Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года по делу N А12-8314/2014 (судья Самсонов В.А.),
по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Леон" (400010, г. Волгоград, ул. Курская, д. 1, ОГРН 1023402983779, ИНН 3443022552),
о взыскании 1 372 944 рублей 10 копеек,
без участия представителей сторон,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Леон" (далее - ООО "ПКФ "Леон", ответчик) задолженности по уплате арендной платы по договору аренды N 8546 от 17.04.2009 земельного участка за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб., пени за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 в размере 79 135,34 руб., а всего 1 312 944,10 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года заявленные Министерством исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ПКФ "Леон" в пользу Министерства взысканы пени в размере 1 934 руб. 18 коп.
В остальной части иска отказано.
С ООО "ПКФ "Леон" в федеральный бюджет взыскана госпошлина в размере 39 руб. 19 коп.
Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. Податель жалобы настаивает на правильности произведенного истцом расчета задолженности по арендной плате и пени. Податель жалобы ссылается на то, что Министерство, производя расчет размера арендной платы за 2013 год с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, не придавало вышеуказанной норме обратную силу. Расчет арендной платы с применением вышеуказанного коэффициента не производился за временные периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного нормативного правового акта.
ООО "ПКФ "Леон" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства, ООО "ПКФ "Леон" не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 24.07.2014.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.04.2009 между администрацией Волгограда (Арендодатель) и ООО "ПКФ "Леон" (Арендатор) заключен договор N 8546 (далее - Договор) аренды земельных участков: N 1 с кадастровым номером 34:34:030102:0073 площадью 2 551 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Васильковская, 4Б; N 2 с кадастровым номером 34:34:030102:0072 площадью 2 230 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Васильковская, 2Б, для строительства капитального объекта - гостиничного комплекса (реконструкции с расширением существующего здания), на период с 20.03.2009 по 20.03.2010.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Изменением от 29.03.2010 к Договору стороны продлили срок его действия до 29.03.2011. Изменением от 25.04.2011 к Договору стороны продлили срок действия договора до 06.04.2012.
Дополнительным соглашением N 1 от 27.03.2013 к Договору стороны продлили срок действия договора аренды участка N 1 (кадастровый номер 34:34:030102:0073) до 25.06.2014, участка N 2 (кадастровый номер 34:34:030102:0072) - до 09.05.2014.
28.07.2009 Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пунктам 2.4, 2.6 Договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, которая уплачивается ежемесячно, равными частями в течение каждого расчетного периода, за текущий месяц - до 10-го числа текущего месяца. За последний месяц не позднее 25 декабря текущего года.
За неполный месяц арендная плата исчисляется из расчета 1/30 месячной арендной платы за каждый день пользования участком (пункт 2.5 Договора).
Согласно расчету арендной платы, являющегося неотъемлемой частью Договора, сумма годовой арендной платы на 2009 год составила за земельный участок N 1-471 918,04 руб., за земельный участок N 2-412 535,17 руб., всего 884 453,12 руб.
Пунктом 2.11 Договора предусмотрено, что размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для ее расчета, а также изменения порядка (способа) ее расчета, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.
04.02.2011 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 года N 1945 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" с 01.01.2011 годовая арендная плата за два земельных участка установлена в общей сумме - 941 942,67 руб.
21.02.2012 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 28 декабря 2011 года N 1433 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" с 01.01.2012 годовая арендная плата за два земельных участка установлена в общей сумме - 998 547,68 руб.
Законом Волгоградской области N 33-ОД от 06.04.2012 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой 05 апреля 2012 года, опубликованным 07 апреля 2012 года в газете "Волгоградская правда" N 61 и вступившим в законную силу 06 июля 2012 года, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется в порядке, определяемым Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 года N 28-п определено, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Следовательно, обязанности арендодателя по Договору перешли вместе с полномочиями от администрации Волгограда к Министерству в полном объеме.
27.03.2013 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору, которым уточнены площади переданных в аренду земельных участков: участка N 1 площадью 2 486 кв. м, участка N 2 - площадью 2 144 кв. м, установлены новые сроки действия аренды спорных земельных участков (до 25.06.2014 и 09.05.2014 соответственно).
