Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
- на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-42893/2013, принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению открытого акционерного общества "Туапсинский судоремонтный завод"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) от 02.12.2013 N 97 о привлечении к административной ответственности по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом предпринимались усилия к оформлению землепользования в надлежащем порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что до 01.07.2012 бездействие, выразившееся в непринятии мер по переоформлению прав на земельные участки, не являлось административно наказуемым. Учитывая дату вступления в законную силу Федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливающего административную ответственность (01.01.2013), невыполнение обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности до 01.07.2012 в условиях действующего правового регулирования не образует состав вменяемого обществу административного правонарушения независимо от даты выявления бездействия и сохранения за ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" упомянутой выше обязанности после 01.07.2012, вплоть до законодательного установления нового срока исполнения этой обязанности в период действия статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенное обществом бездействие по состоянию на 01.07.2012 на основании действовавшего в то время законодательства административной ответственности не подлежало. Не стало оно административно наказуемым и на дату его выявления - 21.11.2013, поскольку после введения в действие статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (01.01.2013) нового срока исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности законодателем не устанавливалось.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Полагает, что событие и состав правонарушения подтверждаются материалами дела. Указывает, что на момент обнаружения правонарушения право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0101008:37 переоформлено не было.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку не обеспечили, о дате и времени уведомлены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно распоряжению административного органа от 21.10.2013 N 468-4218 в отношении открытого акционерного общества "Туапсинский судоремонтный завод" проведена плановая выездная проверка. Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 21.11.2013 в ходе проведения проверки установлено, что открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования землей КК-2 N 432000042, постановления главы города Туапсе N 145 от 30.01.2004 "Об утверждении ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" планов границ и площадей земельных участков", постановления Администрации Туапсинского городского поселения N 881 от 19.08.2013 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, разрешенное использование - морской порт, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11. На земельном участке расположены нежилые помещения, здания строения и сооружения, принадлежащие ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" на праве собственности. При проведении проверки общество не представило документы, и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о возникновении права собственности или аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0101008:37. В результате проведения проверки соблюдения земельного законодательства выявлено нарушение заявителем требований земельного законодательства п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрена ст. 7.34 КоАП РФ, выразившееся в нарушении сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участком или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Названное нарушение, согласно протоколу об административном правонарушении от 28.11.2013, охватывается диспозицией статьи 7.34 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором Туапсинского района по использованию и охране земель вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 02.12.2013 N 97, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, на заявителя наложен штраф в размере 20 000 рублей; основание принятия постановления - наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения - нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность, относительно земельного участка по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11, с кадастровым номером 23:51:0101008:37.
02.12.2013 по делу N 97 административным органом выдано предписание, в соответствии с которым ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести земельный участок в собственность, по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11, с кадастровым номером 23:51:0101008:37 в срок до 02.06.2014. Заявитель, не согласившись с указанным постановлением от 02.12.2013 N 97, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Объектом правонарушений по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с соблюдением установленных законодательством процедур надлежащего приобретения и оформления вещных прав на земельные участки.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена в данной статье, состоит в нарушении установленных земельным законодательством порядка и сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и приобретения права собственности на земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно ст. 7.34 КоАП РФ, действующей с 01.01.2013, нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Толкуя действующее законодательство, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что выявление земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые не переоформлено, после 01.01.2013, надлежит квалифицировать как административное правонарушение.
Вывод суда об обратном мотивирован тем, что вплоть до законодательного установления нового срока исполнения этой обязанности в период действия статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявленные нарушения не являются административно наказуемыми.
Апелляционная коллегия с указанным выводом не соглашается.
В настоящем случае законодатель установил как предельный срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, так и дату введения в действие нормы КоАП РФ об административной ответственности за данное нарушение, причем определил указанную дату в 2009 году.
Вменяемое обществу правонарушение надлежит квалифицировать как длящееся (нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность).
В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На момент выявления правонарушения закон, продлевающий срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования отсутствовал.
Соответственно, на дату проведения проверки и выявления правонарушения оно являлось административно наказуемым.
Поскольку указанная процедура не была выполнена заявителем, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ.
Открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" при наличии обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 не выполнена процедура, направленная на соблюдение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Наличие обстоятельств, объективно препятствующих открытому акционерному обществу "Туапсинский судоремонтный завод" исполнить требования законодательства по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в материалах дела не имеется.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, апелляционная коллегия усматривает основания для применения норм статьи 2.9 КоАП РФ. При этом коллегия учитывает следующие обстоятельства:
- - заявление на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком первоначально подано обществом в Управление имущественных отношений администрации МО Туапсинский район 15.06.2012;
- - общество вело длительную переписку с администрацией по вопросу предоставления земельного участка в аренду, осуществило работы по изменению вида разрешенного использования земельного участка;
- - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:51:0101008:37 было переоформлено в соответствии с постановлением главы администрации Туапсинский район от 03.12.2013 N 4127 (т. 1 л.д. 204), заключен договор аренды от 03.12.2013 N 5100008324 (т. 1 л.д. 207-211), осуществляются действия по регистрации договора аренды (служебная записка т. 1 л.д. 202).
