Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
при участии:
- от дачного некоммерческого товарищества "Возрождение" - Тапехина Г.С. по доверенности от 15.03.2015 N 22, Кашараба Э.О. по доверенности от 12.01.2015 N 21, Тарасовой Г.В. по доверенности от 12.01.2015 N 17;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Возрождение"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.03.2015 по делу N А32-31747/2014, принятое судьей Назыковым А.Л.,
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Возрождение"
к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, муниципальному унитарному предприятию "Горкадастрпроект",
при участии третьих лиц: Екатеринодарской и Кубанской епархии Кубанской метрополии Русской Православной Церкви, департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о признании незаконным отказа,
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Возрождение" (далее - ДНТ "Возрождение", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальному унитарному предприятию "Горкадастрпроект" в котором просило:
- - признать незаконным отказ в передаче безвозмездно в собственность четырех земельных участков общей площадью 43,5 гектара;
- - обязать администрацию муниципального образования город Краснодар передать безвозмездно в собственность земельные участки общей площадью 43,5 гектаров для ведения дачного хозяйства, расположенные по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, Калининский сельский округ, ул. Ростовское шоссе, 10-13 км.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Екатеринодарская и Кубанская епархии Кубанской митрополии Русской Православной Церкви, а также департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ДНТ "Возрождение" пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование отказа администрации в предоставлении земельных участков. При этом ходатайство о его восстановлении заявлено не было, об уважительных причинах пропуска срока заявитель не сообщил. Суд указал, что садоводческое товарищество может претендовать на приобретение в собственность только того земельного участка, который относится к имуществу общего пользования товарищества. Приобретение в собственность товариществом (как юридическим лицом) земельных участков, не относящихся к имуществу общего пользования, законом не предусмотрено. Закон не предусматривает возможности государственной регистрации всей земли за садоводческим объединением, как юридическим лицом, с последующей передачей земельных участков в собственность членов объединения. Обязательным условием предоставления земли (из имущества общего пользования) в собственность садоводческого объединения, как юридического лица, является принятие соответствующего решения общим собранием членов садоводческого объединения. Заявитель не доказал, что испрашиваемый в собственность земельный участок относится к землям общего пользования, а также к фонду перераспределения Краснодарского края, полагая, что у ДНТ "Возрождение" право собственности возникает на всю территорию, предоставленную органом местного самоуправления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДНТ "Возрождение" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить.
В апелляционной жалобе ДНТ "Возрождение" указало на то, что у администрации города Краснодара нет оснований обуславливать предоставление заявителю земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения наличием права собственности на этот участок за субъектом Российской Федерации или за городом Краснодаром и нахождением бесхозных участков в фонде перераспределения земель Краснодарского края. Обеспечение граждан дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Суд ошибочно посчитал еще не переданные земельные участки имуществом общего пользования. Заявитель участвует в облагораживании и санитарном состоянии спорных земельных участков.
Полный текст решения изготовлен с превышением пятидневного срока, установленного АПК РФ. На момент подачи заявления и в ходе судебного разбирательства о пропущенном процессуальном сроке суд и стороны не заявляли.
В судебном заседании представители дачного некоммерческого товарищества "Возрождение" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.12.2008 создано дачное некоммерческое товарищество "Возрождение".
ДНТ "Возрождение" 03.02.2014 обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка общей площадью 43,5 гектара для организации дачного некоммерческого товарищества.
Администрацией письмом от 15.04.2014 N 35-ПП отказано ДНТ "Возрождение" в предоставлении в собственность земельных участков в связи с отсутствием земельных участков, переданных администрации муниципального образования город Краснодар из фонда перераспределения земель Краснодарского края и фонда перераспределения, состоящего из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар. В письме также указано на необходимость соблюдения очередности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении в собственность земельных участков является незаконным, ДНТ "Возрождение" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В статье 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В статье 14 Закона N 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Учитывая вышеизложенное, закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела, товарищество сформировано без участия органов местного самоуправления, объединяет на добровольной основе 270 граждан, которые зарегистрированы и поставлены на учет как нуждающиеся в получении дачных участков в различной непоследовательной очередности. При этом, создание и государственная регистрация товарищества произведены без соблюдения последовательности и порядка, которые предусмотрены нормами Закона N 66-ФЗ.
В судебном заседании представитель товарищества пояснил, что все 270 членов товарищества приняты на учет по месту регистрации, как нуждающиеся в получении дачных участков, и поставлены в очередь в различной последовательности.
Сам по себе факт регистрации дачного некоммерческого товарищества в качестве юридического лица в неустановленном Законом N 66-ФЗ порядке не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях, определенных Законом N 66-ФЗ.
