Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Леоновой Л.В.
судей Гриднева А.Н., Солодова Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
- Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района" ОГРН 1023201343516 ИНН 3203008314 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- от ответчика:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственная регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092 ИНН 3250057365 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- Клинцовская городская администрация не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Правительство Брянской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А09-7/2014,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - ответчик, управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Брянской области (далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010302:1, общей площадью 8 648 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, в размере равном рыночной стоимости участка в 4 120 000 рублей.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют правительство Брянской области (далее - правительство), Клинцовская городская администрация (далее - администрация), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" (далее - общество).
Решением суда от 16.06.2014 (судья Прокопенко Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
09.12.2014 в адрес суда по средствам факсимильной связи от Правительства Брянской области поступило ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.
Суд кассационной инстанции отклоняет ходатайство заявителя о назначении повторной судебной экспертизы в рамках рассмотрения судом кассационной жалобы.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 и 3 ст. 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или ионного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 2 ст. 287 АПК РФ).
Таким образом, суд кассационной инстанции не вправе рассматривать заявления о назначении повторной судебной экспертизы, поскольку это выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 14.04.2003 между комитетом по управлению имуществом г. Клинцы Брянского района (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 233, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок, с кадастровым номером 32:30:0010302:1, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, для производственной деятельности, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
По состоянию на 01.01.2010, постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 18.06.2013 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составила 6 627 048 рублей 88 копеек.
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка истец обратился в АНО "Центр оценки недвижимости и бизнеса", составившее отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки - 01.01.2010 - равна 4 380 169 рублей.
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость арендуемого земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости в сторону завышения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований истца, исходя из следующего.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно материалам дела, кадастровая оценка спорного участка проведена по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112.
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО "Деловое партнерство".
Из заключения эксперта ООО "Деловое партнерство" от 24.04.2014 N 7814 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, следует, что рыночная стоимость спорного участка составила 4 120 000 рублей.
Оценив экспертное заключение ООО "Деловое партнерство" от 24.04.2014, при отсутствии замечаний по указанному заключению, противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности заключения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признав экспертное заключение надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обосновано установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 4 120 000 рублей по состоянию на 01.01.2010.
Также судебные инстанции, учитывая п. 3 ст. 66 ЗК РФ, положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункт 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования к ответчикам заявлены истцом правомерно, указав, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства правительства о назначении по делу судебной экспертизы судами первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции считает несостоятельными ввиду его немотивированности, а также отсутствия сомнений в обоснованности и противоречий в выводах.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А09-7/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА
Судьи
А.Н.ГРИДНЕВ
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2014 ПО ДЕЛУ N А09-7/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. по делу N А09-7/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2014.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Леоновой Л.В.
судей Гриднева А.Н., Солодова Л.В.
при участии в заседании:
от истца:
- Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района" ОГРН 1023201343516 ИНН 3203008314 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- от ответчика:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственная регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области ОГРН 1043244052092 ИНН 3250057365 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- от третьих лиц:
- Клинцовская городская администрация не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Правительство Брянской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А09-7/2014,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Клинцовского района" (далее - истец, предприятие) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - ответчик, управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Брянской области (далее - ответчик, кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:30:0010302:1, общей площадью 8 648 кв. метров, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, в размере равном рыночной стоимости участка в 4 120 000 рублей.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют правительство Брянской области (далее - правительство), Клинцовская городская администрация (далее - администрация), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), открытое акционерное общество "РХК "Земпроект" (далее - общество).
Решением суда от 16.06.2014 (судья Прокопенко Е.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 (судьи Капустина Л.А., Волкова Ю.А., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, Правительство Брянской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон, на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
09.12.2014 в адрес суда по средствам факсимильной связи от Правительства Брянской области поступило ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы.
Суд кассационной инстанции отклоняет ходатайство заявителя о назначении повторной судебной экспертизы в рамках рассмотрения судом кассационной жалобы.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1 и 3 ст. 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или ионного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (ч. 2 ст. 287 АПК РФ).
Таким образом, суд кассационной инстанции не вправе рассматривать заявления о назначении повторной судебной экспертизы, поскольку это выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 14.04.2003 между комитетом по управлению имуществом г. Клинцы Брянского района (арендодатель) и предприятием (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 233, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок, с кадастровым номером 32:30:0010302:1, расположенный по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Заводская, д. 14, для производственной деятельности, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
По состоянию на 01.01.2010, постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Согласно указанному постановлению в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 18.06.2013 следует, что кадастровая стоимость земельного участка составила 6 627 048 рублей 88 копеек.
Не согласившись с данным размером кадастровой стоимости земельного участка истец обратился в АНО "Центр оценки недвижимости и бизнеса", составившее отчет, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения актуализированной кадастровой оценки - 01.01.2010 - равна 4 380 169 рублей.
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость арендуемого земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости в сторону завышения, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований истца, исходя из следующего.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель всех категорий на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ может быть назначена экспертиза.
Согласно материалам дела, кадастровая оценка спорного участка проведена по состоянию на 01.01.2010, ее результаты утверждены постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112.
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, проведение которой поручено ООО "Деловое партнерство".
Из заключения эксперта ООО "Деловое партнерство" от 24.04.2014 N 7814 об определении рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, следует, что рыночная стоимость спорного участка составила 4 120 000 рублей.
Оценив экспертное заключение ООО "Деловое партнерство" от 24.04.2014, при отсутствии замечаний по указанному заключению, противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности заключения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, признав экспертное заключение надлежащим доказательством рыночной стоимости спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обосновано установили кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 4 120 000 рублей по состоянию на 01.01.2010.
Также судебные инстанции, учитывая п. 3 ст. 66 ЗК РФ, положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пункт 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р, приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, пришли к обоснованному выводу о том, что исковые требования к ответчикам заявлены истцом правомерно, указав, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
При этом судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что восстановление нарушенного права заявителя возможно только путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Доводы жалобы о неправомерном отказе в удовлетворении ходатайства правительства о назначении по делу судебной экспертизы судами первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции считает несостоятельными ввиду его немотивированности, а также отсутствия сомнений в обоснованности и противоречий в выводах.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.06.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2014 по делу N А09-7/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
Л.В.ЛЕОНОВА
Судьи
А.Н.ГРИДНЕВ
Л.В.СОЛОДОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)