Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 03 июня 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 03 июня 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013 (судья Хасаншин И.А.)
по иску Закрытого акционерного общества "Бугульминский элеватор" (ОГРН 1021601763864, ИНН 1645014568), гор. Бугульма
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), гор. Казань,
при участии третьих лиц:
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ,
о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, - указав ее равной его рыночной стоимости в размере 215 324 032 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьего лица Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ - Старостина Т.Н. представитель по доверенности N 1 от 22.08.2013;
- от третьих лиц Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Закрытое акционерное общество "Бугульминский элеватор" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 215 324 032 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2013 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года суд иск удовлетворил. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 117 034 379 руб.
Заявитель - Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 04 февраля 2014 года на 09 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18 февраля 2014 года на 10 час. 20 мин.
Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района РТ заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы в РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153), проведение экспертизы просит поручить эксперту Жуковой Галине Семеновне.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 года в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А. по делу N А65-17853/2013 назначена экспертиза в РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153) и производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения.
В материалы дела 29 апреля 2014 года поступило экспертное заключение.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 03 июня 2014 года на 12 час. 40 мин.
В связи с отпуском судьи Терентьева Е.А., участвовавшего в составе суда, рассматривающего дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Романенко С.Ш., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца, ответчика и иных третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, которыми просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка указав ее равной его рыночной стоимости в размере 218 604 827 руб.
От истца, ответчика и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенный по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, что подтверждается договором аренды земельного участка N 194 от 29 августа 2008 года, актом приема-передачи земельного участка арендатору по договору, расчетами арендной платы.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м был определен в размере 1 265 руб. 17 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 304 041 858 руб. 89 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3610/МД от 17 октября 2012 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м по состоянию на 01 января 2011 года составила 215 324 032 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции была проведена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, в судебном заседании судом озвучены результаты экспертизы, согласно которой рыночная стоимость спорного земельного участка составила 117 034 379 руб., с учетом чего истцом было заявлено соответствующее уточнение.
На основании произведенной экспертизы, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, обязав внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 117 034 379 руб.
Обжалуя решение, заявитель ссылался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на то, что имеющееся в деле заключение эксперта судом первой инстанции изучено ненадлежащим образом. Кроме того, судом первой инстанции не привлечена к участию в деле в качестве третьего лица Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по собственной инициативе.
В суде апелляционной инстанции, в связи с тем, что судом первой инстанции в определении от 10 октября 2013 года проведение экспертизы было поручено эксперту Зайнуллиной А.Э., а экспертное заключение подготовлено и подписано экспертом Ошиным Е.В., по ходатайству третьего лица - Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ была назначена и проведена судебная экспертиза по определению оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, производство экспертизы было поручено экспертам Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п. 3 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Из пункта 13 Правил следует, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения кадастровой стоимости указанных земельных участков устанавливается утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, разработанными в соответствии с п. 11 и п. 13 Правил.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта N 14-14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27 по состоянию на 01 января 2010 года составила 218 604 827 руб.
При этом размер рыночной стоимости земельного участка эксперт определил путем использования сравнительного метода.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что заключение эксперта дано на основании поручения суда, с учетом ранее производимых оценок стоимости земельного участка, является полным и научно обоснованным, суд апелляционной инстанции признает указанное заключение эксперта достоверным и основывает свое решение о рыночной стоимости спорного земельного участка на выводах указанных экспертом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с вышеизложенным решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 218 604 827 руб.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2014 ПО ДЕЛУ N А65-17853/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. по делу N А65-17853/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 03 июня 2014 года
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гарифовым И.Ш., рассмотрев 03 июня 2014 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013 (судья Хасаншин И.А.)
по иску Закрытого акционерного общества "Бугульминский элеватор" (ОГРН 1021601763864, ИНН 1645014568), гор. Бугульма
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1021603478533, ИНН 1659036709), гор. Казань,
при участии третьих лиц:
- Кабинета Министров Республики Татарстан,
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
- Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ,
о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, - указав ее равной его рыночной стоимости в размере 215 324 032 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
- от третьего лица Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ - Старостина Т.Н. представитель по доверенности N 1 от 22.08.2013;
- от третьих лиц Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Истец - Закрытое акционерное общество "Бугульминский элеватор" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 215 324 032 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2013 года суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Кабинет Министров Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года суд иск удовлетворил. Обязал внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 117 034 379 руб.
