Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АИС" - не явилось, извещено,
от мэрии городского округа Тольятти - Попкова Н.А., доверенность от 31.12.2014, N 11630/1,
от общества с ограниченной ответственностью "Авалон" - Речкин В.Ю., доверенность от 10.04.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-20389/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИС" (ОГРН 1126324014343, ИНН 6324033913), Самарская область, г. Тольятти
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (ОГРН 1066320190012, ИНН 6321175116), Самарская область, г. Тольятти
о признании недействительным постановления от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АИС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений л.д. 27-30 т. 1) к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области о признании постановления от 12.08.2014 N 2944-п/1 недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИС" путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, площадью 62 040 кв. м в аренду сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса и направления в месячный срок с момента принятия решения договора аренды земельного участка.
Решением суда 1 инстанции от 05 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АИС" просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом в апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствии с п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Согласно ст. 41 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти", утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в территориальной зоне Ц-1 относятся, в том числе гостиничные комплексы. Следовательно, выводы мэрии о том, что данный земельный участок не может быть представлен в связи с несоответствием вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка указанному в кадастровой выписке, являются неправомерными. Согласно пункту 5 постановления мэрии N 717-п/1 от 07.03.2014 г. действие постановления N 3780-п/1 от 24.12.2010 г. не распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства гостиниц и гостиничных комплексов. Следовательно, земельные участки, расположенные в территориальной зоне Ц-1 могут предоставляться для строительства гостиничных комплексов без проведения торгов. Кроме того, указывает, что на момент издания мэрией постановления об отказе в предоставлении земельного участка от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 третье лицо ООО "Авалон" на спорный участок не претендовало, с соответствующим заявлением в мэрию не обращалось.
Мэрия городского округа Тольятти в отзыве на апелляционную жалобу просит решение 1 инстанции от 05.02.2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ООО "Авалон" считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании 06 апреля 2015 года был объявлен перерыв до 13 апреля 2015 года до 11 ч. 15 м.
Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www. 11aas.arbitr.ru и на электронном табло в здании суда.
Определением от 13 апреля 2015 года судебное заседание было отложено на 13 мая 2015 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года по делу N А55-20389/2014 в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в отпуске (приказ от 20.04.2014 г. N 97/к) в составе суда в судебном заседании, назначенном на 13 мая 2015 года, произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Филиппову Е.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Мэрии и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "АИС" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителя ООО "АИС" надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 14.05.2014 Общество с ограниченной ответственностью "АИС" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением вх. N 4673-вх/5 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32 в аренду сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса (л.д. 10 т. 1).
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 Обществу было отказано в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32 (л.д. 8-9 т. 1).
В качестве оснований отказа в постановлении указаны следующие обстоятельства:
- - несоответствие предполагаемого к строительству объекта, указанному в кадастровой выписке земельного участка от 29.04.2014 N 63-00-102/14-306935 виду разрешенного использования земельного участка;
- - нахождение земельного участка в границах территориальной зоны Ц-1 (зона делового общественного и коммерческого назначения);
- - наличие постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах".
Не согласившись с принятым мэрией постановлением, общество обратилось в арбитражный суд Самарской области с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд 1 инстанции исходил из того, что в данном случае подлежат применению положения ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, регулирующие порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласование мест размещения объектов. При этом суд указал в решении, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован. При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Принимая во внимание наличие нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд считает, что в рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен путем проведения торгов. Наличие решения об отказе ООО "Авалон" исх. N 10563/5 от 04.12.2014 (л.д. 114-116 т. 1) в предоставлении спорного земельного участка, не оспоренного в установленном законом порядке, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии его волеизъявления о предоставлении земельного участка.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции, равно как и доводы мэрии, изложенные в оспариваемом постановлении, являются ошибочными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В материалах дела документов, свидетельствующих о принятии мэрией городского округа Тольятти решения о проведении предварительного согласования ООО "АИС" места размещения объекта строительства - гостиничного комплекса с указанным местом расположения нет.
В данном случае из материалов дела следует, что на момент обращения ООО "АИС" в мэрию городского округа Тольятти с указанным заявлением спорный земельный участок был сформирован, 12.09.2006 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: 63:09:0101164:23, но не был закреплен за гражданином или юридическим лицом.
