Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Майкоп": Дауровой Ирины Владимировны по доверенности от 09.01.2014 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 21.03.2014 по делу N А01-2445/2013
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Майкоп"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
при участии третьего лица: Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта
установил:
открытое акционерное общество "Газпром Газораспределение Майкоп" (далее - ОАО "Газпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ, территориальное управление, заинтересованное лицо) об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник", утвердив акт о выборе земельного участка на период строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствовали основания для отказа в утверждении акта выбора земельного участка. Заявление обществом подано в уполномоченный орган государственной власти.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 21.03.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что обществом не оспаривалось каких-либо решений и действий управления, в связи с чем отсутствуют основания для обязания управления как государственного органа совершить определенные действия. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея не имеет полномочий для принятия решения об утверждении акта о выборе земельного участка. Требования общества, предъявлены к ненадлежащему ответчику. Кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как письмо территориального управления датировано 18.09.2012. Территориальное управление не является уполномоченным органом власти, осуществляющим полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению частью земельного участка, на котором предполагается строительство газопровода, поскольку указанные полномочия переданы органам государственной власти Республики Адыгея.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытым акционерным обществом "Газпром Газораспределение Майкоп" в Республике Адыгея проводится строительство объекта: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник".
В целях проведения необходимых согласований по вопросу прохождения трассы объекта газоснабжения - "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник", обществом 24.09.2009 был сформирован и направлен комплект документов к акту о выборе земельного участка на период строительства объекта в адрес ТУ ФАУГИ.
Рассмотрев обращение общества, территориальное управление сообщило о невозможности согласования границ части земельного участка, образуемой в составе земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности до устранения выявленных замечаний.
Общество, устранив выявленные замечания, вновь направило комплект документов для согласования вопроса прохождения трассы газопровода высокого давления.
Управление письмами от 24.04.2010 N 1244, от 14.05.2010 N 1387, от 18.11.2010 N 3573, от 17.12.2010 N 3882, от 21.10.2011 N 2943, от 14.09.2012 N ПП-10/38945 высказывало замечания по вопросу утверждения акта выбора земельного участка, которые заявителем устранялись.
Решением, изложенном в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.09.2013 N ПП-10/41818, обществу сообщено о невозможности согласования границ части земельного участка, образуемой в составе земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие полномочия Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "город Майкоп", невозможно определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта, к акту о выборе земельного участка не приложен расчет убытков землепользователя.
В связи с отсутствием решения управления о предоставлении согласования границ земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий управления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выбор и предоставление земельных участков осуществляется по правилам статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела, обществом в адрес управления 24.12.2009 был направлен акт о выборе земельного участка с приложением комплекта необходимых документов.
Решениями ТУ ФАУГИ, выраженными в письмах от 24.04.2010 N 1244, от 14.05.2010 N 1387, от 18.11.2010 N 3573, от 17.12.2010 N 3882, от 21.10.2011 N 2943, от 14.09.2012 N ПП-10/38945, заявителю было отказано в согласовании акта о выборе земельного участка, в связи с наличием замечаний.
09.08.2013 общество обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка, указав, что оно обращалось в территориальное управление с данными требованиями, однако, ТУ ФАУГИ неоднократно было отказано в согласовании акта выбора земельного участка по причине наличия замечаний, не указанных в предыдущих отказах.
Решением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженным в письме от 09.09.2008 N ПП-10/41818 заявителю отказано в согласовании акта выбора земельного участка в связи с тем, что выявлены следующие замечания: не представлены документы, подтверждающие полномочия Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "город Майкоп"; невозможно определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта; к акту о выборе земельного участка не приложен расчет убытков землепользователя (т. 1 л.д. 139-142).
Часть указанных причин отказа в согласовании акта выбора земельного участка изложены в письме ТУ ФАУГИ от 14.09.2012 N ПП-10/38945 (т. 1 л.д. 136-138).
Основанием для отказа послужило непредставление документов, подтверждающих наделение Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" полномочиями по согласованию акта о выборе земельного участка со стороны муниципального образования "Город Майкоп".
Между тем, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Управление архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Майкоп".
Согласно подпункту 9 пункта 3.9. Положения об Управлении архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 20 апреля 2012 г. N 428-рс одной из основных функций Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" в сфере регулирования градостроительной деятельности является подготовка и подписание актов о выборе земельных участков для строительства.
Еще одним основанием для отказа в письме от 09.09.2013 года N ПП-10/41818 указано то обстоятельство, что из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта- "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник".
Суд считает данное основание необоснованным, ввиду того, что общество письмом от 09.08.2013 года N 2351 сообщило, что выбор земельного участка для строительства объекта осуществляется из земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:53, площадью 637 000 кв. м, находящимся в собственности Российской Федерации. Данное также видно из схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:53, учетный номер части 01:08:0515008:8 (т. 1 л.д. 68-88).
