Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2953/15

Требование: О признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику-1 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка. Однако указанное заявление не было рассмотрено по существу, а решение о проведении торгов по продаже права аренды в установленном законом порядке принято не было. Спорный земельный участок передан в аренду ответчику-2.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N 33-2953/15


Судья Лихоман В.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Минаева Е.В.
судей Мясникова А.А., Меньшова С.В.
при секретаре судебного заседания Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу М.,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 22 января 2015 года,
по гражданскому делу по иску М. к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" и Ц. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

М. обратился в суд с иском к муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" и Ц. о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка.
Свои требования мотивировал тем, что в октябре 2012 года в официальной газете "Пятигорская правда" администрацией г. Пятигорска размещено сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 358 кв. м, в районе строения N... по..., для размещения торгового павильона в сборных конструкциях.
Он подал заявление в администрацию г. Пятигорска о предоставлении в аренду указанного земельного участка. К заявлению приложил копию паспорта и в случае подачи нескольких заявлений просил провести торги по продаже права аренды земельного участка.
Заявление администрацией г. Пятигорска не было рассмотрено по существу, а решение о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка в установленном законом порядке принято не было.
Обжалуя бездействие администрации г. Пятигорска, он обратился в арбитражный суд Ставропольского края.
В ходе судебного разбирательства в арбитражном суде Ставропольского края по делу N А63-222/2013 установлено, что Ц. обратился в администрацию с заявлением, инициировав процедуру предоставления земельного участка площадью 358 кв. м, в районе строения N... по..., для размещения торгового павильона в сборных конструкциях.
В силу ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Земельным кодексом РФ устанавливается порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Администрацией г. Пятигорска по средствам публикации сообщения произведено информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 358 кв. м. Соответственно, ознакомившись с объявлением, он - М. обратился с заявлениями ссылкой на объявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду, но решение о проведении торгов принято не было. Процедура выявления круга потенциальных претендентов на получение в аренду конкретного земельного участка начинается после того, как орган местного самоуправления официально опубликовал предложение неопределенному кругу лиц о предоставлении земельного участка в аренду. Его заявление является заявлением еще одного претендента на земельный участок согласно сообщению, на которое он сослался в своем заявлении.
Поскольку порядок предоставления земельного участка в аренду, по мнению истца, был нарушен, земельный участок площадью 358 кв. м, предоставлен в аренду с грубым нарушением норм гражданского и земельного законодательства РФ, а именно, без проведения торгов по продаже права аренды, так как было подано несколько заявок, то и прав на это имущество у Ц. не возникло.
Просит суд признать недействительным ничтожным договор аренды земельного участка N 106/12 от 12 декабря 2012 года с кадастровым номером..., площадью 358 кв. м, для размещения торгового павильона в сборных конструкциях по адресу: г. Пятигорск, в районе строения N... по..., заключенный между МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" и Ц.; исключить сведения о регистрации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать Ц. возвратить земельный участок с кадастровым номером..., площадью 358 кв. м администрации г. Пятигорска.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 22 января 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе М. просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции в решении указал, что порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, в случае, если на него претендуют несколько лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован.
Однако судебная коллегия с таким мнением согласиться не может.
Как видно из материалов дела, в октябре 2012 года в официальной газете "Пятигорская правда" администрацией г. Пятигорска размещено сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью 358 кв. м, в районе строения N... по..., для размещения торгового павильона в сборных конструкциях.
Истец подал 15.10.2012 г. (л.д. 20) заявление в администрацию г. Пятигорска о предоставлении в аренду указанного земельного участка. К заявлению приложил копию паспорта и в случае подачи нескольких заявлений просил провести торги по продаже права аренды земельного участка.
Однако, несмотря на то, что с момента получения администрацией г. Пятигорска заявления М., прошло значительное время, заявление администрацией не было рассмотрено по существу, а решение о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка в установленном законом порядке принято не было.
Спорный земельный участок передан в аренду Ц., заключен соответствующий договор от 12 декабря 2012 года N 106/12, который прошел процедуру государственной регистрации в Управлении Росреестра по СК.
Постановлением администрации г. Пятигорска от 27 сентября 2012 г. N 3979 утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения торгового павильона в указанном месте.
Постановлением администрации г. Пятигорска от 29 ноября 2012 г. N 4831 земельный участок с кадастровым номером..., предназначенный для размещения торгового павильона в сборных конструкциях включен в реестр муниципального имущества г. Пятигорска. Данный земельный участок этим же постановлением предоставлен в аренду Ц.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 7-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ) распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта жилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
На основании пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный ЗК РФ срок (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
После определения участка(ов), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, орган местного самоуправления, в силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В связи с чем, при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги.
Проведение торгов соответствует принципу земельного законодательства, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, предусматривающему сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Как следует из материалов дела, в нарушение статей 11, 30 ЗК РФ торги в отношении права аренды спорного земельного участка по адресу: г. Пятигорск, в районе строения N... по..., не проведены, в то время как при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок предоставление такого участка может осуществляться исключительно по результатам торгов, вопросы проведения которых регулируются статьей 38 ЗК РФ.
Доказательств наличия преимущественного права аренды спорного земельного участка у Ц. ввиду нахождения на нем объектов недвижимости или наличия ранее действующего договора в отношении земельного участка в материалы не представлено.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что на спорный земельный участок претендовали не только Ц. но и М. что подтверждается имеющимся в материалах дела заявлением М. (л.д. 20).
По правилам действующего законодательства в случае, если в течение 30 дней с момента публикации поступает одна заявка, то орган местного самоуправления готовит проект постановления о предоставлении земельного участка, лицу, подавшему заявку, а в случае, если поступило две или более заявок, орган местного самоуправления выносит решение о проведении торгов.




































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)