Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.02.2013 N 33-278/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2013 г. N 33-278/2013


Судья Ушкова О.В.
Докладчик Маншилина Е.И.

04 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.
судей Маншилиной Е.И., Михалевой О.В.
при секретаре С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе истца Б.В. на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 07 ноября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б.В. отказать в полном объеме.
Встречные исковые требования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области удовлетворить.
Обязать Б.В. в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес> <адрес> с кадастровым номером N, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв. м - а также привести указанный земельный участок в пригодное для использования состояние, а именно освободить участок от металлического решетчатого забора; строения, установленного на бетонном фундаменте, переоборудованного из строительного вагончика и приспособленного под временное жилье, с деревянными каркасными стенами, обитыми железом, крыша железная, размером 8 м x 2,80 м; летнего душа металлического из профнастила размером 1,65 м x 1,50 м; уборной - деревянной фанерной, крыша металлическая, размером 1,10 м x 1,20 м, выгреб земляной; бака металлического для воды, размером 1,45 м x 3,00 м, демонтировать водяную скважину.
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия

установила:

Б.В. обратилась в суд с иском администрации Грязинского муниципального района Липецкой области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, изложенного в письме N от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка находящегося в государственной собственности площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, N по тем основаниям, что этим участком более 20 лет пользовались члены ее семьи и уже более 10 лет пользуется она. Участок огорожен забором, на нем расположены садовый домик, плодовые деревья. Письмом N от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным заместителем главы администрации, ей было отказано в удовлетворении ее просьбы без указания причин. Просила признать незаконным отказ администрации Грязинского муниципального района в предоставлении ей в пользование указанного земельного участка; признать земельный участок сформированным; возложить на ответчика обязанность в течение двух недель со дня вступления в законную решения суда опубликовать в периодическом печатном издании сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка с указанием его местоположения, площади, разрешенного использования, а также разместить аналогичное сообщение на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет", выполнить иные предусмотренные законом требования, связанные с предоставлением ей в аренду земельного участка по вышеназванному адресу, площадью 1500 кв. м из категории земель населенных пунктов с целевым назначением - для строительства индивидуального жилого дома.
В дальнейшем истец Б.В. увеличила исковые требования и просила признать незаконными действия заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации Грязинского муниципального района С.В. по проведению проверки использования Б.В. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, и отменить принятое по результатам этой проверки решение. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ инспектором по использованию земель С.В. в нарушение положений ст. 72 ЗК РФ осуществлены мероприятия по проведению проверки использования ею указанного земельного участка. Полагает, что С.В. не имел права осуществлять государственный земельный надзор и указывать, что в ее действиях содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен С.В.
В последующем истец Б.В. заявила дополнительные исковые требования, ссылаясь на положения ст. 234 ГК РФ, просила признать за ней право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, указав, что члены ее семьи, и она пользуется данным земельным участком с <данные изъяты> года. У нее возникло право собственности на земельный участок, поскольку она добросовестно, открыто и непрерывно владела вышеназванным земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати лет.
Представитель ответчика администрации Грязинского муниципального района Липецкой области иск не признала, указав, что нарушений прав истца действиями администрации не допущено.
Администрация Грязинского муниципального района предъявила встречный иск к Б.В. об освобождении самовольно занятого земельного участка, ссылаясь на то, что Б.В. самовольна заняла и незаконно использует в своих целях земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, с кадастровым номером N, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства. Указанный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется администрацией Грязинского муниципального района. Самовольное занятие ответчиком земельного участка нарушает право администрации на распоряжение землями в пределах предоставленных полномочий. С учетом уточнений, просила обязать Б.В. в течение месяца освободить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, с кадастровым номером N, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью N кв. м и привести его в пригодное для использования состояние, а именно освободить участок от: металлического решетчатого забора; строения установленного на бетонном фундаменте, переоборудованное из строительного вагончика и приспособленное под временное жилье, с деревянными каркасными стенами, обитыми железом, крыша железная, размером 8 м x 2,80 м; летнего душа металлического из профнастила размером 1,65 м x 1,50 м; уборной - деревянной фанерной, крыша металлическая, размером 1,10 м x 1,20 м, выгреба земляного; бака металлического для воды, размером 1,45 м x 3,00 м; демонтировать водяную скважину.