Кроме того, согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 названного Кодекса в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. В свою очередь, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, администрация города Краснодара в письмах от 14.01.2014 N 29/98 и от 14.03.2014 N 2589/04 сообщала товариществу об отсутствии фонда перераспределения земельных участков, а также, что земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края по акту приема-передачи администрации муниципального образования г. Краснодар не передавались. Фонд перераспределения, состоящий из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, отсутствует.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края относимость испрашиваемого земельного участка к землям фонда перераспределения не подтвердил. В письме от 21.05.2013 N 52-1487ж/13-11.05 департамент сообщил, что на земельный участок, расположенный в районе 10-14 км. Ростовского шоссе автодороги М-4 "Дон", право собственности Краснодарского края не зарегистрировано (т. 4, л.д. 17). В письме от 22.11.2012 N 52-17850/12-31.04 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил председателю ДНТ "Возрождение" о том, что оснований для включения земельного участка в фонд перераспределения в соответствии с действующим законодательством не имеется (т. 5, л.д. 44). В отзыве департамент об отнесении спорного земельного участка к фонду перераспределения не сообщил, указал, что компетенция по распоряжению данным участком у него отсутствует.
Таким образом, заявитель не доказал отнесение спорного земельного участка к фонду перераспределения Краснодарского края.
Ссылка заявителя на судебные акты по арбитражному делу N А51-4580/2009 не может быть принята во внимание, поскольку они вынесены по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование ненормативного правового акта администрации судебной коллегией не принимается, поскольку спор рассмотрен по существу, и вывод суда первой инстанции о пропуске срока не повлиял на существо принятого решения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что из представленной в материалы дела копии письма администрации муниципального образования г. Краснодар от 15.04.2014 N 35-ЛП видно, что оно было получено ДНТ "Возрождение" 26.04.2014, о чем свидетельствует входящий номер (N 26.04.2014/04-01 от 26.04.2014) и подпись секретаря правления товарищества Тарасовой Г.В. (т. 2, л.д. 122-123). При этом заявление подано в суд 29.08.2014.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2015 по делу N А32-31747/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2015 N 15АП-7595/2015 ПО ДЕЛУ N А32-31747/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2015 г. N 15АП-7595/2015
Дело N А32-31747/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.
при участии:
- от дачного некоммерческого товарищества "Возрождение" - Тапехина Г.С. по доверенности от 15.03.2015 N 22, Кашараба Э.О. по доверенности от 12.01.2015 N 21, Тарасовой Г.В. по доверенности от 12.01.2015 N 17;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого товарищества "Возрождение"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.03.2015 по делу N А32-31747/2014, принятое судьей Назыковым А.Л.,
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Возрождение"
к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, муниципальному унитарному предприятию "Горкадастрпроект",
при участии третьих лиц: Екатеринодарской и Кубанской епархии Кубанской метрополии Русской Православной Церкви, департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о признании незаконным отказа,
установил:
дачное некоммерческое товарищество "Возрождение" (далее - ДНТ "Возрождение", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, муниципальному унитарному предприятию "Горкадастрпроект" в котором просило:
- - признать незаконным отказ в передаче безвозмездно в собственность четырех земельных участков общей площадью 43,5 гектара;
- - обязать администрацию муниципального образования город Краснодар передать безвозмездно в собственность земельные участки общей площадью 43,5 гектаров для ведения дачного хозяйства, расположенные по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, Калининский сельский округ, ул. Ростовское шоссе, 10-13 км.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Екатеринодарская и Кубанская епархии Кубанской митрополии Русской Православной Церкви, а также департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ДНТ "Возрождение" пропущен трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на обжалование отказа администрации в предоставлении земельных участков. При этом ходатайство о его восстановлении заявлено не было, об уважительных причинах пропуска срока заявитель не сообщил. Суд указал, что садоводческое товарищество может претендовать на приобретение в собственность только того земельного участка, который относится к имуществу общего пользования товарищества. Приобретение в собственность товариществом (как юридическим лицом) земельных участков, не относящихся к имуществу общего пользования, законом не предусмотрено. Закон не предусматривает возможности государственной регистрации всей земли за садоводческим объединением, как юридическим лицом, с последующей передачей земельных участков в собственность членов объединения. Обязательным условием предоставления земли (из имущества общего пользования) в собственность садоводческого объединения, как юридического лица, является принятие соответствующего решения общим собранием членов садоводческого объединения. Заявитель не доказал, что испрашиваемый в собственность земельный участок относится к землям общего пользования, а также к фонду перераспределения Краснодарского края, полагая, что у ДНТ "Возрождение" право собственности возникает на всю территорию, предоставленную органом местного самоуправления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ДНТ "Возрождение" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить.