Одновременно на основании постановления Губернатора Волгоградской области N 424 от 14.05.2013 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановления администрации Волгоградской области N 469-п от 22.08.2011, постановления Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" арендная плата за спорные земельные участки установлена в размерах:
- участка N 1 площадью 2 486 кв. м:
в период с 08.10.2012 по 10.12.2012 - в размере 1 038 439,45 руб. в год,
в период с 11.12.2012 по 31.12.2012 - в размере 357 566,36 руб. в год,
- с 01.01.2013 - в размере 1 430 265,44 руб. в год;
- - участка N 2 площадью 2 144 кв. м:
в период с 08.10.2012 по 10.12.2012 - в размере 895 580,92 руб. в год,
в период с 11.12.2012 по 31.12.2012 - в размере 308 375,82 руб. в год,
с 01.01.2013 - в размере 1 233 503,26 руб. в год.
ООО "ПКФ "Леон" условия Договора в части внесения арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб.
В силу пункта 2.12. Договора в случае невнесения арендной платы в установленный Договором срок, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению.
За просрочку платежей истцом ответчику за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 начислены пени в размере 79 135,34 руб.
Поскольку Обществом задолженность по вышеуказанному Договору не погашена, пени не уплачены, Министерство обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), установил факт неисполнения ответчиком договорных обязательств по своевременному внесению арендных платежей, отсутствие доказательств оплаты, вместе с тем проверив расчет предъявленных ко взысканию сумм арендной платы и пени, счел требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В рассматриваемом случае, арендуемые земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае Договор заключен в 2009 году, то есть после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Истцом заявлено требование о взыскании с ООО "ПКФ "Леон" задолженности по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб.
Расчет годовой арендной платы за 2013 год, произведен истцом по формуле:
А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки, где:
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка (произведение удельного показателя кадастровой стоимости и площади земельного участка),
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка,
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов,
Ккан - коэффициент категории арендатора,
Ки - коэффициент индексации,
2 - коэффициент за нарушение сроков отведенных для строительства.
В соответствии с расчетом истца сумма годовой арендной платы по Договору в 2013 году составила - 1 233 503,26 руб. в год.
Проверяя правильность исчисления задолженности по арендной плате за период с января по ноябрь 2013 года, суд первой инстанции установил, что расчет арендной платы за спорный период истцом произведен не верно.
Руководствуясь положениями пункта 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", которым изменена кадастровая стоимость спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости исходить при расчете арендной платы за 2013 год из утвержденной в установленном законом порядке кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2013, исключив применение коэффициента индексации.
Порядок расчета арендных платежей за земли, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), установлен Постановлением N 582.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте настоящих правил, не проводится.
Из смысла указанной нормы права следует, что увеличение арендной платы на размер коэффициента индексации, при исчислении такой платы, исходя из нового размера кадастровой стоимости спорного земельного, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах у арендатора не возникло обязанности уплачивать арендную плату в размере, увеличенном на коэффициент индексации.
Также судом первой инстанции установлено, что истец при расчете задолженности арендной платы за 2013 год в формуле расчета применил коэффициенты утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.12.2011 N 1433 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" и коэффициенты, утвержденные распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их ведения в действие, сделал обоснованный вывод о том, что для расчета арендной платы до 26.02.2013 подлежат применению коэффициенты утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.12.2011 N 1433, а с 26.02.2013 - коэффициенты утвержденные распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что истец при расчете задолженности арендной платы в спорном периоде в формуле расчета применил коэффициент 2 - за нарушение сроков, отведенных для строительства объекта, введенный Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012.
Суд первой инстанции, сделал правильный вывод о неправомерности в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространения действия Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 на отношения, возникшие до даты принятия нормативного-правового акта, устанавливающего увеличение размера арендной платы в два раза при наступлении конкретного случая.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство, производя расчет размера арендной платы за 2013 год с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, не придавало вышеуказанной норме обратную силу, расчет арендной платы с применением вышеуказанного коэффициента не производился за временные периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного нормативного правового акта, не исключают правильности вывода суда первой инстанции о неправомерности использования истцом вышеназванного коэффициента при расчете арендной платы в спорном периоде.
