Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2014 N 18АП-661/2014 ПО ДЕЛУ N А34-3039/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2014 г. N 18АП-661/2014

Дело N А34-3039/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Толкунова В.М.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Кургана и Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 05 декабря 2013 г. по делу N А34-3039/2013 (судья Полякова А.И.).
Департамент развития городского хозяйства Администрации города Кургана (далее - департамент), Администрация города Кургана (далее - администрация) (вместе - заявители) обратились в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными пунктов 1, 2 решения от 20.02.2013 по делу N 187 в отношении департамента и пунктов 3, 4 решения в отношении администрации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Курганоблавтотехобслуживание" (далее - общество, ОАО "КурганоблАТО"), индивидуальный предприниматель Мизеев Алексей Владимирович (далее - ИП Мизеев А.В.).
Решением суда от 05.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, заявители обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Заявители указывают, что департамент не осуществляет предоставление земельных участков, не принимает решение о проведении торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных и лесных участков, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами 45:25:020701:145 и 45:25:020701:205 для размещения временной открытой автомобильной стоянки в районе строения 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане департаментом ИМ Мизееву А.В. не предоставлялись.
Заявители считают, что на момент рассмотрения комиссией УФАС дела был обеспечен равный доступ всех лиц на получение в аренду земельных участков в районе строения 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, УФАС ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
От УФАС поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просило оставить решении суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "КурганоблАТО" неоднократно с 2008 г. обращалось с заявлениями в департамент и администрацию с просьбой рассмотреть вопрос о выделении земельного участка, прилегающего к его земельному участку, на правах аренды (с целью организации на данной территории деятельности по продаже комиссионных автомобилей; для производственных целей на предложенных адресатами условиях) по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 33, на что администрацией направлены отрицательные ответы по различным мотивам (предоставить кадастровую информацию на заявленный участок и технико-экономическое обоснование необходимой территории; вопрос будет вынесен на рассмотрение рабочей комиссии 10.12.2008; принято решение отказать в прирезке, так как по испрашиваемой территории проходит коридор инженерных сетей; предусмотрена дорога общего пользования; земельный участок обременен инженерными сетями; возможно устройство только временной парковки).
Из материалов дела также следует, что в адрес департамента и администрации письмом от 07.09.2010 обратился ИП Мизеев А.В. с просьбой предоставить ему земельный участок 50 соток в аренду по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, в районе строения 33 для расширения и реконструкции автостоянки.
20.07.2012 ОАО "КурганоблАТО" обратилось с заявлением за N 01-83 в адрес департамента и просило подготовить постановление на предоставление земельного участка с кадастровым номером 45:25:020701:145 в пользование на условиях аренды для размещения временной открытой автомобильной стоянки на срок 3 года по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 33, площадью 3484 кв. м.
В ответ на данное заявление исходящим письмом от 15.08.2012 департамент сообщил об отказе в выделении запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 45:25:020701:145 для указанных обществом целей. Письмо изготовлено департаментом (т. 1, л.д. 161, т. 4, л.д. 44).
21.08.2012 ОАО "КурганоблАТО" обратилось с заявлением в адрес департамента и просило подготовить постановление на предоставление земельного участка с кадастровым номером 45:25:020701:205 в пользование на условиях аренды для размещения временной открытой автомобильной стоянки на срок 3 года по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 33, площадью 1800 кв. м.
В ответ на данное заявление исходящим письмом от 06.09.2012 департамент сообщил об отказе в выделении запрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 45:25:020701:205 для указанных обществом целей юридическому лицу действующим законодательством не предусмотрено (т. 1, л.д. 176, т. 4, л.д. 56).
Не согласившись с действиями департамента и администрации, ОАО "КурганоблАТО" обратилось с жалобой в УФАС (т. 4, л.д. 30-31, 41-42).
На основании поступившего в УФАС заявления ОАО "КурганоблАТО", приказом руководителя антимонопольного органа от 13.12.2012 N 261 в отношении администрации и департамента возбуждено дело N 187 (определение о выделении из дела N 153 в отдельное производство дела N 187).
По результатам рассмотрения данного дела антимонопольным органом вынесено решение от 20.02.2013, пунктами 1, 2 которого установлено:
1. В действиях департамента признать нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в предоставлении ИП Мизееву М.Е. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: 45:25:020710:145 и 45:25:020710:205 для размещения автостоянки в г. Кургане по пр. Машиностроителей в районе строения N 33 без проведения торгов при наличии других претендентов.
На основании указанного решения антимонопольного органа департаменту выдано предписание от 20.02.2013 N 2, которым на департамент возложена обязанность в месячный срок со дня получения предписания прекратить выявленные нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, а именно:
- обеспечить равный доступ всех заинтересованных лиц в получении в аренду земельных участков в районе строения N 33 по пр.Машиностроителей в г. Кургане.
Пунктом 2 предписано о выполнении настоящего предписания департаменту сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (т. 1, л.д. 82-83).
