенный вид в градостроительный регламент по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения;
- - соблюден ли установленный для такого включения порядок;
- - проведены ли по вопросу о включении в градостроительный регламент условно разрешенного вида публичные слушания по инициативе заинтересованного лица.
Определение данных фактических обстоятельств необходимо для установления возможности применения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и проверки законности предоставления (отказа в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без проведения публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, условно разрешенный вид разрешенного использования жилой зоны (кодировка Ж-2) тип зоны "Зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше" (часть 2 Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск) - "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м и специализированные непродовольственные объекты торговли торговой площадью не менее 200 кв. м, административные здания, бассейны, гостиницы, культурно-спортивные комплексы, подразделения милиции общественной безопасности", включен в градостроительный регламент по решению Норильского городского Совета народных депутатов от 21.09.2010 N 28-679 на основании публичных слушаний, проведенных Администрацией г. Норильска по собственной инициативе (Постановление Главы города Норильска от 19.05.2010 N 15).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка предоставляется без проведения публичных слушаний в случае, если данный условно разрешенный вид использования земельного участка включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Администрация г. Норильска, не является лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, в том смысле, в каком законодатель определяет данное лицо в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а является органом местного самоуправления, на который в силу указанной нормы возложена обязанность по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Поскольку вышеуказанный условно разрешенный вид использования земельного участка включен в градостроительный регламент не по инициативе заинтересованного в предоставлении разрешения лица, а по инициативе администрации, то основания для применения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении (отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования заинтересованному лицу без проведения публичных слушаний, отсутствуют.
Следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация должна была вынести вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на обсуждение на публичных слушаниях при обращении заявителя о предоставлении ему разрешения на условно разрешенный вид использования. Доказательств соблюдения администрацией данного порядка не представлено.
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 13.03.2013 N 1023 об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка вынесено администрацией без проведения публичных слушаний, что не соответствует части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права предпринимателя на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с процедурой, установленной статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах распоряжение администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Довод администрации о том, что оспариваемый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является законным, поскольку отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку вынесение администрацией оспариваемого распоряжения при установленных судом по настоящему делу обстоятельствах без проведения публичных слушаний в соответствии с частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что публичные слушания на основании заявления предпринимателя Администрацией г. Норильска не проведены, то суд первой инстанции обоснованно в качестве восстановительной меры, направленной на устранение нарушения прав и законных интересов предпринимателя, возложил на администрацию обязанность провести публичные слушания по вопросу разрешения условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина" и принять решение по указанному вопросу с учетом результатов публичных слушаний в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2014 года по делу N А33-8683/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2014 ПО ДЕЛУ N А33-8683/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2014 г. по делу N А33-8683/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "29" июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Норильска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2014 года по делу N А33-8683/2013, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Бобылев Евгений Викторович (далее - заявитель, предприниматель, ОГРН 304245710700025) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Норильска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, содержащегося в распоряжении администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023; об обязании предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства в районе улицы Космонавтов 13 для строительства универсального магазина.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 года, заявление индивидуального предпринимателя Бобылева Евгения Викторовича удовлетворено, признано недействительным распоряжение Администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства". Суд обязал администрацию г. Норильска принять ненормативный акт о предоставлении индивидуальному предпринимателю Бобылеву Евгению Викторовичу г. Норильск условно-разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина".
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2014 года решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 августа 2013 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02.04.2014 дело принято к новому рассмотрению судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 мая 2014 года заявление удовлетворено частично, признано незаконным распоряжение администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства". Суд обязал администрацию города Норильска устранить допущенные нарушения, провести публичные слушания по вопросу разрешения условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина" и принять решение по указанному вопросу в учетом результатов публичных слушаний в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части заявления отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Норильск, утвержденных решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 (далее - Правила), решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в случае, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент, принимается без проведения публичных слушаний.
Администрация считает правомерным оспариваемый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина", поскольку отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие сторон.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
Постановлением Главы города Норильска от 19.05.2010 N 15 назначено проведение публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
С 22 июля 2010 по 27 июля 2010 проведены публичные слушания по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск.
24 августа 2010 года Главой Администрации города Норильска в адрес Главы города Норильска направлен проект решения Норильского городского Совета депутатов "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск и внесении изменений в решение Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск".
Решением Норильского городского Совета депутатов от 21.09.2010 N 28-679 в Правила внесены изменения, а именно, абзац 5 пункта 3 раздела 1.2 части III изложен в новой редакции: "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м и специализированные непродовольственные объекты торговли торговой площадью не менее 200 кв. м, административные здания, бассейны, гостиницы, культурно-спортивные комплексы, подразделения милиции общественной безопасности".
Таким образом, условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м" включен в градостроительный регламент по инициативе Главы Администрации города Норильска.
Распоряжением администрации г. Норильска от 03.12.2012 N 6266 принято решение об отказе в установлении разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание магазина-пекарни".
Согласно расписке от 16.01.2013 Бобылева Е.В. для предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства Администрацией города Норильска приняты следующие документы: копия паспорта, схема расположения земельного участка, копия свидетельства индивидуального предпринимателя, копия доверенности от 13.09.2012 N 3-2242.
Письмом от 25.01.2013 N 170-91 управление потребительского рынка и услуг администрации г. Норильска сообщило председателю комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Норильск о том, что в 4-ом микрорайоне района Талнах обеспеченность площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров составляет 129,7%, непродовольственных товаров - 88,7%. Обеспеченность рассчитана в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Красноярскому краю на 2012 год, утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края от 05.07.2012 N 327-п.