Пунктом 2.1.5 Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которым в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными Основными принципами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При этом указанный порядок должен соответствовать установленным Постановлением N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены, в том числе, принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, с учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, соблюдения баланса интересов хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, должны быть закреплены в нормативном правовом акте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
В данном конкретном случае, при заключении спорного Договора (17.09.2009) отсутствовал нормативный правовой акт, закрепляющий спорный коэффициент, коэффициент 2, предусматривающий увеличение размера арендной платы в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка не введены в эксплуатацию отсутствовал и в формуле расчета арендной платы.
По сути, данный коэффициент не является составной частью формулы, поскольку по своему назначению фактически является санкцией и применяется при наступлении определенного условия, а именно при невведении в эксплуатацию объектов недвижимости на земельном участке по истечении трехгодичного срока, которое Арендатор при заключении спорного Договора не мог разумно предвидеть и возможно Договор вообще не был бы им заключен.
Исходя из изложенного, расчет арендной платы за пользование вышеназванным земельным участком, произведенный истцом с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, нарушает принцип предсказуемости определения арендной платы, а потому не может быть признан правомерным.
- Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что сумма арендной платы за пользование земельным участком N 1 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 должна быть исчислена, исходя из годовой арендной платы, определенной в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 519 219,72 руб. в год (12 332,89 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1,129 (Ки);
- в период с 01.01.2013 по 25.02.2013 - в размере 158 355,34 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки));
- с 26.02.2013 - в размере 633 421,36 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 4 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки));
- за пользование земельным участком N 2 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 должна быть исчислена, исходя из годовой арендной платы, определенной в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 447 790,46 руб. в год (12 332,89 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1,129 (Ки),
в период с 01.01.2013 по 25.02.2013 - в размере 136 570,33 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки)),
с 26.02.2013 - в размере 546 281,34 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 4 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки)).
Таким образом, в период с 01.10.2012 по 31.12.2013 арендная плата за пользование спорными земельными участками подлежала внесению за земельный участок N 1 в размере 684 048,59 руб. (129 804,93 руб. + 26 392,56 руб. + 527 851,10 руб.), за земельный участок N 2 в размере 589 943,73 руб. (111 947,61 руб. + 22 761,72 руб. + 455 234,40 руб.), а всего 1 273 992,32 руб.
Из представленного истцом расчета задолженности ООО "ПКФ "Леон" видно, что за спорный период (с 01.10.2012 по 31.12.2013) ответчиком арендная плата за пользование спорными земельными участками в рамках Договора фактически внесена в размере 1 723 501,57 руб. Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб. соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку. При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пункта 2.12. Договора предусмотрено, что в случае невнесения арендной платы в установленный Договором срок, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению.
За просрочку платежей истцом ответчику за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 начислены пени в размере 79 135,34 руб.
Суд первой инстанции, исходя из отсутствия задолженности ООО "ПКФ "Леон" по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб. сделал обоснованный вывод о том, что требования истца о взыскании пени подлежат частичному удовлетворению за период с 11.04.2012 по 02.10.2012 в размере 1 934,18 руб.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда в указанной части, наличии в расчете суммы пени неточностей либо арифметических ошибок, не содержит.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Министерства следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года по делу N А12-8314/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2014 ПО ДЕЛУ N А12-8314/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2014 г. по делу N А12-8314/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жаткиной С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года по делу N А12-8314/2014 (судья Самсонов В.А.),
по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540)
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Леон" (400010, г. Волгоград, ул. Курская, д. 1, ОГРН 1023402983779, ИНН 3443022552),
о взыскании 1 372 944 рублей 10 копеек,
без участия представителей сторон,
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Леон" (далее - ООО "ПКФ "Леон", ответчик) задолженности по уплате арендной платы по договору аренды N 8546 от 17.04.2009 земельного участка за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб., пени за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 в размере 79 135,34 руб., а всего 1 312 944,10 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года заявленные Министерством исковые требования удовлетворены частично. С ООО "ПКФ "Леон" в пользу Министерства взысканы пени в размере 1 934 руб. 18 коп.
В остальной части иска отказано.
С ООО "ПКФ "Леон" в федеральный бюджет взыскана госпошлина в размере 39 руб. 19 коп.