Замечание о необходимости представления расчетов убытков собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков судебная коллегия считает необоснованным, т.к. обществу требуется земельный участок на период строительства подземного газопровода. Земельный участок, необходимый для строительства, согласно акту выбора земельного участка не обременен. В данном случае изъятия в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Учитывая изложенное у Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ ФАУГИ отсутствовали правовые основания для принятия отказа в утверждении акта выбора земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ на протокол заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 13 о передаче органам государственной власти Республики Адыгея полномочий по управлению и распоряжению земельными участками ориентировочной площадью 80 000 кв. м и 140 000 кв. м, которые могут быть образованы из земельного участка площадью 623 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Низпоташная, 114, судом не принимается, поскольку, из текста данного протокола следует, что полномочия переданы только лишь в части предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса (гражданам, имеющим трех и более детей).
Довод апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея об отсутствии полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком судом первой инстанции правомерно отклонен исходя из следующего.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Полномочия территориального органа в Республике Адыгея определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 указанного положения территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судебной коллегией отклоняется довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, исходя из следующего.
Как ранее было указано Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Общество с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения обращалось к территориальному управлению и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Территориальное управление, как уполномоченный на то, орган государственной власти, обязано принять решение о согласовании места размещения объекта направить его заявителю в установленный законом срок. Неисполнение обязанностей квалифицируется как незаконные действия, которые и были обжалованы обществом в рамках рассмотрения настоящего спора. Кроме того, внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных и иных органов власти не могут служить причиной для нарушения прав юридических и физических лиц.
Довод управления о пропуске обществом процессуального срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется. Общество просит обязать принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения и утвердить акт о выборе земельного участка на период строительства. При этом в обоснование требований общество указывает на незаконные действия по не согласованию места размещения объекта газоснабжения: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник" и не утверждение акта о выборе земельного участка на период, в том числе выраженных в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.09.2013 N ПП-10/41818. Рассмотрение данных вопросов, как указано ранее, относится к ведению территориального управления. С учетом изложенного, заявление подано обществом в установленный срок.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в утверждении акта выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2014 по делу N А01-2445/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2014 N 15АП-8069/2014 ПО ДЕЛУ N А01-2445/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 г. N 15АП-8069/2014
Дело N А01-2445/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июня 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Майкоп": Дауровой Ирины Владимировны по доверенности от 09.01.2014 N 17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 21.03.2014 по делу N А01-2445/2013
принятое в составе судьи Шебзухова З.М.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Майкоп"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея
при участии третьего лица: Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта
установил:
открытое акционерное общество "Газпром Газораспределение Майкоп" (далее - ОАО "Газпром", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея (далее - ТУ ФАУГИ, территориальное управление, заинтересованное лицо) об обязании принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник", утвердив акт о выборе земельного участка на период строительства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствовали основания для отказа в утверждении акта выбора земельного участка. Заявление обществом подано в уполномоченный орган государственной власти.
Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 21.03.2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на то, что обществом не оспаривалось каких-либо решений и действий управления, в связи с чем отсутствуют основания для обязания управления как государственного органа совершить определенные действия. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея не имеет полномочий для принятия решения об утверждении акта о выборе земельного участка. Требования общества, предъявлены к ненадлежащему ответчику. Кроме того, заявителем пропущен процессуальный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как письмо территориального управления датировано 18.09.2012. Территориальное управление не является уполномоченным органом власти, осуществляющим полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению частью земельного участка, на котором предполагается строительство газопровода, поскольку указанные полномочия переданы органам государственной власти Республики Адыгея.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, открытым акционерным обществом "Газпром Газораспределение Майкоп" в Республике Адыгея проводится строительство объекта: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник".
В целях проведения необходимых согласований по вопросу прохождения трассы объекта газоснабжения - "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник", обществом 24.09.2009 был сформирован и направлен комплект документов к акту о выборе земельного участка на период строительства объекта в адрес ТУ ФАУГИ.
Рассмотрев обращение общества, территориальное управление сообщило о невозможности согласования границ части земельного участка, образуемой в составе земельного участка, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности до устранения выявленных замечаний.
Общество, устранив выявленные замечания, вновь направило комплект документов для согласования вопроса прохождения трассы газопровода высокого давления.
Управление письмами от 24.04.2010 N 1244, от 14.05.2010 N 1387, от 18.11.2010 N 3573, от 17.12.2010 N 3882, от 21.10.2011 N 2943, от 14.09.2012 N ПП-10/38945 высказывало замечания по вопросу утверждения акта выбора земельного участка, которые заявителем устранялись.
Решением, изложенном в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.09.2013 N ПП-10/41818, обществу сообщено о невозможности согласования границ части земельного участка, образуемой в составе земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие полномочия Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "город Майкоп", невозможно определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта, к акту о выборе земельного участка не приложен расчет убытков землепользователя.