Постановлениями Главы города Норильска от 14.02.2013 N 6, от 13.02.2013 N 5 принято решение о проведении 26.02.2013 и 28.02.2013 публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно-разрешенной вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. В приложениях к данным постановлениям, содержащие вопросы, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, отсутствует указание на заявление Бобылева Е.В.
Указанное постановление опубликовано на официальном сайте города Норильска.
Распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 индивидуальному предпринимателю Бобылеву Е.В. отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина". Данный отказ мотивирован тем, что жители, проживающие в г. Норильске, в районе Талнах, ул. Космонавтов, достаточно высоко обеспечены торговыми объектами и отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
Не согласившись с указанным распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что распоряжение администрации города Норильска от 13.03.2013 N 1023 "Об отказе в установлении условно-разрешенного вида использования земельного участка и объекта капитального строительства" не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
Оспариваемым распоряжением администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 индивидуальному предпринимателю Бобылеву Е.В. отказано в установлении условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина". Данный отказ мотивирован тем, что жители, проживающие в г. Норильске, в районе Талнах, ул. Космонавтов, достаточно высоко обеспечены торговыми объектами и отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, принимаемые ими решения не могут быть произвольными. Правовой акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства предусмотрен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1); вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях (часть 2); на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8); на основании указанных в части 8 названной статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9); в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний (часть 11).
Буквальное толкование нормы части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принимается без проведения публичных слушаний при обязательном соблюдении следующих условий:
- - включение данного условно разрешенного вида в градостроительный регламент по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения;
- - соблюдение установленного для такого включения порядка;
- - проведение публичных слушаний по инициативе заинтересованного лица.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Норильск, утвержденных решением Норильского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 22-533 (далее - Правила), решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в случае, когда условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент, принимается без проведения публичных слушаний.
Указанный пункт Правил противоречит положениям части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части, исключающей требование о проведении публичных слушаний, как условия для предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.
В силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, поскольку норма подпункта 4 пункта 3.3 раздела 3 главы 1 части 1 Правил противоречит положениям части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положения части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанная норма не подлежит применению судом при рассмотрении настоящего дела. Поэтому ссылка администрации на указанную норму Правил в обоснование законности оспариваемого распоряжения является необоснованной.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела подлежат установлению обстоятельства соблюдения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру внесения условно разрешенного вида использования земельного участка в градостроительный регламент, а именно:
- - включен ли данный условно разрешенный вид в градостроительный регламент по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения;
- - соблюден ли установленный для такого включения порядок;
- - проведены ли по вопросу о включении в градостроительный регламент условно разрешенного вида публичные слушания по инициативе заинтересованного лица.
Определение данных фактических обстоятельств необходимо для установления возможности применения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и проверки законности предоставления (отказа в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без проведения публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, условно разрешенный вид разрешенного использования жилой зоны (кодировка Ж-2) тип зоны "Зона застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше" (часть 2 Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск) - "отдельно стоящие и встроенные в нижние этажи многоквартирных домов универсальные магазины торговой площадью не менее 400 кв. м и специализированные непродовольственные объекты торговли торговой площадью не менее 200 кв. м, административные здания, бассейны, гостиницы, культурно-спортивные комплексы, подразделения милиции общественной безопасности", включен в градостроительный регламент по решению Норильского городского Совета народных депутатов от 21.09.2010 N 28-679 на основании публичных слушаний, проведенных Администрацией г. Норильска по собственной инициативе (Постановление Главы города Норильска от 19.05.2010 N 15).
В соответствии с частью 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка предоставляется без проведения публичных слушаний в случае, если данный условно разрешенный вид использования земельного участка включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Администрация г. Норильска, не является лицом, заинтересованным в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, в том смысле, в каком законодатель определяет данное лицо в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а является органом местного самоуправления, на который в силу указанной нормы возложена обязанность по рассмотрению заявлений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Поскольку вышеуказанный условно разрешенный вид использования земельного участка включен в градостроительный регламент не по инициативе заинтересованного в предоставлении разрешения лица, а по инициативе администрации, то основания для применения части 11 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность принятия уполномоченным органом решения о предоставлении (отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования заинтересованному лицу без проведения публичных слушаний, отсутствуют.
Следовательно, в соответствии с положениями части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация должна была вынести вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования на обсуждение на публичных слушаниях при обращении заявителя о предоставлении ему разрешения на условно разрешенный вид использования. Доказательств соблюдения администрацией данного порядка не представлено.
Таким образом, оспариваемое распоряжение от 13.03.2013 N 1023 об отказе в предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка вынесено администрацией без проведения публичных слушаний, что не соответствует части 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права предпринимателя на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии с процедурой, установленной статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей смежных земельных участков и объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах распоряжение администрации г. Норильска от 13.03.2013 N 1023 правомерно признано судом первой инстанции незаконным.
Довод администрации о том, что оспариваемый отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является законным, поскольку отсутствует необходимость строительства новых торговых объектов в данном микрорайоне, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку вынесение администрацией оспариваемого распоряжения при установленных судом по настоящему делу обстоятельствах без проведения публичных слушаний в соответствии с частью 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая, что публичные слушания на основании заявления предпринимателя Администрацией г. Норильска не проведены, то суд первой инстанции обоснованно в качестве восстановительной меры, направленной на устранение нарушения прав и законных интересов предпринимателя, возложил на администрацию обязанность провести публичные слушания по вопросу разрешения условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами 9 этажей и выше (Ж-2) в г. Норильске, район Талнах, район ул. Космонавтов, 13, для строительства объекта капитального строительства "здание универсального магазина" и принять решение по указанному вопросу с учетом результатов публичных слушаний в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "14" мая 2014 года по делу N А33-8683/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
Д.В.ЮДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)