Министерство, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. Податель жалобы настаивает на правильности произведенного истцом расчета задолженности по арендной плате и пени. Податель жалобы ссылается на то, что Министерство, производя расчет размера арендной платы за 2013 год с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, не придавало вышеуказанной норме обратную силу. Расчет арендной платы с применением вышеуказанного коэффициента не производился за временные периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного нормативного правового акта.
ООО "ПКФ "Леон" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители Министерства, ООО "ПКФ "Леон" не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 24.07.2014.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 17.04.2009 между администрацией Волгограда (Арендодатель) и ООО "ПКФ "Леон" (Арендатор) заключен договор N 8546 (далее - Договор) аренды земельных участков: N 1 с кадастровым номером 34:34:030102:0073 площадью 2 551 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Васильковская, 4Б; N 2 с кадастровым номером 34:34:030102:0072 площадью 2 230 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Дзержинский район, ул. Васильковская, 2Б, для строительства капитального объекта - гостиничного комплекса (реконструкции с расширением существующего здания), на период с 20.03.2009 по 20.03.2010.
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Изменением от 29.03.2010 к Договору стороны продлили срок его действия до 29.03.2011. Изменением от 25.04.2011 к Договору стороны продлили срок действия договора до 06.04.2012.
Дополнительным соглашением N 1 от 27.03.2013 к Договору стороны продлили срок действия договора аренды участка N 1 (кадастровый номер 34:34:030102:0073) до 25.06.2014, участка N 2 (кадастровый номер 34:34:030102:0072) - до 09.05.2014.
28.07.2009 Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пунктам 2.4, 2.6 Договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, которая уплачивается ежемесячно, равными частями в течение каждого расчетного периода, за текущий месяц - до 10-го числа текущего месяца. За последний месяц не позднее 25 декабря текущего года.
За неполный месяц арендная плата исчисляется из расчета 1/30 месячной арендной платы за каждый день пользования участком (пункт 2.5 Договора).
Согласно расчету арендной платы, являющегося неотъемлемой частью Договора, сумма годовой арендной платы на 2009 год составила за земельный участок N 1-471 918,04 руб., за земельный участок N 2-412 535,17 руб., всего 884 453,12 руб.
Пунктом 2.11 Договора предусмотрено, что размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для ее расчета, а также изменения порядка (способа) ее расчета, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.
04.02.2011 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 года N 1945 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" с 01.01.2011 годовая арендная плата за два земельных участка установлена в общей сумме - 941 942,67 руб.
21.02.2012 арендодателем в адрес арендатора направлено извещение, согласно которому на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 28 декабря 2011 года N 1433 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" с 01.01.2012 годовая арендная плата за два земельных участка установлена в общей сумме - 998 547,68 руб.
Законом Волгоградской области N 33-ОД от 06.04.2012 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области", принятым Волгоградской областной Думой 05 апреля 2012 года, опубликованным 07 апреля 2012 года в газете "Волгоградская правда" N 61 и вступившим в законную силу 06 июля 2012 года, установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется в порядке, определяемым Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 года N 28-п определено, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Следовательно, обязанности арендодателя по Договору перешли вместе с полномочиями от администрации Волгограда к Министерству в полном объеме.
27.03.2013 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к Договору, которым уточнены площади переданных в аренду земельных участков: участка N 1 площадью 2 486 кв. м, участка N 2 - площадью 2 144 кв. м, установлены новые сроки действия аренды спорных земельных участков (до 25.06.2014 и 09.05.2014 соответственно).
Одновременно на основании постановления Губернатора Волгоградской области N 424 от 14.05.2013 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области", постановления администрации Волгоградской области N 469-п от 22.08.2011, постановления Губернатора Волгоградской области N 1130 от 20.11.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" арендная плата за спорные земельные участки установлена в размерах:
- участка N 1 площадью 2 486 кв. м:
в период с 08.10.2012 по 10.12.2012 - в размере 1 038 439,45 руб. в год,
в период с 11.12.2012 по 31.12.2012 - в размере 357 566,36 руб. в год,
- с 01.01.2013 - в размере 1 430 265,44 руб. в год;
- - участка N 2 площадью 2 144 кв. м:
в период с 08.10.2012 по 10.12.2012 - в размере 895 580,92 руб. в год,
в период с 11.12.2012 по 31.12.2012 - в размере 308 375,82 руб. в год,
с 01.01.2013 - в размере 1 233 503,26 руб. в год.