Для такого случая пунктом 6 ст. 30 Кодекса установлены специальные правила: если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, то его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пп. 3 и 4 п. 4 данной статьи (предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта).
Предоставление такого земельного участка не требует предварительного согласования.
При этом в случае предоставления сформированного земельного участка в аренду проведение торгов не обязательно при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в случае, если имеется только одна заявка.
В результате предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов подлежит подписанию договор аренды земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок был ранее сформирован и предоставлен в аренду ООО "Декорт" для строительства торгово-развлекательного комплекса в порядке ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти N 243-1/р от 09.02.2004 г. и договором аренды от 22.01.2007 г. N 1551 (л.д. 48-61 т. 1).
29.11.2012 г. договор аренды по соглашению сторон был расторгнут, фактическое использование данного земельного участка ООО "Декорт" начато не было (л.д. 53).
Данное обстоятельство мэрией не оспаривается.
В установленном законом порядке в газете "Городские ведомости" N 81 от 27 июня 2014 года было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:09:0101164:0023) площадью 62 040 кв. м, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, в квартале 32, по ул. Юбилейной, севернее Преображенского собора, для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов (л.д. 15, 122-125 т. 1).
По истечении разумного срока других заявлений от физических и юридических лиц о предоставлении для строительства указанного земельного участка не поступило.
На момент принятия мэрией постановления об отказе обществу в предоставлении указанного земельного участка для строительства гостиничного комплекса (12.08.2014 г.) заявления о предоставлении спорного земельного участка для строительства от других физических и юридических лиц также не поступили.
ООО "Авалон", на которое ссылается в обжалуемом решении суд 1 инстанции, обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении спорного земельного участка только 17.11.2014 г., т.е. в период рассмотрения спора по настоящему делу в арбитражном суде Самарской области (л.д. 110).
При этом письмом заместителя мэра г.о. Тольятти от 04.12.2014 г. N 10563/5 в предоставлении спорного земельного участка ООО "Авалон" было отказано (л.д. 142-144).
В связи с этим ссылка суда 1 инстанции на факт обращения ООО "Авалон" в мэрию городского округа Тольятти с указанным заявлением как на основание для вывода о необходимости выставления права аренды спорного земельного участка на торги является несостоятельной.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ООО "Авалон" заявил об отказе Общества от интереса в приобретении указанного земельного участка.
Представителем мэрии в судебном заседании для приобщения к материалам дела представлено заявление общества от 13.04.2015 г. N 1/13 об отзыве из мэрии заявки о предоставлении указанного земельного участка от 17.11.2014 г.
Что касается оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "АИС", приведенных в оспариваемом постановлении мэрии г.о. Тольятти, то из материалов дела видно, что на момент формирования спорного земельного участка и предоставления его в аренду ООО "Декорт" на территории городского округа Тольятти действовали Правила землепользования и застройки г. Тольятти, утвержденные Постановлением Думы города Тольятти от 10.07.2002 N 504, согласно которым данный земельный участок находился в территориальной зоне Ц-2 "Общественно-деловая зона районного (в городе) значения", в связи с чем по заявлению ООО "Декорт" были произведены работы по формированию земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса с обустройством парковой зоны (зона Ц-2) с составлением градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.03.2008 N 750-1/п (л.д. 54-61).
На дату обращения ООО "АИС" в мэрию с указанным заявлением (14.05.2014 г.) действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции, утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
Данным решением была изменена территориальная зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок, с Ц-2 на Ц-1.
В соответствии со ст. 41 данных Правил в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ц-1 "Зона делового, общественного и коммерческого назначения" в числе прочих включены гостиницы и гостиничные комплексы.
Вместе с тем, как для зоны Ц-2 Правил землепользования и застройки г. Тольятти от 10.07.2002 г. (л.д. 57), так и для зоны Ц-1 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти от 24.12.2008 г., в качестве основных разрешенных видов использования земельных участков в числе прочих были предусмотрены гостиницы и объекты торговли (торговые центры).
