Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.
судей Журавлевой В.А., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Горячевой Н.В., доверенность N 1197/38 от 14.02.2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года по делу N А45-7166/2013 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Солнечное" (ОГРН 1105402001781, ИНН 5402523049, 630000, Новосибирская области, г. Новосибирск, улица Жуковского, 100)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)
о признании недействительным отказа в выборе земельного участка от 07.02.2013 года,
установил:
В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Дачное некоммерческое товарищество "Солнечное" (далее - ДНТ "Солнечное", товарищество, заявитель) с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным отказа департамента в выборе ДНТ "Солнечное" земельного участка площадью 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом от 07.02.2013 N 907/1-14/38; обязании департамента устранить нарушения прав и законных интересов ДНТ "Солнечное" путем повторного рассмотрения заявления товарищества от 23.01.2013 N 8-з и обеспечения выбора земельного участка площадью 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Солнечное" 25.01.2013 года обратилось в Департамент с заявлением N 8-з о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 07.02.2013 N 907/1-14/38 Департамент отказал ДНТ "Солнечное" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что данный земельный участок в случае его предоставления товариществу будет относиться к имуществу общего пользования, следовательно, вне пределов территории товарищества располагаться не может. Кроме того, Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, а также обоснование примерного размера земельного участка, предполагаемого места его размещения.
Оспаривая правомерность указанного отказа, ДНТ "Солнечное" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующем действующему законодательству.
Апелляционный суд, поддерживая суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
По пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Согласно материалам дела, отказывая заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, Департамент исходил из того, что испрашиваемый земельный участок в случае его предоставления Товариществу будет относиться к имуществу общего пользования, следовательно, вне пределов территории Товарищества располагаться не может. Кроме того, в оспариваемом отказе Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Признаки имущества общего пользования товарищества указаны в статьях 1, 14, 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определены понятия дачных участков, а также имущества общего пользования, которое включает в себя в т.ч. земельные участки (под дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
К имуществу общего пользования в соответствии с абзацем 11 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" относится - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Таким образом, садоводческому товариществу на праве собственности или праве бессрочного пользования могут принадлежать земельные участки общего пользования.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
На основании пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Суд первой инстанции, проанализировав основания отказа заявителю в выборе земельного участка, пришел к правильному выводу о несоответствии данного отказа требованиям действующего законодательства Российской Федерации, указав при этом, что земельный участок для отнесения его к категории земель общего пользования дачного некоммерческого товарищества должен отвечать всем вышеперечисленным признакам, а также то, что, испрашиваемый заявителем земельный участок в случае его предоставления Товариществу для строительства теплично-парниковых сооружений к категории земель общего пользования дачного некоммерческого товарищества относиться не может, поскольку из текста заявления Товарищества следует, что земельный участок испрашивается в аренду; пользование указанным земельным участком на праве аренды является возмездным; указанный земельный участок не находится в пределах территории товарищества и не обеспечивает потребности его членов, перечисленные в статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Кроме того, отказывая заявителю, Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, при этом заявление не содержит обоснование примерного размера земельного участка, не указано предполагаемое место его размещения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый Товариществом земельный участок расположен на территории земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111, имеющего площадь 2 557 195 кв. м принадлежащего на праве собственности Новосибирской области, с назначением - земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ в заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В заявлении ДНТ "Солнечное" указаны все предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Кодекса сведения, в том числе, предполагаемое место размещения объекта - кадастровый номер земельного участка (54:19:112001:5111), на котором Товарищество предполагает разместить будущие объекты; обоснование примерного размера земельного участка - указана примерная площадь 10-15 га, площадь застройки 60% от площади испрашиваемого земельного участка.
Статья 31 ЗК РФ не обязывает заявителя при предоставлении заявления о выборе земельного участка прилагать схему размещения объекта, необходимо только указать предполагаемое место размещения объекта. При этом, обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в силу статьи 31 ЗК РФ возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое товарищество - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона садоводческое некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 6).
Как следует из материалов дела, ДНТ "Солнечное" зарегистрировано 15.02.2010 за ОГРН 1105402001781, следовательно, с указанного момента товарищество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, отклоняет довод Департамента о том, что в связи с отсутствием у ДНТ "Солнечное" собственной территории, исключающем возможность членства в данной организации, Товарищество не вправе требовать предоставления земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года по делу N А45-7166/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.12.2013 ПО ДЕЛУ N А45-7166/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. по делу N А45-7166/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н.В.
