Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 19.02.2014 N ВАС-17247/13 ПО ДЕЛУ N А46-1287/2011

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. N ВАС-17247/13

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей Е.Е. Борисовой, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства имущественных отношений Омской области, г. Омск от 31.10.2013 N 03-01/10843 о пересмотре в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2013, принятых по делу Арбитражного суда Омской области N А46-1287/2011, принятых по заявлению, уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "Стройкомплектация" (далее - общество "Стройкомплектация", общество) о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Омской области (далее - министерство) в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Малая Островская в Кировском административном округе города Омска, оформленного письмом от 27.01.2011 N 08/441, и о возложении на министерство обязанности в течение одного месяца с момента принятия решения суда устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения торгового комплекса и утверждении акта о выборе земельного участка согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 15.12.2010 N 1112-р.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент), общество с ограниченной ответственностью "Троя де Люкс".
Суд

установил:

решением Арбитражного суда Омской области от 21.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 решение от 21.04.2011 отменено, заявление общества "Стройкомплектация" удовлетворено в части признания незаконным оспариваемого ненормативного акта.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 31.07.2013 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора министерство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права. По мнению заявителя, испрашиваемый обществом земельный участок на основании пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации может предоставляться исключительно на торгах.
Как установлено судами, Омской области на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 14 047 кв. метров, с кадастровым номером 55:36:11 02 25:2032, категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для общественно-деловых целей под строительство торгового комплекса, местоположение которого установлено в 215 метрах юго-восточнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Кировский административный округ, ул. Малая Островская, д. 29 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.10.2009 N 071924).
Общество "Стройкомплектация" 06.10.2010 обратилось в министерство с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства торгового комплекса по указанному выше адресу.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 27 пункта 9.1 Положения о министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение в пределах своей компетенции земельными участками, находящимся в собственности Омской области, в том числе принимает решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Омской области.
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" министерство письмом от 03.11.2010 направило заявку в департамент для обеспечения выбора части земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 25:2032 площадью 13 880 кв. метров в соответствии с разрешенным назначением земельного участка для строительства общественно-торгового комплекса.
В газете "Третья столица" от 25.11.2010 N 49 (598) опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства торгового комплекса.
Распоряжением департамента от 15.12.2010 N 1112-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане квартала 55:36:11 02 25 ориентировочной площадью 6 675 кв. метров для строительства торгового комплекса, акт о выборе земельного участка направлен министерству.
Министерство 27.01.2011 сообщило обществу об отказе в размещении объекта и утверждении акта о выборе земельного участка для строительства объекта. Отказ мотивирован тем, что земельный участок площадью 14 047 кв. метров, с кадастровым номером 55:36:11 02 25:2032 сформирован, ранее предоставленное право постоянного (бессрочного) пользования БУ Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" прекращено, участок находится в казне Омской области и ни за кем не закреплен, а испрашиваемый участок площадью 6675 кв. метров полностью расположен в границах данного участка, поэтому в силу пункта 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации он подлежит предоставлению только на торгах.
Удовлетворяя требования в части признания отказа министерства незаконным, суд исходил из того, что департаментом выбран для строительства торгового центра земельный участок площадью 6675 кв. метров. При этом местоположение границ и размеры земельного участка установлены в соответствии с градостроительной документацией, красными линиями и информации о ранее предоставленных и учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участках.
Суд отклонил ссылку министерства на пункт 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку он применяется к земельным участкам, прошедшим государственный кадастровый учет, индивидуализированным и сформированным как объекты земельных отношений. В данном случае для строительства торгового центра был выбран не участок площадью 14 047 кв. метров, прошедший кадастровый учет, а участок площадью 6675 кв. метров, который не был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Установив, что порядок выбора, установленный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, департаментом был соблюден, суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и удовлетворил заявленные требования.
При этом суд также учел, что спорный земельный участок предоставлен заявителю на праве собственности в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Договор купли-продажи заключен, переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы, принятые по делу судебные акты и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

определил:

в передаче дела N А46-1287/2011 Арбитражного суда Омской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2013 отказать.

Председательствующий судья
Г.Г.ПОПОВА

Судья
Е.Е.БОРИСОВА

Судья
Г.Д.ПАУЛЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)