Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2008 N 18АП-1455/2008 ПО ДЕЛУ N А47-7016/2007

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2008 г. N 18АП-1455/2008

Дело N А47-7016/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2008 г. по делу N А47-7016/2007 (судья Жарова Л.А.),

установил:

Администрация Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным сообщения Управления Федеральной регистрационной службы России по Оренбургской области (далее - УФРС, регистрирующий орган) N 20/004/2007-005 от 06 июля 2007 г. об отказе в регистрации земельного участка.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, с апелляционной жалобой обратилась Администрация Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация ссылается на ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 41, 50, 51 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Заявитель считает, что в целях разграничения государственной собственности на землю поселений праве зарегистрировать право собственности на земельный участок, находящийся в границах муниципального образования.
Управление Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области представило отзыв на доводы апелляционной жалобы, в котором указало, что при проведении правовой экспертизы документов, поданных Администрацией при регистрации права собственности на земельный участок площадью 4 922 кв. м с кадастровым номером 56:18:06 01 017:0177, местоположение установлено относительно ориентира: Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск, ул. Ленина, N 1-а было установлено, что на земельном участке расположено здание автостанции литер Е площадью 312,5 кв. м, принадлежащее на праве собственности ООО "Домбаровское Эльдорадо". Указанное общество имеет исключительное право на приватизацию той части земельного участка, которая занята объектом недвижимого имущества.
Кроме того, УФРС ссылается на то, что в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации Администрация представила распоряжение N 21 от 21 марта 2007 г. "О формировании земельного участка", вынесенное Администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области с превышением полномочий. Заявитель не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Документы, подтверждающие наличие на данном земельном участке зданий, строений, находящихся в муниципальной собственности Администрация не представляла.
Администрация Новоорского района Оренбургской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указала, что решение суда законно и обоснованно, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
От Администрации Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
Администрация Новоорского района Оренбургской области также заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14 мая 2007 г. Администрация Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы России по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 4 922 кв. м с кадастровым номером 56:18:06 01 017:0177, местоположение установлено относительно ориентира: Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск, ул. Ленина, N 1-а.
В качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок представлено распоряжение Администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области от 21 марта 2007 г. N 21 "О формировании земельного участка".
06 июля 2007 г. сообщением N 20/004/2007-005 в государственной регистрации права собственности Администрации на указанный земельный участок отказано на основании абз. 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Довод заявителя о том, что распоряжение от 21 марта 2007 г. N 21 "О формировании земельного участка" Администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области вынесено в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. ст. 41, 50, 51 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отклоняется по следующим основаниям.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с п. 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления, иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно ответа на запрос N 1273 от 09 ноября 2007 г. Территориального отдела N 2 Новоорского района Управления Роснедвижимости по Оренбургской области Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, спорный земельный участок находится в государственной собственности, так как разграничение земель в Новоорском районе не производилось (т. 2, л.д. 2).
Согласно п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов. Администрация не является органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, следовательно, Администрация муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области администрацией муниципального района не вправе распоряжаться спорным земельным участком.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 404 от 30 июня 2006 г. "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю в регистрирующий орган предоставляются заявление о государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок; правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В связи с тем, что для государственной регистрации Администрацией в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок представлено распоряжение от 21 марта 2007 г. N 21 "О формировании земельного участка", вынесенное в нарушение действующего законодательства, УФРС правомерно отказало в государственной регистрации права собственности Администрации на спорный земельный участок.
Кроме того, в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В связи с тем, что на спорном земельном участке находится здание, принадлежащее на праве собственности ООО "Домбаровское Эльдорадо", передача данного участка в собственность Администрации невозможна.
Доводы подателя апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании законодательства и противоречат фактическим обстоятельствам дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18 января 2008 г. по делу N А47-7016/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ

Судьи
М.Б.МАЛЫШЕВ
Л.В.ПИВОВАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)