ООО "ПКФ "Леон" условия Договора в части внесения арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб.
В силу пункта 2.12. Договора в случае невнесения арендной платы в установленный Договором срок, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению.
За просрочку платежей истцом ответчику за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 начислены пени в размере 79 135,34 руб.
Поскольку Обществом задолженность по вышеуказанному Договору не погашена, пени не уплачены, Министерство обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), установил факт неисполнения ответчиком договорных обязательств по своевременному внесению арендных платежей, отсутствие доказательств оплаты, вместе с тем проверив расчет предъявленных ко взысканию сумм арендной платы и пени, счел требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Поддерживая решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В рассматриваемом случае, арендуемые земельные участки относятся к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В рассматриваемом случае Договор заключен в 2009 году, то есть после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы (25.10.2001, Земельный кодекс Российской Федерации, статья 65), в связи с чем, при определении размера арендной платы, надлежит руководствоваться порядком определения размера арендной платы, устанавливаемым уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом и новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Истцом заявлено требование о взыскании с ООО "ПКФ "Леон" задолженности по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб.
Расчет годовой арендной платы за 2013 год, произведен истцом по формуле:
А = КСЗУ х Кви х Кдп х Ккан х Ки, где:
КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка (произведение удельного показателя кадастровой стоимости и площади земельного участка),
Кви - коэффициент вида функционального использования земельного участка,
Кдп - коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов,
Ккан - коэффициент категории арендатора,
Ки - коэффициент индексации,
2 - коэффициент за нарушение сроков отведенных для строительства.
В соответствии с расчетом истца сумма годовой арендной платы по Договору в 2013 году составила - 1 233 503,26 руб. в год.
Проверяя правильность исчисления задолженности по арендной плате за период с января по ноябрь 2013 года, суд первой инстанции установил, что расчет арендной платы за спорный период истцом произведен не верно.
Руководствуясь положениями пункта 9 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582), постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", которым изменена кадастровая стоимость спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости исходить при расчете арендной платы за 2013 год из утвержденной в установленном законом порядке кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2013, исключив применение коэффициента индексации.
Порядок расчета арендных платежей за земли, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), установлен Постановлением N 582.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N 582 при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте настоящих правил, не проводится.
Из смысла указанной нормы права следует, что увеличение арендной платы на размер коэффициента индексации, при исчислении такой платы, исходя из нового размера кадастровой стоимости спорного земельного, не предусмотрено.
При таких обстоятельствах у арендатора не возникло обязанности уплачивать арендную плату в размере, увеличенном на коэффициент индексации.
Также судом первой инстанции установлено, что истец при расчете задолженности арендной платы за 2013 год в формуле расчета применил коэффициенты утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.12.2011 N 1433 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" и коэффициенты, утвержденные распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р "Об утверждении значений коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов и значений коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов, применяемых при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после их ведения в действие, сделал обоснованный вывод о том, что для расчета арендной платы до 26.02.2013 подлежат применению коэффициенты утвержденные Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 28.12.2011 N 1433, а с 26.02.2013 - коэффициенты утвержденные распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 N 281-р.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что истец при расчете задолженности арендной платы в спорном периоде в формуле расчета применил коэффициент 2 - за нарушение сроков, отведенных для строительства объекта, введенный Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012.
Суд первой инстанции, сделал правильный вывод о неправомерности в силу положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространения действия Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 на отношения, возникшие до даты принятия нормативного-правового акта, устанавливающего увеличение размера арендной платы в два раза при наступлении конкретного случая.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство, производя расчет размера арендной платы за 2013 год с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, не придавало вышеуказанной норме обратную силу, расчет арендной платы с применением вышеуказанного коэффициента не производился за временные периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного нормативного правового акта, не исключают правильности вывода суда первой инстанции о неправомерности использования истцом вышеназванного коэффициента при расчете арендной платы в спорном периоде.