Ответчик С.В. в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец Б.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права.
Выслушав объяснения истца Б.В., ее представителя Б.А., поддержавших доводы жалобы, возражения третьих лиц Ш.М., Б.Е., законного представителя третьего лица Ш.М. - Ш.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. По смыслу указанной нормы заинтересованность лица определяется наличием у него материально-правового интереса к актам либо действиям других участников правоотношений, которые в порядке ст. 8 ГК РФ порождают или могут порождать определенные правовые последствия.
В силу ст. 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу положений п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Порядок предоставления земельных гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей не связанных со строительством определен в ст. 34 ЗК РФ.
На основании п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса (ч. 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 4).
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определены в ст. 30.1 ЗК РФ. Согласно ч. 1 - 3 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). В остальных случаях предоставление земельных участков для строительства осуществляется в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В силу ч. 3 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу положений статьи 258 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, доводы сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, правомерно отказал истцу Б.В. в удовлетворении заявленных ею требований.
Судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность, на которые не разграничена. Проанализировав нормы действующего законодательства, суд в решении правильно указал, что компетентным органом, к полномочиям которого относиться принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Грязинского муниципального района.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Б.В. обратилась к главе администрации Грязинского района с заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду земельный участок площадью 0,15 га, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, находящийся в государственной собственности с кадастровым номером N, в связи с тем, что ее семья с 1990 года постоянно пользуется указанным земельным участком (л.д. 15).
Согласно кадастровому паспорту, земельный участок по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь земельного участка составляет 1500 +/- 27 кв. м, имеет кадастровый номер N, разрешенное использование земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь и местоположение земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 19-20). Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Из ответа администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Б.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время на территории Грязинского муниципального района производится формирование земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, объектов соцкультбыта, торговли, ЖКХ, промышленное производство в соответствии с решениями Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области "О включении земельных участков сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов", разрабатываются генеральные планы, правила землепользования и застройки сельских поселений района. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства будет продолжено с учетом территориального зонирования в установленном законом порядке (л.д. 9).
Оспаривая вышеназванный ответ администрации, истец ссылалась на то, что указанным ответом ей отказано в предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, из ответа администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ, не следует, что истцу отказано в предоставлении земельного участка по каким-либо основаниям. Как верно указал суд, из данного ответа усматривается, что администрацией производится формирование земельных участков, и оно будет продолжено с учетом территориального зонирования в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права Б.В. ответом администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ никоим образом не нарушены.
Более того, из заявленных истцом требований следует, что Б.В. оспаривая ответ от ДД.ММ.ГГГГ просит возложить на ответчика обязанность опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> и выполнить иные требования, связанные с предоставлением ей в аренду земельного участка по вышеназванному адресу, площадью 1500 кв. м из категории земель населенных пунктов с целевым назначением - для строительства индивидуального жилого дома.
Из анализа положений статей 30, 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодателем установлен различный порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от целей их использования. Как отмечалось выше, порядок предоставления земельных участков в аренду для жилищного строительства определен в ст. 30.1 ЗК РФ, порядок предоставления земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 ЗК РФ.
Особенности предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства определены в Федеральном законе "О личном подсобном хозяйстве" N 112-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 3, 4 ст. 3 которого, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Между тем, как следует из материалов дела истец Б.В. в администрацию Грязинского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду с целевым использованием для строительства индивидуального жилого дома не обращалась, в то время как в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для этих целей носит заявительный характер, при этом в заявлении должно быть указано для каких целей заявитель просит предоставить земельный участок. Соответственно решений по данному вопросу ответчиком не принималось, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав истца ответчиком, поэтому оснований для признания незаконными действий администрации в этой части не имеется.
