Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1341/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. по делу N 33-1341/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Хамитовой С.В.
судей
Плосковой И.И., Косиловой Е.И.
при секретаре
П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Н.Н. в лице представителя П.Э.
на решение Центрального районного суда города Тюмени от <.......>, которым постановлено:
"Исковые требования Н.Н. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Косиловой Е.И., объяснения истца Н.Н., ее представителей - П.Э. и Н.Ю., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Тюмени с требованием об обязании Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени выдать распорядительный акт об изменении категории земельного участка с кадастровым номером <.......> по адресу: <.......> с категории: "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию: "земли населенных пунктов".
Исковые требования обосновывала тем, что является собственником данного земельного участка площадью <.......> на основании Постановления Администрации Тюменского района Тюменской области <.......> от <.......> года, право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра <.......>. Указанный земельный участок имеет категорию земель: "земли сельскохозяйственного назначения" и на момент его предоставления был расположен на территории Кулаковского муниципального образования Тюменского района. Приказом Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени <.......> от <.......>, данный земельный участок был включен в границы муниципального образования городской округ город Тюмень и отнесен к Калининскому административному округу, в связи с чем, изменилось его адресное описание и был присвоен адрес: <.......> что определило земельный участок в границах населенного пункта город Тюмень, который, в свою очередь входит и в границы муниципального образования городского округа город Тюмень. Установление или изменение границ населенных пунктов является основанием для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных
В процессе рассмотрения дела истец изменила исковые требования. Просила об изменении категории земельных участков с кадастровыми номерами:
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>, с категории "земли сельскохозяйственного назначения" на категорию "земли населенных пунктов". Обосновывая изменения иска тем, что вышеуказанные земельные участки в <.......> образованы из земельного участка с кадастровым номером <.......> (л.д. 174).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: П.И., В.А., Я., В.С.Н., В.С.Ю., С.Е. (л.д. 157, 158).
В судебном заседании истец Н.Н., представляющая также интересы третьих лиц В.А., Я., В.С.Н., В.С.Ю., С.Е., П.И., которые в суд не явились, на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации города Тюмени, представители третьих лиц - Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области", Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени, Департамента имущественных отношений Тюменской области, Управы Калининского административного округа Администрации города Тюмени - в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась истец в лице представителя П.Э.
В апелляционной жалобе представитель истца просит об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
По утверждению заявителя жалобы решение суда является незаконным и необоснованным, в связи с не верным определением судом обстоятельств по делу и неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что в материалах дела имеются доказательства того, что спорные земельные участки включены в границы муниципального образования городской округ город Тюмень с адресным описанием: город Тюмень, о чем свидетельствует изменение государственного кадастра недвижимости в описании местоположения земельных участков. Следовательно, имеются основания для изменения категории земельных участков на категорию: "земли населенных пунктов". Включение спорных участков в границы населенного пункта город Тюмень, по мнению заявителя жалобы, подтверждается приказом Департамента земельных ресурсов Администрации города Тюмени от <.......>, которым спорные данные участки отнесены к административно-территориальном округу Калининский АО. Полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок вошел в границы муниципального образования городской округ город Тюмень, следовательно, находится в пределах границ населенного пункта город Тюмень. По мнению заявителя жалобы, сторона ответчика и Департамент имущественных отношений Тюменской области, не представили допустимых доказательств расположения участков за пределами границ населенного пункта город Тюмень, не представили сведения государственного кадастра недвижимости относительно установленных границ населенного пункта по генеральному плану. По утверждению заявителя жалобы суд не применил закон, подлежащий применению, а именно ст. 1, п. 1, 2 ст. 4 Устава Муниципального образования городского округа города Тюмени, п. 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации, указывающая, что граница населенных пунктов отделяет земли населенного пункта от земель иных категорий, ст. 8 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ, согласно которой, установление или изменение границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Полагает, что неверное установление значимых обстоятельств по делу и не применение закона подлежащего применению, повлекло на принятие неверного решения по заявленному иску. Кроме того, заявитель жалобы полагает, что судом нарушены нормы процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице заместителя директора С.Л. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик - Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице представителя К.А.В., просит решение оставить без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, а также проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Н.Н. отсутствует право требования в отношении земельных участков, принадлежащих третьим лицам, а в отношении земельных участков, принадлежащих Н.Н. изменение категории таких земельных участков, возможно только путем внесения изменений в Генеральный план города Тюмени в части изменения границы населенного пункта город Тюмень, либо в общем порядке, в соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". При этом суд не согласился с доводами истца о том, что спорные земельные участки вошли в границы населенного пункта город Тюмень.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия считает возможным согласиться.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <.......> собственником которого являлась Н.Н., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для организации крестьянского хозяйства растениеводческого направления, с <.......> разделен на 44 самостоятельных земельных участка, из которых собственником земельных участков с кадастровыми номерами: <.......>, <.......> является В.А., <.......> является Я., <.......> является В.С.Н., <.......> является С.Е., <.......> является В.С.Ю., в отношении остальных земельных участков собственником является Н.Н.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что у Н.Н. отсутствует право требования в отношении земельных участков, которые ей на праве собственности не принадлежат.
В отношении принадлежащих истицу земельных участков требования также являются не обоснованными по следующим основаниям.
Так в силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона N 172-ФЗ установлено, что включение земельных участков в границы населенного пункта является переводом земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, устанавливаемым Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение Правил землепользования и застройки городских округов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения и предполагают установленную законом обязательную процедуру.
Истец с заявлением о проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план городского округа не обращалась, действия (бездействие) органа местного самоуправления не оспаривала.
В случае, если спорные, принадлежащие истцу, земельные участки будут в установленном порядке включены в границы населенного пункта, - то дополнительное решение об их переводе в другую категорию, не требуется.
Перевод земельного участка из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (ч. 3 ст. 5 ФЗ РФ от 21.12.2004 года N 172-ФЗ).
Таким образом, изменение категории спорных земельных участков с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" возможно лишь в исключительном случае в порядке изменения границы населенного пункта город Тюмень.
Решением Тюменской городской Думы от <.......> <.......> "Об установлении границ Административных округов города Тюмени" установлены границы территорий Административных округов в городе Тюмени, внешняя граница которых проходит по границе муниципального образования городской округ город Тюмень.
Материалы дела и фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принадлежащие истцу (образованные из земельного участка с кадастровым номером <.......> земельные участки, в соответствии с Генеральным планом городского округа город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от <.......> N <.......> (с изменениями на <.......> N <.......> а также Правилами землепользования и застройки города Тюмени, вступивших в законную силу с <.......> г., входят в границы муниципального образования городской округ город Тюмень, но находятся за пределами границы населенного пункта город Тюмень и относятся к зоне сельскохозяйственного использования (л.д. 32, 184).
Данный факт также подтверждается Генеральным планом городского округа город Тюмень, утвержденном решением Тюменской городской Думы от <.......> N <.......>, являющимся общедоступным для граждан, согласно которому граница населенного пункта город Тюмени не совпадает с границей муниципального образования городской округ город Тюмень.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что изменение категории принадлежащих истцу земельных участков с "земель сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов", возможно лишь в исключительном случае в порядке изменения границы населенного пункта город Тюмень, поскольку они расположены в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, но за пределами населенного пункта город Тюмень.
Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба Н.Н. не содержит, ее доводы по существу сводятся к переоценке доказательств, содержат иную, неправильную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, и основанием к отмене или изменению решения суда являться не могут.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Н.Н. - оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)