В апелляционной жалобе ДНТ "Возрождение" указало на то, что у администрации города Краснодара нет оснований обуславливать предоставление заявителю земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения наличием права собственности на этот участок за субъектом Российской Федерации или за городом Краснодаром и нахождением бесхозных участков в фонде перераспределения земель Краснодарского края. Обеспечение граждан дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Суд ошибочно посчитал еще не переданные земельные участки имуществом общего пользования. Заявитель участвует в облагораживании и санитарном состоянии спорных земельных участков.
Полный текст решения изготовлен с превышением пятидневного срока, установленного АПК РФ. На момент подачи заявления и в ходе судебного разбирательства о пропущенном процессуальном сроке суд и стороны не заявляли.
В судебном заседании представители дачного некоммерческого товарищества "Возрождение" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.12.2008 создано дачное некоммерческое товарищество "Возрождение".
ДНТ "Возрождение" 03.02.2014 обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка общей площадью 43,5 гектара для организации дачного некоммерческого товарищества.
Администрацией письмом от 15.04.2014 N 35-ПП отказано ДНТ "Возрождение" в предоставлении в собственность земельных участков в связи с отсутствием земельных участков, переданных администрации муниципального образования город Краснодар из фонда перераспределения земель Краснодарского края и фонда перераспределения, состоящего из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар. В письме также указано на необходимость соблюдения очередности предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Полагая, что указанный отказ в предоставлении в собственность земельных участков является незаконным, ДНТ "Возрождение" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
В статье 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков, с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В статье 14 Закона N 66-ФЗ закреплен порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Учитывая вышеизложенное, закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела, товарищество сформировано без участия органов местного самоуправления, объединяет на добровольной основе 270 граждан, которые зарегистрированы и поставлены на учет как нуждающиеся в получении дачных участков в различной непоследовательной очередности. При этом, создание и государственная регистрация товарищества произведены без соблюдения последовательности и порядка, которые предусмотрены нормами Закона N 66-ФЗ.
В судебном заседании представитель товарищества пояснил, что все 270 членов товарищества приняты на учет по месту регистрации, как нуждающиеся в получении дачных участков, и поставлены в очередь в различной последовательности.
Сам по себе факт регистрации дачного некоммерческого товарищества в качестве юридического лица в неустановленном Законом N 66-ФЗ порядке не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях, определенных Законом N 66-ФЗ.
Кроме того, согласно статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются земли сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 названного Кодекса в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. В свою очередь, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, администрация города Краснодара в письмах от 14.01.2014 N 29/98 и от 14.03.2014 N 2589/04 сообщала товариществу об отсутствии фонда перераспределения земельных участков, а также, что земельные участки из фонда перераспределения земель Краснодарского края по акту приема-передачи администрации муниципального образования г. Краснодар не передавались. Фонд перераспределения, состоящий из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, отсутствует.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края относимость испрашиваемого земельного участка к землям фонда перераспределения не подтвердил. В письме от 21.05.2013 N 52-1487ж/13-11.05 департамент сообщил, что на земельный участок, расположенный в районе 10-14 км. Ростовского шоссе автодороги М-4 "Дон", право собственности Краснодарского края не зарегистрировано (т. 4, л.д. 17). В письме от 22.11.2012 N 52-17850/12-31.04 департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщил председателю ДНТ "Возрождение" о том, что оснований для включения земельного участка в фонд перераспределения в соответствии с действующим законодательством не имеется (т. 5, л.д. 44). В отзыве департамент об отнесении спорного земельного участка к фонду перераспределения не сообщил, указал, что компетенция по распоряжению данным участком у него отсутствует.
Таким образом, заявитель не доказал отнесение спорного земельного участка к фонду перераспределения Краснодарского края.
Ссылка заявителя на судебные акты по арбитражному делу N А51-4580/2009 не может быть принята во внимание, поскольку они вынесены по обстоятельствам, не тождественным установленным по настоящему делу.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о пропуске срока на обжалование ненормативного правового акта администрации судебной коллегией не принимается, поскольку спор рассмотрен по существу, и вывод суда первой инстанции о пропуске срока не повлиял на существо принятого решения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил, что из представленной в материалы дела копии письма администрации муниципального образования г. Краснодар от 15.04.2014 N 35-ЛП видно, что оно было получено ДНТ "Возрождение" 26.04.2014, о чем свидетельствует входящий номер (N 26.04.2014/04-01 от 26.04.2014) и подпись секретаря правления товарищества Тарасовой Г.В. (т. 2, л.д. 122-123). При этом заявление подано в суд 29.08.2014.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2015 по делу N А32-31747/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)