Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от ООО "Сити-Лэнд": Кульпина М.В. по доверенности от 01.07.2011 сроком действия 1 год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока:
- Юртаева Т.Б. по доверенности от 29.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3606;
- от администрации г. Владивостока: Юртаева Т.Б. по доверенности от 20.12.2010 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3606,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-5337/2011, 05АП-5338/2011
на решение от 07.07.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-6718/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Сити-Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874,)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока
об оспаривании отказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств), выраженное в письме от 13.04.2011 N 875д, и об обязании Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока утвердить и выдать ООО "Сити-Лэнд" схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств) (с учетом уточнения заявителем требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 07.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Ответчики, не согласившись с принятым решением, подали апелляционные жалобы и просят судебный акт отменить. В доводах жалоб указывают на то, что основанием для оспариваемого отказа явилось то, что станция технического обслуживания, возведение которой планирует заявитель, представляет собой имущественный комплекс. На этом основании, со ссылкой на статьи 132, 131 Гражданского кодекса РФ, ответчики считают данный объект недвижимостью, соответственно в данном случае земля для расположения на ней такого объекта должна предоставляться в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ. Кроме того, ответчики не согласны с выводом суда о превышении администрацией г. Владивостока своих полномочий при даче ответа по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, считая, что орган местного самоуправления вправе изложить свою позицию по вопросу о том, возможно ли в принципе формирование земельного участка в конкретных запрошенных границах и для определенной цели, а также отказать в утверждении схемы расположения земельного участка. Считают, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку в данном случае органом местного самоуправления было рассмотрено обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, который и уполномочен принимать решение о предоставлении земли.
Представитель ответчиков в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме.
Представитель Общества на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 22.10.2010 Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении земельного участка приблизительной площадью 4700 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке, в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством: для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
24.01.2011 Департамент обратился в администрацию г. Владивостока по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, приложив к обращению копию заявления Общества, кадастровый план территории и ситуационный план.
15.02.2011 ООО "Сити-Лэнд" передало в Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока дополнительные документы, необходимые для рассмотрения заявления.
Письмом от 13.04.2011 N 875Д администрация г. Владивостока сообщила заявителю о том, что представленная схема не может быть утверждена в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен для заявленных целей лишь в порядке предоставления земельных участков для строительства, поскольку предполагаемый к размещению на нем объект представляет собой объект недвижимого имущества - имущественный комплекс.
Общество посчитало отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, и обжаловала его в арбитражном суде, заявив также требование об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок утверждения схем расположения земельных участков, пунктом 2 которой установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Как видно из материалов дела, обращаясь 22.10.2010 в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК Общество приложило к заявлению ряд документов, в которых, однако отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, имеется лишь ситуационный план (л.д. 9).
В свою очередь, Департамент письмом от 26.01.2011 направил заявление ООО "Сити-Лэнд" с приложенными к нему документами на рассмотрение главе администрации г. Владивостока с целью утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Заявлением от 15.02.2011 Общество также обратилось непосредственно в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка приложенной к данному заявлению (л.д. 13).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава г. Владивостока полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом. В силу пунктов 4.16 - 4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
Исходя из установленной пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органа местного самоуправления по утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, учитывая ее наличие в документах, представленных заявителем, у Управления имелась возможность исполнить эту обязанность. На этом основании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а, дав такой ответ, превысила свои полномочия.
Кроме того, оценивая данные обстоятельства, суд считает, что оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы заявителя, препятствуя реализации права на получение утвержденной схемы расположения земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ и дальнейшему получению земельного участка в аренду в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Изучив основания, которые были положены в основу оспариваемого отказа, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Вместе с тем, не каждый имущественный комплекс является недвижимостью. Исходя из доводов жалоб со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса РФ, ответчики полагают, что на испрашиваемом земельном участке Обществом будут возводиться капитальные строения, неразрывно связанные с землей.