В связи с отсутствием решения управления о предоставлении согласования границ земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий управления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие действий нормам действующего законодательства и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" земельные участки для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения передаются организациям - собственникам систем газоснабжения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также для размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Выбор и предоставление земельных участков осуществляется по правилам статей 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Как следует из материалов дела, обществом в адрес управления 24.12.2009 был направлен акт о выборе земельного участка с приложением комплекта необходимых документов.
Решениями ТУ ФАУГИ, выраженными в письмах от 24.04.2010 N 1244, от 14.05.2010 N 1387, от 18.11.2010 N 3573, от 17.12.2010 N 3882, от 21.10.2011 N 2943, от 14.09.2012 N ПП-10/38945, заявителю было отказано в согласовании акта о выборе земельного участка, в связи с наличием замечаний.
09.08.2013 общество обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка, указав, что оно обращалось в территориальное управление с данными требованиями, однако, ТУ ФАУГИ неоднократно было отказано в согласовании акта выбора земельного участка по причине наличия замечаний, не указанных в предыдущих отказах.
Решением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выраженным в письме от 09.09.2008 N ПП-10/41818 заявителю отказано в согласовании акта выбора земельного участка в связи с тем, что выявлены следующие замечания: не представлены документы, подтверждающие полномочия Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "город Майкоп"; невозможно определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта; к акту о выборе земельного участка не приложен расчет убытков землепользователя (т. 1 л.д. 139-142).
Часть указанных причин отказа в согласовании акта выбора земельного участка изложены в письме ТУ ФАУГИ от 14.09.2012 N ПП-10/38945 (т. 1 л.д. 136-138).
Основанием для отказа послужило непредставление документов, подтверждающих наделение Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" полномочиями по согласованию акта о выборе земельного участка со стороны муниципального образования "Город Майкоп".
Между тем, в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка.
Управление архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Майкоп".
Согласно подпункту 9 пункта 3.9. Положения об Управлении архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 20 апреля 2012 г. N 428-рс одной из основных функций Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" в сфере регулирования градостроительной деятельности является подготовка и подписание актов о выборе земельных участков для строительства.
Еще одним основанием для отказа в письме от 09.09.2013 года N ПП-10/41818 указано то обстоятельство, что из представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не представляется возможным определить из какого земельного участка осуществляется выбор земельного участка для строительства объекта- "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник".
Суд считает данное основание необоснованным, ввиду того, что общество письмом от 09.08.2013 года N 2351 сообщило, что выбор земельного участка для строительства объекта осуществляется из земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:53, площадью 637 000 кв. м, находящимся в собственности Российской Федерации. Данное также видно из схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером 01:08:0000000:53, учетный номер части 01:08:0515008:8 (т. 1 л.д. 68-88).
Замечание о необходимости представления расчетов убытков собственников земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков судебная коллегия считает необоснованным, т.к. обществу требуется земельный участок на период строительства подземного газопровода. Земельный участок, необходимый для строительства, согласно акту выбора земельного участка не обременен. В данном случае изъятия в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется.
Учитывая изложенное у Федерального агентства по управлению государственным имуществом и ТУ ФАУГИ отсутствовали правовые основания для принятия отказа в утверждении акта выбора земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ на протокол заочного голосования Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации от 30 сентября 2013 года N 13 о передаче органам государственной власти Республики Адыгея полномочий по управлению и распоряжению земельными участками ориентировочной площадью 80 000 кв. м и 140 000 кв. м, которые могут быть образованы из земельного участка площадью 623 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Майкоп, ул. Низпоташная, 114, судом не принимается, поскольку, из текста данного протокола следует, что полномочия переданы только лишь в части предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса (гражданам, имеющим трех и более детей).
Довод апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея об отсутствии полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком судом первой инстанции правомерно отклонен исходя из следующего.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").
Полномочия территориального органа в Республике Адыгея определены в Положении о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 указанного положения территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Судебной коллегией отклоняется довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея о том, что оно не является надлежащим ответчиком по делу, исходя из следующего.
Как ранее было указано Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Общество с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения обращалось к территориальному управлению и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Территориальное управление, как уполномоченный на то, орган государственной власти, обязано принять решение о согласовании места размещения объекта направить его заявителю в установленный законом срок. Неисполнение обязанностей квалифицируется как незаконные действия, которые и были обжалованы обществом в рамках рассмотрения настоящего спора. Кроме того, внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных и иных органов власти не могут служить причиной для нарушения прав юридических и физических лиц.
Довод управления о пропуске обществом процессуального срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется. Общество просит обязать принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта газоснабжения и утвердить акт о выборе земельного участка на период строительства. При этом в обоснование требований общество указывает на незаконные действия по не согласованию места размещения объекта газоснабжения: "Распределительный газопровод высокого давления к с/т "Родник" и не утверждение акта о выборе земельного участка на период, в том числе выраженных в письме Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 09.09.2013 N ПП-10/41818. Рассмотрение данных вопросов, как указано ранее, относится к ведению территориального управления. С учетом изложенного, заявление подано обществом в установленный срок.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в утверждении акта выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 21.03.2014 по делу N А01-2445/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)