Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: директор Захарова Е.И.; представитель по доверенности от 15.05.2014 Никитина И.С., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Скрипкиной Людмилы Михайловны: лично, паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014
по делу N А32-15949/2014, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка"
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Скрипкиной Людмилы Михайловны
о признании незаконными действий
установил:
общество с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении обществу муниципальной услуги по предварительному согласованию места размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м по ул. 2-й Пятилетки, 19/2, г. Краснодара; о понуждении администрации предоставить обществу муниципальную услугу по предварительному согласованию места размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м по ул. 2-й Пятилетки, 19/2, г. Краснодара.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано отсутствием оснований считать оспариваемый отказ незаконным.
Общество с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 отменить, удовлетворить заявленные требования. В апелляционной жалобе общество ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о правомерности отказа администрации в предоставлении земельного участка, а также на несоблюдение администрацией установленной процедуры, а именно - непредставление обществу других вариантов земельного участка посредством изменения места расположения и (или) изменения площади.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Представитель общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Скрипкина Людмила Михайловна поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "2-я Пятилетка" обратилось в администрацию с заявлением от 18.04.2013 N 28258704 об утверждении материалов предварительного согласования размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м, по адресу г. Краснодар, ул. 2-я "Пятилетка, 19/2; указанный земельный участок просит предоставить в аренду.
Письмом от 06.05.2014 N 231-ж администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства объектов с предварительным согласованием места их размещения в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в производственной зоне и в зоне инженерной и транспортной инфраструктур. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается; кроме того предоставление указанных земельных участков производится путем проведения торгов.
Полагая отказ администрации незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса определены следующие этапы формирования земельного участка, а именно: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, ранее сформированным может быть земельный участок, в отношении которого выполнены все вышеуказанные действия.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, если иной порядок не установлен Земельным кодексом.
Из подпунктов 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства, процедура которого определена в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, обществу необходимо обратится в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Выбор земельного участка обеспечивается на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объект и проведения соответствующих процедур согласования.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки, утверждаются градостроительные регламенты, устанавливаются границы территориальных зон и виды разрешенного использования расположенных в их пределах земельных участков.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13 сформулировал правовой подход, согласно которому предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры.
В этом случае земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
В материалы дела представлено письмо Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, из которого следует, что испрашиваемый обществом земельный участок для размещения административно-дилерского центра по ул. 2-й Пятилетки, 19/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара расположен в производственной зоне и в зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
С учетом того, что испрашиваемый обществом конкретный участок, находится в различных территориальных зонах, заявление о предоставлении земельного участка содержит адресное указание и определяет конкретный земельный участок небольшой площади, в данном случае характерно применение предусмотренной п. 3 и п. 4 ст. 30 Земельного кодекса процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что департамент обоснованно пришел к выводу об отказе в предоставлении участка и возможности рассмотрения в отношении указанного участка вопроса о проведении торгов.
Отказ в предоставлении земельного участка обусловлен тем, что для предоставления данного земельного участка надлежащей является иная процедура предоставления земельного участка - без предварительного согласования.
Наличие в действиях администрации последовательных решений, направленных на положительное решение в вопросе предоставления земельного участка не является обоснованием неправомерности отказа в предоставлении земельного участка, в связи с чем указанный довод является несостоятельным и отклоняется.
Довод общества о необоснованном бездействии администрации по представлению иного варианта земельного участка судебной коллегией отклоняется, так как, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 926 кв. м, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме (л.д. 39)). В данном случае у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 по делу N А32-15949/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 N 15АП-19387/2014 ПО ДЕЛУ N А32-15949/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. N 15АП-19387/2014
Дело N А32-15949/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: директор Захарова Е.И.; представитель по доверенности от 15.05.2014 Никитина И.С., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от Скрипкиной Людмилы Михайловны: лично, паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014
по делу N А32-15949/2014, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка"
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Скрипкиной Людмилы Михайловны
о признании незаконными действий
установил:
общество с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении обществу муниципальной услуги по предварительному согласованию места размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м по ул. 2-й Пятилетки, 19/2, г. Краснодара; о понуждении администрации предоставить обществу муниципальную услугу по предварительному согласованию места размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м по ул. 2-й Пятилетки, 19/2, г. Краснодара.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано отсутствием оснований считать оспариваемый отказ незаконным.