Однако, как видно из заявления Общества от 22.10.2010, адресованному Департаменту, целью предоставления земельного участка является его аренда в целях технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, т.е. осуществление комплекса работ. Доказательства того, что Общество планирует возведение на спорном земельном участке объекта в капитальных конструкциях ни Управление, ни администрация г. Владивостока суду не представили. Напротив, из пояснений представителя Общества коллегией установлено, что планируемые к возведению на испрашиваемом участке конструкции будут временными, и могут быть легко демонтированы и перенесены в случае необходимости. Следовательно, порядок предоставления земельного участка Обществу регламентируется статьей 34 Земельного кодекса РФ, а не статьей 31 Кодекса, как ошибочно полагают ответчики.
Кроме того, предполагаемое размещение на испрашиваемом земельном участке комплекса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств не противоречит Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласно которым земельный участок в районе ул. Русская, 73-д, испрашиваемый ООО "Сити-Лэнд", расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности. Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, в ней допускается размещение станций технического обслуживания автомобилей, авторемонтных предприятий (основные виды разрешенного использования).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Возложение судом на Управление обязанности утвердить и выдать ООО "Сити-Лэнд" схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств) соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07 июля 2011 г. по делу N А51-6718/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2011 N 05АП-5338/2011 ПО ДЕЛУ N А51-6718/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2011 г. N 05АП-5338/2011
Дело N А51-6718/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 24 августа 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
- от ООО "Сити-Лэнд": Кульпина М.В. по доверенности от 01.07.2011 сроком действия 1 год, паспорт;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока:
- Юртаева Т.Б. по доверенности от 29.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3606;
- от администрации г. Владивостока: Юртаева Т.Б. по доверенности от 20.12.2010 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 3606,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока
апелляционные производства N 05АП-5337/2011, 05АП-5338/2011
на решение от 07.07.2011
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-6718/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Сити-Лэнд" (ИНН 2540142003, ОГРН 1082540002874,)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, администрации г. Владивостока
об оспаривании отказа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Владивостока об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств), выраженное в письме от 13.04.2011 N 875д, и об обязании Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока утвердить и выдать ООО "Сити-Лэнд" схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств) (с учетом уточнения заявителем требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 07.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
Ответчики, не согласившись с принятым решением, подали апелляционные жалобы и просят судебный акт отменить. В доводах жалоб указывают на то, что основанием для оспариваемого отказа явилось то, что станция технического обслуживания, возведение которой планирует заявитель, представляет собой имущественный комплекс. На этом основании, со ссылкой на статьи 132, 131 Гражданского кодекса РФ, ответчики считают данный объект недвижимостью, соответственно в данном случае земля для расположения на ней такого объекта должна предоставляться в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ. Кроме того, ответчики не согласны с выводом суда о превышении администрацией г. Владивостока своих полномочий при даче ответа по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, считая, что орган местного самоуправления вправе изложить свою позицию по вопросу о том, возможно ли в принципе формирование земельного участка в конкретных запрошенных границах и для определенной цели, а также отказать в утверждении схемы расположения земельного участка. Считают, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку в данном случае органом местного самоуправления было рассмотрено обращение Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, который и уполномочен принимать решение о предоставлении земли.
Представитель ответчиков в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме.
Представитель Общества на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене либо изменению не подлежит в связи со следующим.
Согласно материалам дела, 22.10.2010 Общество с ограниченной ответственностью "Сити-Лэнд" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с заявлением о предоставлении земельного участка приблизительной площадью 4700 кв. м, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке, в аренду сроком на пять лет для целей, не связанных со строительством: для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.
24.01.2011 Департамент обратился в администрацию г. Владивостока по вопросу подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, приложив к обращению копию заявления Общества, кадастровый план территории и ситуационный план.
15.02.2011 ООО "Сити-Лэнд" передало в Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока дополнительные документы, необходимые для рассмотрения заявления.
Письмом от 13.04.2011 N 875Д администрация г. Владивостока сообщила заявителю о том, что представленная схема не может быть утверждена в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен для заявленных целей лишь в порядке предоставления земельных участков для строительства, поскольку предполагаемый к размещению на нем объект представляет собой объект недвижимого имущества - имущественный комплекс.