Ссылка истца о том, что ее семья с 1990 года постоянно пользуется указанным земельным участком, как на основание для предоставления вышеназванного земельного участка в аренду, обоснованно отвергнута судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом Б.В., земельный участок, в отношении которого возник спор, в установленном законом порядке Б.В. или членам ее семьи не предоставлялся. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что земельный участок находился в правомерном пользовании, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, истцом не представлено и в материалах дела не содержится, а, следовательно, данный участок был занят самовольно.
Фактическое пользование земельным участком без законных оснований, в соответствии с земельным и гражданским законодательством не порождает возникновения права пользования земельным участком. То обстоятельство, что Б.В. постоянно пользуется земельным участком, не является основанием для предоставления ей этого земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных истцом Б.В. требований, суд правомерно отказал в удовлетворении ее требований о признании незаконным отказ администрации Грязинского муниципального района в предоставлении земельного участка и возложении обязанности опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Правомерно суд отказал истцу Б.В. в удовлетворении требований о признании незаконными действий муниципального служащего администрации Грязинского муниципального района С.В. по проведению проверки использования Б.В. земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
На основании распоряжения администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ С.В. - заместитель начальника отдела земельных и имущественных отношений уполномочен на проведение муниципального земельного контроля на территории Грязинского муниципального района.
Распоряжением администрации Грязинского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении внеплановой проверки использования Б.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>/1, площадью <данные изъяты> кв. м из земель населенных пунктов, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером N, проведение которой было поручено С.В. - инспектору по использованию земель, с привлечением специалиста П.
Дав оценку представленным доказательствам, проанализировав Положение "О порядке осуществления муниципального земельного контроля в Грязинском муниципальном районе", утвержденное решением Грязинского районного совета депутатов N 422 от 21.11.2007 г., Положения об отделе земельных и имущественных отношений администрации Грязинского муниципального района, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ, должностную инструкцию заместителя начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации района С.В., акт проверки, суд пришел к правильному выводу о том, что инспектор по использованию земель С.В. действовал в пределах предоставленных ему полномочий, при этом нарушений прав истца судом не установлено.
Отказывая в заявленных требованиях Б.В., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истицей не представлено доказательств того, что оспариваемыми действиями администрации Грязинского района, должностного лица С.В. нарушены ее права.
Разрешая требования истца Б.В. о признании права собственности на земельный участок, в отношении которого возник спор, по основаниям, предусмотренным ст. 234 ГК РФ, суд исходил из того, что оснований для удовлетворения указанных требований не имеется, т.к. они не основаны на законе и материалах дела.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйное имущество.
При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 16).
Согласно части 2 статьи 214 ГК РФ, а также части 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Как уже было отмечено, право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не может быть приобретено в силу приобретательной давности. Такие участки приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Представленные сторонами в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. м, в отношении которого истцом заявлен спор, находится в государственной собственности, Б.В. пользовалась земельным участком самовольно без каких-либо правовых оснований. Отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не содержится.
В связи с чем, объяснения самой Б.В., так и показания свидетелей С.Т.А., Ш.Н.Е. о фактическом использовании Б.В. и членами ее семьи спорного земельного участка не могут служить основанием для удовлетворения ее требований Б.В., как и ее утверждения о том, что пользование земельным участком осуществлялось с устного разрешения главы администрации сельсовета.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований применения норм ст. 234 ГК РФ к рассматриваемым отношениям и об отказе в удовлетворении исковых требований Б.В.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Согласно п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии со 304 ГК Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Разрешая спор и удовлетворяя встречные исковые требования администрации Грязинского муниципального района Липецкой области об освобождении самовольно занятого участка, суд первой инстанции исходил из того, что Б.В. самовольно заняла земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, <адрес>, и продолжает пользоваться им без законных оснований. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок подлежит освобождению за счет истицы.
Указанные выводы суда в полном объеме подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися материалами дела, и которые нашли отражения в решении суда. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными.
Доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые в их обоснование ссылается Б.В., являются субъективным мнением истца, выводов суда первой инстанции не опровергают. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Дополнительной правовой аргументации доводам Б.В. апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, представленным доказательствам дана надлежащая оценка. Решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 07 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Б.В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)