Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-488

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N 33-488


Судья Пименов И.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Перовой Т.А., Петровой Н.А.,
при секретаре П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску К. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" М. и представителя комитета по управлению имуществом <адрес> Ч. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 31 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя К. - В., возражавшего относительно удовлетворения апелляционных жалоб, изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование требований истец указал, что решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> признано незаконным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, на администрацию муниципального образования "<адрес>" возложена обязанность принять решение по заявлению истца о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду сроком на 49 лет в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
После вступления решения суда в законную силу ответчиком вынесено постановление N от <дата> об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь находящихся на нем фундамента жилого дома и объектов недвижимости.
Истец полагает, что имеет право на предоставление земельного участка площадью 1928 кв. м по адресу: <адрес> Поливановка, 25, на котором до пожара, произошедшего <дата>, располагался жилой дом с хозяйственными постройками, принадлежавший его отцу, общей площадью 81 кв. м. Право собственности на указанный дом перешло истцу в порядке наследования после гибели отца. Истец в установленном порядке оформил и зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства - фундамент разрушенного дома - до <дата>, в связи с чем вправе приобрести земельный участок в аренду в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
Истцом испрашиваемый земельный участок был сформирован, поставлен на кадастровый учет, проведена инвентаризация всех оставшихся после пожара объектов и сооружений.
Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "<адрес>" N от <дата> об отказе в предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, занимаемого фундаментом жилого дома, нежилыми сооружениями; обязать администрацию муниципального образования "<адрес>" принять решение о предоставлении истцу в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1928 кв. м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> Поливановка, 25, для индивидуального жилищного строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 31 октября 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" М., представитель комитета по управлению имуществом г. Саратова Ч. подали апелляционные жалобы, в которых просили решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобах указывается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Авторы жалоб полагают, что постановление органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка истцу на праве аренды является законным. Основанием для отказа послужило отсутствие у истца документов, подтверждающих размер испрашиваемой площади земельного участка, который значительно превышает площадь находящегося на нем объектов недвижимости. Доказательств необходимости испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости истцом не представлено, между тем площадь земельного участка должна соответствовать нормам предоставления земельных участков, установленных ст. 33 ЗК РФ.
По мнению авторов жалоб, судом неправильно избран способ восстановления нарушенного права истца путем возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению спорного земельного участка, так как принятие решения о предоставлении земельного участка на праве аренды относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Суд, принимая решение по существу заявленных требований, не вправе подменять собой орган местного самоуправления и предрешать существо того решения, которое будет принято в будущем.
Авторы жалоб указывают на необоснованное применение судом положений статьи 30 ЗК РФ, регулирующих порядок предоставления земельных участков для строительства.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель К. - В. возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению также в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Пункт 1 статьи 28 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2012 года, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений.
В соответствии с пунктами 1, 5 - 8 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что К. является собственником фундамента сгоревшего жилого дома, площадью застройки 71,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> Поливановка, 25 (свидетельство о государственной регистрации права от <дата>). Истец в 2012 году обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1928 кв. м в аренду в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Постановлением администрации муниципального образования "<адрес>" от <дата> N истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку у истца отсутствует право на приобретение земельного участка в аренду в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, разрушенное в результате пожара здание не может быть использовано в соответствии с его назначением.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от <дата> (гражданское дело N) указанное постановление признано незаконным, на администрацию муниципального образования "<адрес>" возложена обязанность принять решение по заявлению К. о предоставлении в аренду спорного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в течение 14 дней со дня вступления в законную силу судебного акта. Решение суда являлось предметом апелляционного обжалования и вступило в законную силу <дата>.
Решение суда не было исполнено органом местного самоуправления в добровольном порядке, был выдан исполнительный лист и в рамках исполнительного производства заявление рассмотрено повторно.
В соответствии со статьей 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
<Дата> администрацией муниципального образования "<адрес>" вынесено постановление N 1551 об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Основанием отказа в предоставлении земельного участка послужило несоответствие площади земельного участка площади находящихся на нем фундамента жилого дома и объектов недвижимости.
По смыслу ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В материалах гражданского дела N имеется схема расположения земельного участка, составленная при обращении истца в орган местного самоуправления по вопросу предоставления земельного участка. В схеме указано, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной жилой застройки), на территории участка отсутствуют территории общего пользования. Согласно схеме расположения земельного участка площадь земельного участка, находящегося в фактическом пользовании истца (с учетом всех расположенных на земельном участке строений, а также системы коммуникаций), составила 1928 кв. м. Схема расположения земельного участка утверждена председателем комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования "<адрес>" и согласована с председателем комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>".
После утверждения схемы расположения земельного участка он <дата> был поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом, участку присвоен кадастровый номер N.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что площадь испрашиваемого истцом земельного участка соответствует фактическому землепользованию и не противоречит нормам земельного и градостроительного законодательства, земельный участок расположен вне территории общего пользования, обозначенной красными линиями. Доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок не соответствует фактическому землепользованию, ответчиком не представлено.
Положения ст. 36 ЗК РФ предусматривают обязанность органа местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка лицам, обратившимся по вопросу предоставления земельного участка, и направить им копию решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
С учетом приведенных норм права суд первой инстанции, проверив законность отказа в предоставлении земельного участка, обоснованно удовлетворил исковые требования и возложил на орган местного самоуправления обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку такая обязанность вытекает из ст. 36 ЗК РФ.
Судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что истцу орган местного самоуправления повторно неправомерно отказал в предоставлении земельного участка, в отношении которого у истца имеется исключительное право, предусмотренное законом, и данное право нуждается в судебной защите.
Ссылка суда первой инстанции в решении на ст. 30 ЗК РФ (вместо ст. 36 ЗК РФ) не влияет на правильность принятого решения и не может служить основанием для его отмены.
Иные доводы жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут влиять на суть принятого судом первой инстанции решения. Судом правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана объективная оценка, выводы суда подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саратова от 31 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)