Общество с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 отменить, удовлетворить заявленные требования. В апелляционной жалобе общество ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о правомерности отказа администрации в предоставлении земельного участка, а также на несоблюдение администрацией установленной процедуры, а именно - непредставление обществу других вариантов земельного участка посредством изменения места расположения и (или) изменения площади.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. Представитель общества с ограниченной ответственностью "2-я Пятилетка" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Скрипкина Людмила Михайловна поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "2-я Пятилетка" обратилось в администрацию с заявлением от 18.04.2013 N 28258704 об утверждении материалов предварительного согласования размещения административно - дилерского центра на земельном участке площадью 926 кв. м, по адресу г. Краснодар, ул. 2-я "Пятилетка, 19/2; указанный земельный участок просит предоставить в аренду.
Письмом от 06.05.2014 N 231-ж администрация отказала обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства объектов с предварительным согласованием места их размещения в связи с тем, что спорный земельный участок расположен в производственной зоне и в зоне инженерной и транспортной инфраструктур. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается; кроме того предоставление указанных земельных участков производится путем проведения торгов.
Полагая отказ администрации незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса определены следующие этапы формирования земельного участка, а именно: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Таким образом, ранее сформированным может быть земельный участок, в отношении которого выполнены все вышеуказанные действия.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса): выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса, если иной порядок не установлен Земельным кодексом.
Из подпунктов 3 и 4 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства, процедура которого определена в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, для предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, обществу необходимо обратится в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Выбор земельного участка обеспечивается на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объект и проведения соответствующих процедур согласования.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки, утверждаются градостроительные регламенты, устанавливаются границы территориальных зон и виды разрешенного использования расположенных в их пределах земельных участков.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов (части 1 и 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2013 N 1633/13 сформулировал правовой подход, согласно которому предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится, если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры.
В этом случае земельные участки подлежат предоставлению исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.
В материалы дела представлено письмо Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, из которого следует, что испрашиваемый обществом земельный участок для размещения административно-дилерского центра по ул. 2-й Пятилетки, 19/2 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара расположен в производственной зоне и в зоне инженерной и транспортной инфраструктур.
С учетом того, что испрашиваемый обществом конкретный участок, находится в различных территориальных зонах, заявление о предоставлении земельного участка содержит адресное указание и определяет конкретный земельный участок небольшой площади, в данном случае характерно применение предусмотренной п. 3 и п. 4 ст. 30 Земельного кодекса процедуры предоставления земельного участка без предварительного согласования.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что департамент обоснованно пришел к выводу об отказе в предоставлении участка и возможности рассмотрения в отношении указанного участка вопроса о проведении торгов.
Отказ в предоставлении земельного участка обусловлен тем, что для предоставления данного земельного участка надлежащей является иная процедура предоставления земельного участка - без предварительного согласования.
Наличие в действиях администрации последовательных решений, направленных на положительное решение в вопросе предоставления земельного участка не является обоснованием неправомерности отказа в предоставлении земельного участка, в связи с чем указанный довод является несостоятельным и отклоняется.
Довод общества о необоснованном бездействии администрации по представлению иного варианта земельного участка судебной коллегией отклоняется, так как, обращаясь за предоставлением земельного участка площадью 926 кв. м, общество просило предоставить ему определенный земельный участок указанного размера в указанном месте (определен адресно и на схеме (л.д. 39)). В данном случае у администрации не было возможности в рамках процедуры выбора земельного участка предлагать обществу другие варианты посредством изменения места расположения испрашиваемого земельного участка и (или) изменения площади испрашиваемого участка, в том числе ее уменьшения.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.09.2014 по делу N А32-15949/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)