Пунктом 2.1.5 Постановления Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012 установлено, что размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), которым в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса установлены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При установлении порядка определения размера арендной платы органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны руководствоваться указанными Основными принципами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе установить порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При этом указанный порядок должен соответствовать установленным Постановлением N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены, в том числе, принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, с учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, соблюдения баланса интересов хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
Согласно принципу предсказуемости расчета размера арендной платы случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, должны быть закреплены в нормативном правовом акте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Названные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а, согласно его требованиям, подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены, поэтому нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны соответствовать указанным принципам и ориентирам.
В данном конкретном случае, при заключении спорного Договора (17.09.2009) отсутствовал нормативный правовой акт, закрепляющий спорный коэффициент, коэффициент 2, предусматривающий увеличение размера арендной платы в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка не введены в эксплуатацию отсутствовал и в формуле расчета арендной платы.
По сути, данный коэффициент не является составной частью формулы, поскольку по своему назначению фактически является санкцией и применяется при наступлении определенного условия, а именно при невведении в эксплуатацию объектов недвижимости на земельном участке по истечении трехгодичного срока, которое Арендатор при заключении спорного Договора не мог разумно предвидеть и возможно Договор вообще не был бы им заключен.
Исходя из изложенного, расчет арендной платы за пользование вышеназванным земельным участком, произведенный истцом с применением коэффициента 2, введенного Постановлением Правительства Волгоградской области N 380-п от 18.09.2012, нарушает принцип предсказуемости определения арендной платы, а потому не может быть признан правомерным.
- Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал обоснованные выводы о том, что сумма арендной платы за пользование земельным участком N 1 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 должна быть исчислена, исходя из годовой арендной платы, определенной в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 519 219,72 руб. в год (12 332,89 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1,129 (Ки);
- в период с 01.01.2013 по 25.02.2013 - в размере 158 355,34 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки));
- с 26.02.2013 - в размере 633 421,36 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 486 кв. метров х 0,015 (Кви) х 4 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки));
- за пользование земельным участком N 2 за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 должна быть исчислена, исходя из годовой арендной платы, определенной в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 447 790,46 руб. в год (12 332,89 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1,129 (Ки),
в период с 01.01.2013 по 25.02.2013 - в размере 136 570,33 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 1 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки)),
с 26.02.2013 - в размере 546 281,34 руб. в год (4 246,59 руб. (удельный показатель кадастровой стоимости) х 2 144 кв. метров х 0,015 (Кви) х 4 (Кдп) х 1 (Ккан) х 1 (Ки)).
Таким образом, в период с 01.10.2012 по 31.12.2013 арендная плата за пользование спорными земельными участками подлежала внесению за земельный участок N 1 в размере 684 048,59 руб. (129 804,93 руб. + 26 392,56 руб. + 527 851,10 руб.), за земельный участок N 2 в размере 589 943,73 руб. (111 947,61 руб. + 22 761,72 руб. + 455 234,40 руб.), а всего 1 273 992,32 руб.
Из представленного истцом расчета задолженности ООО "ПКФ "Леон" видно, что за спорный период (с 01.10.2012 по 31.12.2013) ответчиком арендная плата за пользование спорными земельными участками в рамках Договора фактически внесена в размере 1 723 501,57 руб. Данное обстоятельство также подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика задолженности по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб. соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку. При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пункта 2.12. Договора предусмотрено, что в случае невнесения арендной платы в установленный Договором срок, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки от суммы платежей, подлежащих перечислению.
За просрочку платежей истцом ответчику за период с 11.04.2012 по 31.12.2013 начислены пени в размере 79 135,34 руб.
Суд первой инстанции, исходя из отсутствия задолженности ООО "ПКФ "Леон" по арендной плате за период с 01.10.2012 по 31.12.2013 в размере 1 233 808,76 руб. сделал обоснованный вывод о том, что требования истца о взыскании пени подлежат частичному удовлетворению за период с 11.04.2012 по 02.10.2012 в размере 1 934,18 руб.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда в указанной части, наличии в расчете суммы пени неточностей либо арифметических ошибок, не содержит.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Министерства следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июня 2014 года по делу N А12-8314/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
С.А.ЖАТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)