судей Журавлевой В.А., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: Горячевой Н.В., доверенность N 1197/38 от 14.02.2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года по делу N А45-7166/2013 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Солнечное" (ОГРН 1105402001781, ИНН 5402523049, 630000, Новосибирская области, г. Новосибирск, улица Жуковского, 100)
к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)
о признании недействительным отказа в выборе земельного участка от 07.02.2013 года,
установил:
В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Дачное некоммерческое товарищество "Солнечное" (далее - ДНТ "Солнечное", товарищество, заявитель) с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным отказа департамента в выборе ДНТ "Солнечное" земельного участка площадью 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений, оформленного письмом от 07.02.2013 N 907/1-14/38; обязании департамента устранить нарушения прав и законных интересов ДНТ "Солнечное" путем повторного рассмотрения заявления товарищества от 23.01.2013 N 8-з и обеспечения выбора земельного участка площадью 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений и оформления акта выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального права. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Солнечное" 25.01.2013 года обратилось в Департамент с заявлением N 8-з о предоставлении в аренду земельного участка площадью около 10-15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111 для строительства цветочно-оранжерейного хозяйства и теплично-парниковых сооружений.
Письмом от 07.02.2013 N 907/1-14/38 Департамент отказал ДНТ "Солнечное" в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что данный земельный участок в случае его предоставления товариществу будет относиться к имуществу общего пользования, следовательно, вне пределов территории товарищества располагаться не может. Кроме того, Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, а также обоснование примерного размера земельного участка, предполагаемого места его размещения.
Оспаривая правомерность указанного отказа, ДНТ "Солнечное" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия правовых оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующем действующему законодательству.
Апелляционный суд, поддерживая суда первой инстанции, и отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу положений статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно статье 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
По пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов) служащих основанием для принятия такого решения.
Согласно материалам дела, отказывая заявителю в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, Департамент исходил из того, что испрашиваемый земельный участок в случае его предоставления Товариществу будет относиться к имуществу общего пользования, следовательно, вне пределов территории Товарищества располагаться не может. Кроме того, в оспариваемом отказе Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Признаки имущества общего пользования товарищества указаны в статьях 1, 14, 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" определены понятия дачных участков, а также имущества общего пользования, которое включает в себя в т.ч. земельные участки (под дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
К имуществу общего пользования в соответствии с абзацем 11 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" относится - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Таким образом, садоводческому товариществу на праве собственности или праве бессрочного пользования могут принадлежать земельные участки общего пользования.
В силу пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
На основании пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
Суд первой инстанции, проанализировав основания отказа заявителю в выборе земельного участка, пришел к правильному выводу о несоответствии данного отказа требованиям действующего законодательства Российской Федерации, указав при этом, что земельный участок для отнесения его к категории земель общего пользования дачного некоммерческого товарищества должен отвечать всем вышеперечисленным признакам, а также то, что, испрашиваемый заявителем земельный участок в случае его предоставления Товариществу для строительства теплично-парниковых сооружений к категории земель общего пользования дачного некоммерческого товарищества относиться не может, поскольку из текста заявления Товарищества следует, что земельный участок испрашивается в аренду; пользование указанным земельным участком на праве аренды является возмездным; указанный земельный участок не находится в пределах территории товарищества и не обеспечивает потребности его членов, перечисленные в статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Кроме того, отказывая заявителю, Департамент указал на невозможность определить местоположение рассматриваемого земельного участка, поскольку в заявлении отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, при этом заявление не содержит обоснование примерного размера земельного участка, не указано предполагаемое место его размещения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что испрашиваемый Товариществом земельный участок расположен на территории земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:5111, имеющего площадь 2 557 195 кв. м принадлежащего на праве собственности Новосибирской области, с назначением - земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
В силу пункта 1 статьи 31 ЗК РФ в заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В заявлении ДНТ "Солнечное" указаны все предусмотренные пунктом 1 статьи 31 Кодекса сведения, в том числе, предполагаемое место размещения объекта - кадастровый номер земельного участка (54:19:112001:5111), на котором Товарищество предполагает разместить будущие объекты; обоснование примерного размера земельного участка - указана примерная площадь 10-15 га, площадь застройки 60% от площади испрашиваемого земельного участка.
Статья 31 ЗК РФ не обязывает заявителя при предоставлении заявления о выборе земельного участка прилагать схему размещения объекта, необходимо только указать предполагаемое место размещения объекта. При этом, обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в силу статьи 31 ЗК РФ возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое некоммерческое товарищество - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Закона садоводческое некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации (пункт 2 статьи 6).
Как следует из материалов дела, ДНТ "Солнечное" зарегистрировано 15.02.2010 за ОГРН 1105402001781, следовательно, с указанного момента товарищество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, отклоняет довод Департамента о том, что в связи с отсутствием у ДНТ "Солнечное" собственной территории, исключающем возможность членства в данной организации, Товарищество не вправе требовать предоставления земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03 октября 2013 года по делу N А45-7166/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО
Судьи
В.А.ЖУРАВЛЕВА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)