Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2014 N 05АП-8281/14 ПО ДЕЛУ N А51-40852/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2014 г. N 05АП-8281/14

Дело N А51-40852/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 22 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОССА",
апелляционное производство N 05АП-8281/2014
на решение от 25.04.2014
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-40852/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОССА" (ИНН 2536264560, ОГРН 1132536005964, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.08.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
третье лицо: автономная некоммерческая организация содействия молодой семье "Венец"
об оспаривании решения,
при участии:
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока: представитель Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4178, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 3777;
- от ООО "РОССА", автономной некоммерческой организации содействия молодой семье "Венец": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

- установил:

ООО "РОССА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - Управление, УГА администрации г. Владивостока), оформленного письмом от 13.11.13 N 28694/20У, об отказе в обеспечении выбора земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в районе ул. Черемуховая, 2А в г. Владивостоке, для строительства объекта общественного питания (кофейни) и об обязании ответчика обеспечить выбор, выдать акт о выборе земельного участка и утвердить схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 25.04.2014. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивает на отсутствии запрета по формированию земельного участка в границах сформированного земельного участка, на который осуществлен кадастровый учет. ООО "РОССА" обращает внимание суда на то обстоятельство, что не имеет намерений оформлять земельный участок площадью 2929 кв. м (площадь земельного участка с кадастровым номером 25:28:0300060:500), поскольку для размещения объекта общественного питания Обществу необходима площадь 1000 кв. м. Также полагает, что наличие градостроительной документации по планировке территории не препятствует осуществлению выбора земельного участка. ООО "РОССА" считает возможным осуществить на спорном земельном участке строительство объекта общественного питания - кофейни.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания ООО "РОССА", автономная некоммерческая организация содействия молодой семье "Венец" явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Управления в судебном заседании и в представленных в материалы дела письменных возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
07.10.2013 Общество с ограниченной ответственностью "РОССА" обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного в г. Владивосток, в районе ул. Черемуховая, 2 "а", для строительства объекта общественного питания (кофейня) с предварительным согласованием места размещения объекта.
11.10.2013 Департамент обратился на имя главы г. Владивостока за выбором земельного участка.
06.11.2013 ООО "РОССА" направило в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока дополнительные документы, в том числе топографическую съемку, схему расположения земельного участка, КПТ.
Письмом от 13.11.2013 N 28694/20у Управление сообщило о невозможности обеспечить выбор земельного участка, поскольку границы испрашиваемого земельного участка налагаются на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:500, а проектом планировки на испрашиваемой территории предусмотрено размещение объекта краевого значения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы ООО "РОССА", которое не лишено возможности испрашивать иной земельный участок необходимой ему площади для строительства объекта общественного питания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, выслушав представителя УГА администрации г. Владивостока, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки установлены границы территориальных зон и утверждены градостроительные регламенты, установлены виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, предельные параметры разрешенного строительства объектов и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ГрК РФ градостроительная документация о застройке представляет собой документацию по планировке территории, и по правилам части 5 статьи 41 Кодекса при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры публичных слушаний, состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 ГрК РФ).
Из изложенного следует, что, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки территории, то земельные участки в границах такой территории подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренного проектом планировки.
Из представленных в материалы дела материалов судом установлено, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого Постановлением администрации г. Владивостока от 05.04.2011 N 624 утверждена документация по планировке территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке. Названное постановление и проект планировки размещены на официальном сайте администрации г. Владивостока (www.vlc.ru) в сети Интернет.
Согласно проекту планировки территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке, спорный земельный участок располагается в зоне размещения объектов социально-культурного назначения. Следовательно, данный земельный участок подлежит предоставлению исключительно на торгах и только для размещения объекта, параметры и назначение которого предусмотрено проектом планировки.
Обосновывая апелляционную жалобу, заявитель указал, что проект планировки территории не препятствует выбору спорного земельного участка.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 43 Градостроительного кодекса подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
По правилам части 9 статьи 42 Градостроительного кодекса проекты межевания территорий разрабатываются на основании проекта планировки территории.
Из изложенного следует, что межевание территории является вторичным этапом градостроительного планирования, и его основной задачей является установление конкретных границ земельных участков, которые выделены в составе проекта планировки территории.
В этой связи наличие проекта планировки является достаточным основанием для предоставления земельных участков в границах территории в районе ул. Фастовская, 33 в г. Владивостоке исключительно на торгах и только для размещения объектов, предусмотренных указанным проектом.
Кроме того, коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что Управление правомерно отказало Обществу в обеспечении выбора земельного участка на том основании, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:500.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии запрета по формированию земельного участка в границах сформированного земельного участка, на который осуществлен кадастровый учет, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Как следует из схемы расположения земельного участка (л.д. 16 т. 1) спорный земельный участок действительно налагается на земельный участок площадью 2929 кв. мс кадастровым номером 25:28:030006:500, имеющий разрешенное использование "для размещения центра семейного отдыха". Указанный факт Обществом по существу не оспаривается.
Таким образом, фактически заявитель просит сформировать земельный участок в порядке статьи 31 ЗК РФ под строительство объекта общественного питания (кофейня) за счет ранее сформированного земельного участка с разрешенным использованием - для размещения центра семейного отдыха.
Оценивая обоснованность оспариваемого отказа в части наложения спорного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:500, коллегия исходит из того, что по смыслу пункта 2 статьи 31 ЗК РФ наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, поставленном на кадастровый учет, препятствует его выбору для строительства объекта общества.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение сформированных земельных участков за счет земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанная норма не предусматривает.
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ пересечение границ одного земельного участка с другим является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, в связи с чем формирование земельного участка с наложением на ранее сформированный земельный участок невозможно.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:030006:500 могут быть образованы земельные участки только с разрешенным использованием "для размещения центра семейного отдыха ".
Поскольку заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для строительства объекта общественного питания (кофейня), его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:030006:500 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Соответственно, процедура образования земельного участка для строительства, избранная Обществом путем проведения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Следовательно, основания для отказа в выборе земельного участка по заявлению общества по основанию наложения на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:500 у УГА администрации г. Владивостока имелись.
По смыслу статей 10, 11 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе осуществлять управление и распоряжение земельными участками в пределах своей компетенции, в том числе предоставлять в аренду земельные участки, свободные от прав третьих лиц.
На основании вышеизложенного подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030006:500 не зарегистрированы, договор аренды не заключен, следовательно, по мнению общества, отсутствуют препятствия для формирования земельного участка, испрашиваемого ООО "РОССА".
Следовательно, отказ администрации в указанной части является обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, в удовлетворении заявленных ООО "РОССА" требований отказано законно и обоснованно.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.04.2014 по делу N А51-40852/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)