Следовательно, изменение территориальной зоны, в которой находится спорный земельный участок, с зоны Ц-2 на зону Ц-1, не повлекло изменение основных разрешенных видов использования данного земельного участка применительно к таким видам как строительство торговых центров и строительство гостиниц.
Таким образом, в данном случае формирование земельного участка с одним разрешенным видом его использования: "строительство торгово-развлекательного центра" не препятствует его использованию в дальнейшем с учетом произведенного изменения территориальной зоны его расположения (с зоны Ц-2 на зону Ц-1) с другим разрешенным видом его использования: "строительство гостиниц и гостиничных комплексов", поскольку для обеих зон указанные разрешенные виды использования земельных участков являются основными.
Кроме того, кадастровая выписка земельного участка от 29.04.2014 г. N 63-00-102/14-306935, на которую мэрия ссылается в оспариваемом постановлении, в материалы дела ответчиком вопреки положениям ст. 65 АПК РФ не представлена, в приложениях к первоначальному и дополнительному отзыву мэрии на заявление общества данная выписка не указана (л.д. 34-38, 129-133).
Из материалов дела также видно, что постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 (в редакции постановления от 07.03.2014 г. N 717-п/1) установлен перечень случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах.
В соответствии с п. 1 данного постановления предоставление для строительства земельных участков осуществляется исключительно на торгах в числе прочих в случае предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон Ц-1, Ц-2 и других, установленных указанными Правилами.
С учетом дополнений, внесенных 07.03.2014 г. в п. 5 указанного постановления мэрии, действие пункта 1 постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства гостиниц и гостиничных комплексов.
Следовательно, с 07.03.2014 г. земельные участки, расположенные в территориальной зоне Ц-1 г.о. Тольятти, могут быть предоставлены заинтересованным лицам для строительства гостиниц и гостиничных комплексов без обязательного проведения торгов.
Цель использования земельного участка (вид разрешенного использования) является одним из условий договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что заявленная ООО "АИС" цель использования спорного земельного участка (строительство гостиничного комплекса) соответствует основному виду разрешенного использования данного участка, предусмотренному в ст. 41 указанных Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
В упомянутом отказе мэрии г.о. Тольятти в предоставлении указанного земельного участка третьему лицу ООО "Авалон" от 04.12.2014 г. указано, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка: "для строительства торгово-развлекательного комплекса с обустройством парковой зоны" не соответствует видам разрешенного использования территориальной зоны Ц-1, предусмотренных ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции с изменениями решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
Материалы настоящего дела не подтверждают соблюдение органом местного самоуправления закрепленной в п. 6 ст. 30 ЗК РФ возможности предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов.
В отзыве на заявление общества мэрия г.о. Тольятти указала, что формируя спорный земельный участок под строительство торгово-развлекательного комплекса и учитывая постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах", мэрия рассчитывала реализовать данный земельный участок именно с торгов и никак не иначе.
Данный довод мэрии судом 1 инстанции правомерно был признан необоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.09.2006 г., в то время как постановление N 3790-п/1 "Об установлении перечня случае предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах" было принято только 24.12.2010 г.
Соответственно этому, не может быть принята во внимание и ссылка мэрии в дополнительном отзыве на то обстоятельство, что 08.08.2014 в газете "Городские ведомости" N 100 было опубликовано сообщение о недействительности ранее опубликованного сообщения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов, в связи с тем, что сообщение содержало сведения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (с предварительным согласованием), что противоречило, по мнению мэрии, изначальным целям предоставления земельного участка под строительство с торгов.
В этой связи суд 1 инстанции сделал правомерный вывод о том, что довод мэрии о том, что испрашиваемый земельный участок планируется выставить на торги именно с видом разрешенного использования "для строительства торгово-развлекательного комплекса" основан на предположениях и не нашел своего подтверждения в судебном разбирательстве.
Таким образом, по состоянию на 12.08.2014 г. (дату принятия оспариваемого постановления) у мэрии г. Тольятти отсутствовали правовые основания применительно к положениям п. 6 ст. 30 ЗК РФ для отказа ООО "АИС" в предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить, заявление ООО "АИС" удовлетворить, оспариваемое постановление мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32" признать недействительным.
