Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-12915/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N 33-12915/2014


Судья Киселева О.О.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Серышевой Н.И., Захаровой Т.А.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,
по апелляционной жалобе представителя администрации Нехаевского муниципального района Г.
на решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утвержденного постановлением администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 26.03.2012 N 272 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда после вступления его в законную силу подлежит обнародованию, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., судебная коллегия
установила:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 26.03.2012 N 272 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги - предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам, пункт 2.4.1 которого предусматривает, что общий срок оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые разграничена, юридическим и физическим лицам без проведения торгов составляет 120 дней; общий срок предоставления муниципальной услуги на торгах составляет 250 дней. Таким образом, в нарушение требований ч. 2 ст. 32 ЗК РФ и без учета установленного действующим законодательством двухнедельного срока для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, Регламент предусматривает завышенные сроки для предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам.
Прокурором района на противоречащий закону в части муниципальный нормативный правовой акт в администрацию Нехаевского района 15.08.2014 принесен протест. Ответом администрации Нехаевского района от 26.08.2014 N <...> в удовлетворении изложенных в протесте требований прокурору района отказано, а именно в приведении в соответствие с требованиями закона пункта 2.4.1 оспариваемого муниципального нормативного правового акта.
С учетом уточненных требований, просил суд признать недействующим весь пункт 2.4 (общий срок предоставления муниципальной услуги) административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утвержденного постановлением администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 26.03.2012 N 272 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" и обязать привести его в соответствие с действующим законодательством.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель органа местного самоуправления оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда нормам действующего законодательства.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Еланскова Л.Ф., полагала решение законным и обоснованным, просила его оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. п. 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке, управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм "правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности, типовые, примерные положения.
В силу положений п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным: нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 28 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При этом в соответствии с п. 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС N 8 от 01.07.1996 N 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим постановлением, при порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Устава муниципального образования - Нехаевский муниципальный район Волгоградской области глава администрации района издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Судебной коллегией установлено и подтверждено материалами дела, что постановлением главы администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 26 марта 2012 года N 272 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" (в редакции постановлений администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 24.06.2014 N 766, от 17.10.2013 N Ц79, от 25.06.2013 N 542).
Пункт 2.4 Регламента предусматривает срок предоставления муниципальной услуги.
Пункт 2.4.1 Регламента предусматривает, что общий срок оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые разграничена, юридическим и физическим лицам без проведения торгов составляет 120 дней; общий срок предоставления муниципальной услуги на торгах составляет 250 дней.
Как следует из ст. 2 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ" Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправление - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4). Органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещен объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином, юридическим лицом по собственной инициативе.
Закон устанавливает императивный четырнадцатидневный срок, исчисляемый с момента получения заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка, для рассмотрения органом местного самоуправления соответствующего заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.






































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)