Согласно части 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-42893/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2014 N 15АП-11393/2014 ПО ДЕЛУ N А32-42893/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2014 г. N 15АП-11393/2014
Дело N А32-42893/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;
- на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-42893/2013, принятое судьей Федькиным Л.О.,
по заявлению открытого акционерного общества "Туапсинский судоремонтный завод"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, административный орган) от 02.12.2013 N 97 о привлечении к административной ответственности по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом предпринимались усилия к оформлению землепользования в надлежащем порядке.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что до 01.07.2012 бездействие, выразившееся в непринятии мер по переоформлению прав на земельные участки, не являлось административно наказуемым. Учитывая дату вступления в законную силу Федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливающего административную ответственность (01.01.2013), невыполнение обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности до 01.07.2012 в условиях действующего правового регулирования не образует состав вменяемого обществу административного правонарушения независимо от даты выявления бездействия и сохранения за ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" упомянутой выше обязанности после 01.07.2012, вплоть до законодательного установления нового срока исполнения этой обязанности в период действия статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенное обществом бездействие по состоянию на 01.07.2012 на основании действовавшего в то время законодательства административной ответственности не подлежало. Не стало оно административно наказуемым и на дату его выявления - 21.11.2013, поскольку после введения в действие статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (01.01.2013) нового срока исполнения хозяйствующими субъектами обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности законодателем не устанавливалось.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. Полагает, что событие и состав правонарушения подтверждаются материалами дела. Указывает, что на момент обнаружения правонарушения право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0101008:37 переоформлено не было.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку не обеспечили, о дате и времени уведомлены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно распоряжению административного органа от 21.10.2013 N 468-4218 в отношении открытого акционерного общества "Туапсинский судоремонтный завод" проведена плановая выездная проверка. Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 21.11.2013 в ходе проведения проверки установлено, что открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования землей КК-2 N 432000042, постановления главы города Туапсе N 145 от 30.01.2004 "Об утверждении ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" планов границ и площадей земельных участков", постановления Администрации Туапсинского городского поселения N 881 от 19.08.2013 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, разрешенное использование - морской порт, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11. На земельном участке расположены нежилые помещения, здания строения и сооружения, принадлежащие ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" на праве собственности. При проведении проверки общество не представило документы, и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о возникновении права собственности или аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0101008:37. В результате проведения проверки соблюдения земельного законодательства выявлено нарушение заявителем требований земельного законодательства п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрена ст. 7.34 КоАП РФ, выразившееся в нарушении сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участком или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Названное нарушение, согласно протоколу об административном правонарушении от 28.11.2013, охватывается диспозицией статьи 7.34 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении главным государственным инспектором Туапсинского района по использованию и охране земель вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 02.12.2013 N 97, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ, на заявителя наложен штраф в размере 20 000 рублей; основание принятия постановления - наличие в деяниях заявителя состава административного правонарушения - нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность, относительно земельного участка по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11, с кадастровым номером 23:51:0101008:37.
02.12.2013 по делу N 97 административным органом выдано предписание, в соответствии с которым ОАО "Туапсинский судоремонтный завод" обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды земельного участка или приобрести земельный участок в собственность, по адресу: г. Туапсе, ул. Максима Горького, 11, с кадастровым номером 23:51:0101008:37 в срок до 02.06.2014. Заявитель, не согласившись с указанным постановлением от 02.12.2013 N 97, обратился в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Объектом правонарушений по статье 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения, связанные с соблюдением установленных законодательством процедур надлежащего приобретения и оформления вещных прав на земельные участки.
Объективная сторона правонарушений, административная ответственность за которые предусмотрена в данной статье, состоит в нарушении установленных земельным законодательством порядка и сроков переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков и приобретения права собственности на земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, согласно ст. 7.34 КоАП РФ, действующей с 01.01.2013, нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Толкуя действующее законодательство, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что выявление земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования на которые не переоформлено, после 01.01.2013, надлежит квалифицировать как административное правонарушение.
Вывод суда об обратном мотивирован тем, что вплоть до законодательного установления нового срока исполнения этой обязанности в период действия статьи 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявленные нарушения не являются административно наказуемыми.
Апелляционная коллегия с указанным выводом не соглашается.
В настоящем случае законодатель установил как предельный срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, так и дату введения в действие нормы КоАП РФ об административной ответственности за данное нарушение, причем определил указанную дату в 2009 году.
Вменяемое обществу правонарушение надлежит квалифицировать как длящееся (нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность).
В силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
На момент выявления правонарушения закон, продлевающий срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования отсутствовал.
Соответственно, на дату проведения проверки и выявления правонарушения оно являлось административно наказуемым.
Поскольку указанная процедура не была выполнена заявителем, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.34 КоАП РФ.
Открытое акционерное общество "Туапсинский судоремонтный завод" при наличии обязанности переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 не выполнена процедура, направленная на соблюдение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность. Наличие обстоятельств, объективно препятствующих открытому акционерному обществу "Туапсинский судоремонтный завод" исполнить требования законодательства по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в материалах дела не имеется.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, апелляционная коллегия усматривает основания для применения норм статьи 2.9 КоАП РФ. При этом коллегия учитывает следующие обстоятельства:
- - заявление на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком первоначально подано обществом в Управление имущественных отношений администрации МО Туапсинский район 15.06.2012;
- - общество вело длительную переписку с администрацией по вопросу предоставления земельного участка в аренду, осуществило работы по изменению вида разрешенного использования земельного участка;
- - право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:51:0101008:37 было переоформлено в соответствии с постановлением главы администрации Туапсинский район от 03.12.2013 N 4127 (т. 1 л.д. 204), заключен договор аренды от 03.12.2013 N 5100008324 (т. 1 л.д. 207-211), осуществляются действия по регистрации договора аренды (служебная записка т. 1 л.д. 202).
Согласно части 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Поскольку вывод суда первой инстанции, отраженный в резолютивной части решения соответствует обстоятельствам дела, которые оценены судом апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.05.2014 по делу N А32-42893/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)