Пунктами 3, 4 решения по делу от 20.02.2013 N 187 установлено:
3. В действиях администрации признать нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в предоставлении ИП Мизееву М.Е. в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: N 45:25:020710:145 и N 45:25:020710:205 для размещения автостоянки в г. Кургане по пр. Машиностроителей в районе строения N 33 без проведения торгов при наличии других претендентов.
На основании указанного решения антимонопольного органа администрации выдано предписание от 20.02.2013 N 1, которым на администрацию возложена обязанность в месячный срок со дня получения предписания прекратить выявленные нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, а именно:
- обеспечить равный доступ всех заинтересованных лиц в получении в аренду земельных участков в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане.
Пунктом 2 предписано о выполнении настоящего предписания администрации сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения (т. 1, л.д. 80-81).
Не согласившись с принятым решением антимонопольного органа, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений государственных органов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации вменяется в вину нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в отказах заявителей в рассмотрении заявлений ОАО "КурганоблАТО" по вопросу предоставления земельных участков, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектом и ограничению конкуренции, а также в предоставлении земельных участков без проведения торгов при наличии других претендентов.
ОАО "КурганоблАТО" начиная с 2008 г. предпринимало меры по получению в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 33 с целью осуществления предпринимательской деятельности, на которые были получены отказы, как от департамента, так и от администрации.
Так, письма от 03.03.2011 N 01-28, от 25.03.2011 N 01-41, требование от 17.03.2011 были направлены обществом как в адрес департамента, так и в адрес администрации, ответов на которые от администрации в адрес общества вообще не последовало, от департамента поступили отказы.
Вместе с тем, при наличии многократного обращения ОАО "КурганоблАТО" начиная с 2008 г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 45:25:020710:145 площадью 3484 кв. м, а также земельного участка с кадастровым номером 45:25:020701:205 площадью 1800 кв. м в пользование на условиях аренды для осуществления размещения временной открытой автомобильной стоянки по адресу: г. Курган, пр. Машиностроителей, д. 33, постановлением администрации от 01.12.2009 N 0895 земельный участок с кадастровым номером 45:25:020710:145 предоставляется ИП Мизееву А.В. в аренду для размещения временной открытой стоянки в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане (т. 1, л.д. 22).
На основании указанного постановления 17.12.2009 между администрацией и ИП Мизеевым А.В. заключен договор аренды земельного участка N 1170 с кадастровым номером 45:25:020710:145 площадью 3484 кв. м, расположенный в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане, для размещения временной открытой автомобильной стоянки (т. 1, л.д. 23-24).
Постановлением администрации от 05.10.2011 N 7193 ИП Мизееву А.В. предоставляется земельный участок с кадастровым номером 45:25:020701:205 в аренду для размещения временной открытой автомобильной стоянки в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане и 19.10.2011 заключается договор аренды указанного земельного участка N 756 (т. 1, л.д. 26-28).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2010 по делу N А34-4228/2010, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2011, удовлетворено требование ОАО "КурганоблАТО" о признании незаконными действий администрации по предоставлению земельного участка ИП Мизееву А.В. с кадастровым номером 45:25:020710:145 площадью 3484 кв. м, расположенного в районе строения 33 по пр.Машиностроителей в г. Кургане и обязании администрации отменить постановление от 01.12.2010 N 10895 о предоставлении вышеуказанного земельного участка ИП Мизееву А.В.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.08.2012 по делу N А34-2208/2012, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2013, удовлетворено требование ОАО "КурганоблАТО" о признании незаконными действий администрации по предоставлению земельного участка ИП Мизееву А.В. с кадастровым номером 45:25:020701:205 площадью 1800 кв. м, расположенного в районе строения 33 по пр.Машиностроителей в г. Кургане и обязании администрации отменить постановление от 05.10.2011 N 7193 о предоставлении вышеуказанного земельного участка ИП Мизееву А.В.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2010 по делу N А34-4228/2010 установлено, что администрацией не обеспечена подготовка информации о земельных участках, которые свободны и возможны для предоставления гражданам и юридическим лицам на праве аренды или собственности, с указанием целей использования, и заблаговременная публикация такой информации в средствах массовой информации.
Исходя из принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких участков, соответствующий орган государственной власти должен опубликовать для неопределенного круга лиц информацию о предоставлении из земель населенных пунктов указанного земельного участка.
Администрацией не представлено доказательств публикации указанной информации при предоставлении земельного участка ИП Мизееву А.В. (статья 65 АПК РФ).
Несоблюдение требований о заблаговременной публикации информационного сообщения о предполагаемом для передачи в аренду земельном участке и принятии заявок в разумный и достаточный срок исключило возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на этот участок, чем нарушены экономические интересы общества, в том числе право обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях, а также необоснованно создало приоритеты для ИП Мизеева А.В. на получение права на этот земельный участок" (т. 1, л.д. 133).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 03.08.2012 по делу N А34-2208/2012 установлено, что неправомерность действий администрации состоит в том, что при несоответствии по форме заявления Мизеева А.В. указанное заявление было рассмотрено администрацией, при наличии двух заявлений ИП Мизеева А.В. и ОАО "КурганоблАТО" о предоставлении земельного участка было рассмотрено только заявление ИП Мизеева А.В., а также в том, что при просьбе Мизеевым А.В. земельного участка для расширения и реконструкции автостоянки (предполагается имеющаяся автостоянка), администрацией Мизееву А.В. в аренду предоставлен земельный участок для размещения временной автостоянки.