Заявитель - Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку решение суда является незаконным и необоснованным.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 04 февраля 2014 года на 09 час. 20 мин.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2014 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 18 февраля 2014 года на 10 час. 20 мин.
Исполнительным комитетом Бугульминского муниципального района РТ заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы в РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153), проведение экспертизы просит поручить эксперту Жуковой Галине Семеновне.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2014 года в составе председательствующего Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А. по делу N А65-17853/2013 назначена экспертиза в РГУП "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (423450, гор. Альметьевск, ул. Советская, 153) и производство по делу приостановлено до получения экспертного заключения.
В материалы дела 29 апреля 2014 года поступило экспертное заключение.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 03 июня 2014 года на 12 час. 40 мин.
В связи с отпуском судьи Терентьева Е.А., участвовавшего в составе суда, рассматривающего дело, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена его замена на судью Романенко С.Ш., вследствие чего рассмотрение дела начато сначала.
Представитель Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца, ответчика и иных третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, которыми просит внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка указав ее равной его рыночной стоимости в размере 218 604 827 руб.
От истца, ответчика и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве аренды принадлежит земельный участок 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенный по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, что подтверждается договором аренды земельного участка N 194 от 29 августа 2008 года, актом приема-передачи земельного участка арендатору по договору, расчетами арендной платы.
На основании государственного контракта от 26 июля 2010 года N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25 августа 2011 года составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25 мая 2010 года по делу N 3-31/11, от 24 мая 2011 года по делу N 3-32/11, от 26 мая 2011 года N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2010 года N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости земельного с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м был определен в размере 1 265 руб. 17 коп. за 1 кв. м, кадастровая стоимость исчислена в сумме 304 041 858 руб. 89 коп.
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 года.
Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3610/МД от 17 октября 2012 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м по состоянию на 01 января 2011 года составила 215 324 032 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету оценщика.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции была проведена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка, в судебном заседании судом озвучены результаты экспертизы, согласно которой рыночная стоимость спорного земельного участка составила 117 034 379 руб., с учетом чего истцом было заявлено соответствующее уточнение.
На основании произведенной экспертизы, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, обязав внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 117 034 379 руб.
Обжалуя решение, заявитель ссылался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на то, что имеющееся в деле заключение эксперта судом первой инстанции изучено ненадлежащим образом. Кроме того, судом первой инстанции не привлечена к участию в деле в качестве третьего лица Палата имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по собственной инициативе.
В суде апелляционной инстанции, в связи с тем, что судом первой инстанции в определении от 10 октября 2013 года проведение экспертизы было поручено эксперту Зайнуллиной А.Э., а экспертное заключение подготовлено и подписано экспертом Ошиным Е.В., по ходатайству третьего лица - Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ была назначена и проведена судебная экспертиза по определению оценки рыночной стоимости спорных земельных участков, производство экспертизы было поручено экспертам Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации".
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года (п. 3 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206). Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Из пункта 13 Правил следует, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Порядок определения кадастровой стоимости указанных земельных участков устанавливается утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222 Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнении площади земельного участка, разработанными в соответствии с п. 11 и п. 13 Правил.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.3. Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Следовательно, рыночная стоимость земельных участков должна быть определена по состоянию на 01 января 2010 года.
Согласно заключению эксперта N 14-14 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27 по состоянию на 01 января 2010 года составила 218 604 827 руб.
При этом размер рыночной стоимости земельного участка эксперт определил путем использования сравнительного метода.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание, что заключение эксперта дано на основании поручения суда, с учетом ранее производимых оценок стоимости земельного участка, является полным и научно обоснованным, суд апелляционной инстанции признает указанное заключение эксперта достоверным и основывает свое решение о рыночной стоимости спорного земельного участка на выводах указанных экспертом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускается определение кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года.
Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако, частью 1 статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки был заключен 26 июля 2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24 декабря 2010 года, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08 апреля 2000 года, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом было заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28 июня 2011 года по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с вышеизложенным решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-17853/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить.
Внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:46:070102:27, общей площадью 240 317 кв. м, расположенного по адресу: РТ, гор. Бугульма, ул. Советская, д. 150, указав ее равной его рыночной стоимости в размере 218 604 827 руб.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
С.Ю.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)