Общество посчитало отказ Администрации в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, и обжаловала его в арбитражном суде, заявив также требование об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок утверждения схем расположения земельных участков, пунктом 2 которой установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 ЗК РФ в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после утверждения схемы его расположения на местности.
Как видно из материалов дела, обращаясь 22.10.2010 в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК Общество приложило к заявлению ряд документов, в которых, однако отсутствует схема расположения испрашиваемого земельного участка, имеется лишь ситуационный план (л.д. 9).
В свою очередь, Департамент письмом от 26.01.2011 направил заявление ООО "Сити-Лэнд" с приложенными к нему документами на рассмотрение главе администрации г. Владивостока с целью утверждения и выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Заявлением от 15.02.2011 Общество также обратилось непосредственно в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока об утверждении схемы расположения земельного участка приложенной к данному заявлению (л.д. 13).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Устава г. Владивостока полномочиями администрации г. Владивостока являются, в том числе владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, определенном решением Думы города Владивостока.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 утверждено Положение об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока.
Согласно пунктам 1.1, 1.3 этого Положения, Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока является органом администрации города Владивостока, осуществляющим управление в области градостроительства и архитектуры. Управление является юридическим лицом. В силу пунктов 4.16 - 4.18 названного Положения для реализации возложенных задач и функций Управление наделяется рядом полномочий, в том числе: обеспечение выбора земельного участка, подготовка информационного сообщения для населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, выдача акта о выборе земельного участка для строительства, а также утверждение схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, именно УГА администрации г. Владивостока уполномочено утверждать схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории.
Исходя из установленной пунктом 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ обязанности органа местного самоуправления по утверждению и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, учитывая ее наличие в документах, представленных заявителем, у Управления имелась возможность исполнить эту обязанность. На этом основании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация г. Владивостока не вправе была давать ответ по существу вопроса об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а, дав такой ответ, превысила свои полномочия.
Кроме того, оценивая данные обстоятельства, суд считает, что оспариваемый отказ нарушил права и законные интересы заявителя, препятствуя реализации права на получение утвержденной схемы расположения земельного участка в порядке статьи 34 ЗК РФ и дальнейшему получению земельного участка в аренду в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Изучив основания, которые были положены в основу оспариваемого отказа, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Вместе с тем, не каждый имущественный комплекс является недвижимостью. Исходя из доводов жалоб со ссылкой на статью 31 Земельного кодекса РФ, ответчики полагают, что на испрашиваемом земельном участке Обществом будут возводиться капитальные строения, неразрывно связанные с землей.
Однако, как видно из заявления Общества от 22.10.2010, адресованному Департаменту, целью предоставления земельного участка является его аренда в целях технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, т.е. осуществление комплекса работ. Доказательства того, что Общество планирует возведение на спорном земельном участке объекта в капитальных конструкциях ни Управление, ни администрация г. Владивостока суду не представили. Напротив, из пояснений представителя Общества коллегией установлено, что планируемые к возведению на испрашиваемом участке конструкции будут временными, и могут быть легко демонтированы и перенесены в случае необходимости. Следовательно, порядок предоставления земельного участка Обществу регламентируется статьей 34 Земельного кодекса РФ, а не статьей 31 Кодекса, как ошибочно полагают ответчики.
Кроме того, предполагаемое размещение на испрашиваемом земельном участке комплекса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств не противоречит Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, согласно которым земельный участок в районе ул. Русская, 73-д, испрашиваемый ООО "Сити-Лэнд", расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности. Градостроительными регламентами, утвержденными для данной территориальной зоны, в ней допускается размещение станций технического обслуживания автомобилей, авторемонтных предприятий (основные виды разрешенного использования).
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Возложение судом на Управление обязанности утвердить и выдать ООО "Сити-Лэнд" схему расположения земельного участка, расположенного в районе ул. Русская, 73-д в г. Владивостоке площадью 4700 кв. м на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством (для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств) соответствует принципу восстановления нарушенного права, предусмотренному пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07 июля 2011 г. по делу N А51-6718/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)