На момент рассмотрения апелляционным судом заявления ООО "АИС" статьи 28 - 34 Земельного кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратили силу.
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Следовательно, в случае предоставления земельного участка в аренду для строительства принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения о предоставлении земельного участка (применительно к положениям ранее действующих ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ) не требуется.
Основанием предоставления земельного участка в данном случае является собственно договор аренды.
В связи с этим и в соответствии с положениями пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ следует обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИС" путем направления в его адрес в месячный срок проекта договора аренды земельного участка площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с мэрии городского округа Тольятти в пользу ООО "АИС" следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб., а также возвратить ООО "АИС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 25 февраля 2015 года N 1.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-20389/2014 отменить, заявление общества с ограниченной ответственностью "АИС" удовлетворить.
Постановление мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32" признать недействительным.
Обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АИС" путем направления в его адрес в месячный срок проекта договора аренды земельного участка площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
Взыскать с мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АИС" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АИС" (ОГРН 1126324014343, ИНН 6324033913) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25 февраля 2015 года N 1 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.05.2015 N 11АП-3140/2015 ПО ДЕЛУ N А55-20389/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 г. по делу N А55-20389/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Филипповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АИС" - не явилось, извещено,
от мэрии городского округа Тольятти - Попкова Н.А., доверенность от 31.12.2014, N 11630/1,
от общества с ограниченной ответственностью "Авалон" - Речкин В.Ю., доверенность от 10.04.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АИС"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-20389/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АИС" (ОГРН 1126324014343, ИНН 6324033913), Самарская область, г. Тольятти
к мэрии городского округа Тольятти, Самарская область, г. Тольятти
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Авалон" (ОГРН 1066320190012, ИНН 6321175116), Самарская область, г. Тольятти
о признании недействительным постановления от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АИС" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений л.д. 27-30 т. 1) к Мэрии городского округа Тольятти Самарской области о признании постановления от 12.08.2014 N 2944-п/1 недействительным и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИС" путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, площадью 62 040 кв. м в аренду сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса и направления в месячный срок с момента принятия решения договора аренды земельного участка.
Решением суда 1 инстанции от 05 февраля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АИС" просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При этом в апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствии с п. 6 ст. 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка. Согласно ст. 41 "Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти", утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в территориальной зоне Ц-1 относятся, в том числе гостиничные комплексы. Следовательно, выводы мэрии о том, что данный земельный участок не может быть представлен в связи с несоответствием вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка указанному в кадастровой выписке, являются неправомерными. Согласно пункту 5 постановления мэрии N 717-п/1 от 07.03.2014 г. действие постановления N 3780-п/1 от 24.12.2010 г. не распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства гостиниц и гостиничных комплексов. Следовательно, земельные участки, расположенные в территориальной зоне Ц-1 могут предоставляться для строительства гостиничных комплексов без проведения торгов. Кроме того, указывает, что на момент издания мэрией постановления об отказе в предоставлении земельного участка от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 третье лицо ООО "Авалон" на спорный участок не претендовало, с соответствующим заявлением в мэрию не обращалось.
Мэрия городского округа Тольятти в отзыве на апелляционную жалобу просит решение 1 инстанции от 05.02.2015 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ООО "Авалон" считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании 06 апреля 2015 года был объявлен перерыв до 13 апреля 2015 года до 11 ч. 15 м.
Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www. 11aas.arbitr.ru и на электронном табло в здании суда.
Определением от 13 апреля 2015 года судебное заседание было отложено на 13 мая 2015 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2015 года по делу N А55-20389/2014 в связи с нахождением судьи Кузнецова В.В. в отпуске (приказ от 20.04.2014 г. N 97/к) в составе суда в судебном заседании, назначенном на 13 мая 2015 года, произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Филиппову Е.Г.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании представитель Мэрии и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Представитель ООО "АИС" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителя ООО "АИС" надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 14.05.2014 Общество с ограниченной ответственностью "АИС" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением вх. N 4673-вх/5 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32 в аренду сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса (л.д. 10 т. 1).
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 Обществу было отказано в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32 (л.д. 8-9 т. 1).