Неправомерность указанных действий администрации по предоставлении земельного участка ИП Мизееву А.В. нарушает экономические интересы общества, в том числе право обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях, а также необоснованным созданием приоритетов для ИП Мизеева А.В. на получение права на земельный участок в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане.".
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Постановлением администрации от 23.03.2011 N 2162 отменено постановление администрации от 01.12.2009 N 10895 "О предоставлении Мизееву А.В. в аренду земельного участка для размещения временной открытой автомобильной стоянки в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане" (т. 1, л.д. 14).
Между тем такая отмена постановления и исполнение указанных выше решений арбитражных судов не исключают проверки действий заявителей на соблюдение антимонопольного законодательства.
Таким образом, из материалов дела следует и подтверждается указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, что в адрес заявителей поступали заявления от ИП Мизеева А.В. и от ОАО "КурганоблАТО" о предоставлении в аренду указанных выше земельных участков.
В свою очередь, обращения ИП МИзеева А.В. были рассмотрены и по ним принимались положительные решения, тогда как обращения ОАО "КурганоблАТО" к рассмотрению не принимались, о чем свидетельствуют многочисленные письменные отказы, как от департамента, так и от администрации.
Таким образом, в действиях администрации и департамента имеются нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы подателей апелляционной жалобы отклоняются также по следующим основаниям.
Решением Курганской городской Думы от 12.12.2012 N 239 утверждено Положение об администрации (далее - Положение).
В силу пункта 1 Положения администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Кургана, наделенным Уставом муниципального образования города Кургана полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области.
В сфере рационального использования земель и иных природных ресурсов администрация обеспечивает эффективное управление земельными ресурсами; осуществляет предоставление лесных и земельных участков в соответствии с действующим законодательством; осуществляет отвод земельных участков в соответствии с действующим законодательством, осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель города Кургана (статья 5) (т. 1, л.д. 45-51).
Этим же решением Курганской городской Думы утверждено Положение о департаменте, который является органом администрации и создается в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Кургана федеральными законами и законами Курганской области (пункт 1).
Департамент рассматривает заявки физических и юридических лиц и подготавливает правовые акты администрации по предоставлению земельных участков в пределах предоставленных полномочий в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду или в собственность, осуществляет подготовку проектов договоров купли-продажи земельных участков, безвозмездного срочного пользования земельных участков, аренды земельных и лесных участков. Осуществляет организацию и проведение торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных и лесных участков в пределах предоставленных полномочий (пункты 1.32, 1.33 статьи 3) (т. 1, л.д. 52-54).
Согласно пункту 2 Положения департамент является правопреемником прав и обязанностей Департамента имущественных и земельных отношений администрации. В настоящее время права и обязанности по управлению муниципальным имуществом принадлежат департаменту.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции на довод департамента о непринятии им окончательных решений, не только отмененные постановления администрации нарушали права и законные интересы ОАО "КурганоблАТО" в сфере предпринимательской деятельности, но и отказы департамента в рассмотрении поступающих на его имя заявлений общества, так как создавали реальные препятствия в реализации обществом прав и законных интересов на получение земельных участков с целью осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, ссылка заявителей на то, что департамент не осуществляет предоставление земельных участков, является в этом контексте спора несостоятельной.
Довод заявителей, что на момент рассмотрения дела судебные акты были исполнены и постановления администрации отменены и обеспечен равный доступ для всех хозяйствующих субъектов, является необоснованным, поскольку, как отмечено выше, данные действия не отменяют нарушение заявителями части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
На момент вынесения судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу торги по предоставлению земельных участков в районе строения N 33 по пр. Машиностроителей в г. Кургане не проводились.
Ссылка заявителей, что их действия в предоставлении земельных участков по пр. Машиностроителей, строение 33 в г. Кургане уже были предметом рассмотрения комиссией УФАС в рамках антимонопольного дела N 153, является безосновательной, поскольку рассматриваемое дело N 187, по которому вынесено оспариваемое решение антимонопольного органа, определением УФАС было выделено из дела N 153 в отдельное производство.
Таким образом, отказы заявителей в рассмотрении заявлений ОАО "КурганоблАТО" по вопросу предоставления земельных участков привели к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом и ограничению конкуренции. В связи с наличием в действиях заявителей нарушений антимонопольного законодательства оспариваемое решение вынесено УФАС в соответствии с нормами Закона N 135-ФЗ и в рамках компетенции.
С учетом изложенного судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривается, поскольку податели жалобы от ее уплаты освобождены.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 05 декабря 2013 г. по делу N А34-3039/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кургана и Департамента развития городского хозяйства Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
О.Б.ТИМОХИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)