В качестве оснований отказа в постановлении указаны следующие обстоятельства:
- - несоответствие предполагаемого к строительству объекта, указанному в кадастровой выписке земельного участка от 29.04.2014 N 63-00-102/14-306935 виду разрешенного использования земельного участка;
- - нахождение земельного участка в границах территориальной зоны Ц-1 (зона делового общественного и коммерческого назначения);
- - наличие постановления мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах".
Не согласившись с принятым мэрией постановлением, общество обратилось в арбитражный суд Самарской области с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд 1 инстанции исходил из того, что в данном случае подлежат применению положения ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, регулирующие порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию с предварительным согласование мест размещения объектов. При этом суд указал в решении, что порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае наличия нескольких заявок нормами Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован. При наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в п. 11 ст. 1 Кодекса, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Принимая во внимание наличие нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, суд считает, что в рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен путем проведения торгов. Наличие решения об отказе ООО "Авалон" исх. N 10563/5 от 04.12.2014 (л.д. 114-116 т. 1) в предоставлении спорного земельного участка, не оспоренного в установленном законом порядке, само по себе не может свидетельствовать об отсутствии его волеизъявления о предоставлении земельного участка.
Между тем данные выводы суда 1 инстанции, равно как и доводы мэрии, изложенные в оспариваемом постановлении, являются ошибочными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В материалах дела документов, свидетельствующих о принятии мэрией городского округа Тольятти решения о проведении предварительного согласования ООО "АИС" места размещения объекта строительства - гостиничного комплекса с указанным местом расположения нет.
В данном случае из материалов дела следует, что на момент обращения ООО "АИС" в мэрию городского округа Тольятти с указанным заявлением спорный земельный участок был сформирован, 12.09.2006 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера: 63:09:0101164:23, но не был закреплен за гражданином или юридическим лицом.
Для такого случая пунктом 6 ст. 30 Кодекса установлены специальные правила: если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, то его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пп. 3 и 4 п. 4 данной статьи (предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта).
Предоставление такого земельного участка не требует предварительного согласования.
При этом в случае предоставления сформированного земельного участка в аренду проведение торгов не обязательно при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для такой передачи земельного участка в случае, если имеется только одна заявка.
В результате предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов подлежит подписанию договор аренды земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок был ранее сформирован и предоставлен в аренду ООО "Декорт" для строительства торгово-развлекательного комплекса в порядке ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти N 243-1/р от 09.02.2004 г. и договором аренды от 22.01.2007 г. N 1551 (л.д. 48-61 т. 1).
29.11.2012 г. договор аренды по соглашению сторон был расторгнут, фактическое использование данного земельного участка ООО "Декорт" начато не было (л.д. 53).
Данное обстоятельство мэрией не оспаривается.
В установленном законом порядке в газете "Городские ведомости" N 81 от 27 июня 2014 года было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельного участка (кадастровый номер 63:09:0101164:0023) площадью 62 040 кв. м, расположенного: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, в квартале 32, по ул. Юбилейной, севернее Преображенского собора, для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов (л.д. 15, 122-125 т. 1).
По истечении разумного срока других заявлений от физических и юридических лиц о предоставлении для строительства указанного земельного участка не поступило.
На момент принятия мэрией постановления об отказе обществу в предоставлении указанного земельного участка для строительства гостиничного комплекса (12.08.2014 г.) заявления о предоставлении спорного земельного участка для строительства от других физических и юридических лиц также не поступили.
ООО "Авалон", на которое ссылается в обжалуемом решении суд 1 инстанции, обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о предоставлении спорного земельного участка только 17.11.2014 г., т.е. в период рассмотрения спора по настоящему делу в арбитражном суде Самарской области (л.д. 110).
При этом письмом заместителя мэра г.о. Тольятти от 04.12.2014 г. N 10563/5 в предоставлении спорного земельного участка ООО "Авалон" было отказано (л.д. 142-144).
В связи с этим ссылка суда 1 инстанции на факт обращения ООО "Авалон" в мэрию городского округа Тольятти с указанным заявлением как на основание для вывода о необходимости выставления права аренды спорного земельного участка на торги является несостоятельной.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ООО "Авалон" заявил об отказе Общества от интереса в приобретении указанного земельного участка.
Представителем мэрии в судебном заседании для приобщения к материалам дела представлено заявление общества от 13.04.2015 г. N 1/13 об отзыве из мэрии заявки о предоставлении указанного земельного участка от 17.11.2014 г.
Что касается оснований для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "АИС", приведенных в оспариваемом постановлении мэрии г.о. Тольятти, то из материалов дела видно, что на момент формирования спорного земельного участка и предоставления его в аренду ООО "Декорт" на территории городского округа Тольятти действовали Правила землепользования и застройки г. Тольятти, утвержденные Постановлением Думы города Тольятти от 10.07.2002 N 504, согласно которым данный земельный участок находился в территориальной зоне Ц-2 "Общественно-деловая зона районного (в городе) значения", в связи с чем по заявлению ООО "Декорт" были произведены работы по формированию земельного участка для строительства торгово-развлекательного комплекса с обустройством парковой зоны (зона Ц-2) с составлением градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 13.03.2008 N 750-1/п (л.д. 54-61).
На дату обращения ООО "АИС" в мэрию с указанным заявлением (14.05.2014 г.) действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции, утвержденной Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
Данным решением была изменена территориальная зона, в которой находится испрашиваемый земельный участок, с Ц-2 на Ц-1.
В соответствии со ст. 41 данных Правил в перечень основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Ц-1 "Зона делового, общественного и коммерческого назначения" в числе прочих включены гостиницы и гостиничные комплексы.
Вместе с тем, как для зоны Ц-2 Правил землепользования и застройки г. Тольятти от 10.07.2002 г. (л.д. 57), так и для зоны Ц-1 Правил землепользования и застройки г.о. Тольятти от 24.12.2008 г., в качестве основных разрешенных видов использования земельных участков в числе прочих были предусмотрены гостиницы и объекты торговли (торговые центры).
Следовательно, изменение территориальной зоны, в которой находится спорный земельный участок, с зоны Ц-2 на зону Ц-1, не повлекло изменение основных разрешенных видов использования данного земельного участка применительно к таким видам как строительство торговых центров и строительство гостиниц.
Таким образом, в данном случае формирование земельного участка с одним разрешенным видом его использования: "строительство торгово-развлекательного центра" не препятствует его использованию в дальнейшем с учетом произведенного изменения территориальной зоны его расположения (с зоны Ц-2 на зону Ц-1) с другим разрешенным видом его использования: "строительство гостиниц и гостиничных комплексов", поскольку для обеих зон указанные разрешенные виды использования земельных участков являются основными.
Кроме того, кадастровая выписка земельного участка от 29.04.2014 г. N 63-00-102/14-306935, на которую мэрия ссылается в оспариваемом постановлении, в материалы дела ответчиком вопреки положениям ст. 65 АПК РФ не представлена, в приложениях к первоначальному и дополнительному отзыву мэрии на заявление общества данная выписка не указана (л.д. 34-38, 129-133).
Из материалов дела также видно, что постановлением мэрии г.о. Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 (в редакции постановления от 07.03.2014 г. N 717-п/1) установлен перечень случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах.
В соответствии с п. 1 данного постановления предоставление для строительства земельных участков осуществляется исключительно на торгах в числе прочих в случае предоставления земельных участков для строительства в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в градостроительных регламентах, действующих в пределах территориальных зон Ц-1, Ц-2 и других, установленных указанными Правилами.
С учетом дополнений, внесенных 07.03.2014 г. в п. 5 указанного постановления мэрии, действие пункта 1 постановления не распространяется на случаи предоставления земельных участков для строительства гостиниц и гостиничных комплексов.
Следовательно, с 07.03.2014 г. земельные участки, расположенные в территориальной зоне Ц-1 г.о. Тольятти, могут быть предоставлены заинтересованным лицам для строительства гостиниц и гостиничных комплексов без обязательного проведения торгов.
Цель использования земельного участка (вид разрешенного использования) является одним из условий договора аренды земельного участка.
Из материалов дела видно, что заявленная ООО "АИС" цель использования спорного земельного участка (строительство гостиничного комплекса) соответствует основному виду разрешенного использования данного участка, предусмотренному в ст. 41 указанных Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции, утвержденной решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
В упомянутом отказе мэрии г.о. Тольятти в предоставлении указанного земельного участка третьему лицу ООО "Авалон" от 04.12.2014 г. указано, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка: "для строительства торгово-развлекательного комплекса с обустройством парковой зоны" не соответствует видам разрешенного использования территориальной зоны Ц-1, предусмотренных ст. 41 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 (в редакции с изменениями решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236).
Материалы настоящего дела не подтверждают соблюдение органом местного самоуправления закрепленной в п. 6 ст. 30 ЗК РФ возможности предоставления земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов.
В отзыве на заявление общества мэрия г.о. Тольятти указала, что формируя спорный земельный участок под строительство торгово-развлекательного комплекса и учитывая постановление мэрии городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. N 3790-п/1 "Об установлении перечня случаев предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах", мэрия рассчитывала реализовать данный земельный участок именно с торгов и никак не иначе.
Данный довод мэрии судом 1 инстанции правомерно был признан необоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.09.2006 г., в то время как постановление N 3790-п/1 "Об установлении перечня случае предоставления для строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления вправе распоряжаться, исключительно на торгах" было принято только 24.12.2010 г.
Соответственно этому, не может быть принята во внимание и ссылка мэрии в дополнительном отзыве на то обстоятельство, что 08.08.2014 в газете "Городские ведомости" N 100 было опубликовано сообщение о недействительности ранее опубликованного сообщения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка для строительства гостиничного комплекса без проведения торгов, в связи с тем, что сообщение содержало сведения о предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (с предварительным согласованием), что противоречило, по мнению мэрии, изначальным целям предоставления земельного участка под строительство с торгов.
В этой связи суд 1 инстанции сделал правомерный вывод о том, что довод мэрии о том, что испрашиваемый земельный участок планируется выставить на торги именно с видом разрешенного использования "для строительства торгово-развлекательного комплекса" основан на предположениях и не нашел своего подтверждения в судебном разбирательстве.
Таким образом, по состоянию на 12.08.2014 г. (дату принятия оспариваемого постановления) у мэрии г. Тольятти отсутствовали правовые основания применительно к положениям п. 6 ст. 30 ЗК РФ для отказа ООО "АИС" в предоставлении спорного земельного участка в аренду для строительства гостиничного комплекса.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции следует отменить, заявление ООО "АИС" удовлетворить, оспариваемое постановление мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32" признать недействительным.
На момент рассмотрения апелляционным судом заявления ООО "АИС" статьи 28 - 34 Земельного кодекса РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ с 1 марта 2015 г. утратили силу.
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Следовательно, в случае предоставления земельного участка в аренду для строительства принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения о предоставлении земельного участка (применительно к положениям ранее действующих ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ) не требуется.
Основанием предоставления земельного участка в данном случае является собственно договор аренды.
В связи с этим и в соответствии с положениями пп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ следует обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АИС" путем направления в его адрес в месячный срок проекта договора аренды земельного участка площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с мэрии городского округа Тольятти в пользу ООО "АИС" следует взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб., а также возвратить ООО "АИС" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 25 февраля 2015 года N 1.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 февраля 2015 года по делу N А55-20389/2014 отменить, заявление общества с ограниченной ответственностью "АИС" удовлетворить.
Постановление мэрии городского округа Тольятти от 12.08.2014 г. N 2944-п/1 "Об отказе ООО "АИС" в предоставлении земельного участка для строительства гостиничного комплекса с месторасположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32" признать недействительным.
Обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "АИС" путем направления в его адрес в месячный срок проекта договора аренды земельного участка площадью 62 040 кв. м с кадастровым номером 63:09:0101164:23, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, севернее Преображенского собора, в квартале 32, сроком на пять лет для строительства гостиничного комплекса.
Взыскать с мэрии городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741) в пользу общества с ограниченной ответственностью "АИС" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 500 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АИС" (ОГРН 1126324014343, ИНН 6324033913) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 25 февраля 2015 года N 1 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)