Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N А33-10172/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N А33-10172/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "08" апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ответчика (департамента градостроительства администрации города Красноярска): Копейкина Д.В., представителя по доверенности от 26.08.2013, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента градостроительства администрации города Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" декабря 2013 года по делу N А33-10172/2013, принятое судьей Баукиной Е.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" (ИНН 2464016533, ОГРН 1022402301624, далее - ООО "Фортуна Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения департамента градостроительства администрации г. Красноярска (ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476, далее - Департамент) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0500333:899, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова, для строительства автозаправочной станции, изложенного в письме от 18.03.2012 N 16/2519д; об обязании департамента градостроительства администрации г. Красноярска восстановить нарушенные права и интересы - предоставить земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0500333:899, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова, для строительства автозаправочной станции, и выдать распоряжение.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2013 заявленные требования удовлетворены, суд первой инстанции признал незаконным, противоречащим статьям 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации, решение департамента градостроительства администрации города Красноярска об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова, для строительства автозаправочной станции, изложенное в письме от 18.03.2013 N 16/2519дг. Обязал департамент градостроительства администрации города Красноярска восстановить права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс"; в течение семи дней после вступления в законную силу решения арбитражного суда подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна Плюс" распоряжение администрации города о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова, для строительства автозаправочной станции.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на следующие обстоятельства:
- испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне производственных предприятий IV - V класса вредности, испрашиваемый объект соответствует вспомогательному виду разрешенного использования,
- обществом не представлены документы, подтверждающие наличие объектов основного вида разрешенного использования или условно разрешенного, по отношению к которым ими планируется строительство,
- в оспариваемом решении Департамента речь идет о конкретном земельном участке, а не о совокупности смежных земельных участков.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание своих представителей не направило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, представило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью явки представителя общества по причине нахождения в отпуске с выездом в г. Ачинск.
Судом апелляционной инстанции в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы отклонено по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд не признает причину неявки представителей общества уважительной, поскольку юридическое лицо вправе было направить в судебное заседание другого представителя. Кроме того, общество не представило документов, подтверждающих изложенные в ходатайстве обстоятельства.
Кроме того, заявленное ходатайство не мотивировано наличием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности рассмотрения дела в отсутствие представителя общества, отложение судебного разбирательства не обосновано необходимостью совершения каких-либо процессуальных действий, имеющих значения для рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей общества.
Представитель Департамента изложил доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Распоряжением администрации города Красноярска от 29.02.2012 N 376-ж "О предварительном согласовании ООО "Фортуна Плюс" места размещения объекта" обществу предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 1440 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова; утвержден акт о выборе земельного участка от 24.02.2012. Согласно разделу II акта о выборе земельного участка от 24.02.2012 размещение испрашиваемого земельного участка соответствует вспомогательному виду разрешенного использования зоны.
Как усматривается из кадастрового дела объекта недвижимости 24:50:0500333:899 и сопроводительного письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 08.11.2013 N 1-6/19352, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500333:899 внесен в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 13.03.2012, сведения о виде разрешенного использования "место размещения автозаправочной станции" внесены в ГКН в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2012, утвержденной и.о. руководителя управления архитектуры администрации г. Красноярска В.Н. Чепижко, входящей в состав межевого плана от 05.03.2012.
ООО "Фортуна Плюс" 04.04.2012 обратилось к первому заместителю Главы города Красноярска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова для строительства автозаправочной станции сроком на 3 года, приложив к заявлению распоряжение администрации города Красноярска от 29.02.2012 N 376-ж.
Управление архитектуры администрации города Красноярска письмом от 23.04.2012 N 1001-ек проинформировало заявителя о подготовке проекта распоряжения, который направлен на согласование в структурные подразделения администрации города Красноярска.
Администрация города Красноярска 19.06.2012 приняла распоряжение N 583-арх "Об утверждении градостроительных планов земельных участков", в том числе, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899 площадью 0,1440 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова. План подготовлен заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства администрации города Красноярска от 06.06.2012.
В разделе 2.1 "Информация о разрешенном использовании земельного участка" указана территориальная зона производственных предприятий IV - V (П.3). Информация о всех, предусмотренных градостроительным регламентом, видах разрешенного использования земельного участка:
основные виды:
1) размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV - V классов вредности;
2) размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с промышленными, коммунальными и складскими объектами, расположенными в зоне производственных предприятий IV - V классов вредности, либо с обслуживанием таких объектов;
условно разрешенные виды использования:
1) размещение культовых объектов;
2) размещение объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, связанных с обслуживанием объектов IV - V классов вредности, расположенных в зоне производственных предприятий IV - V классов вредности, при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
1) размещение объектов коммунально-бытового назначения IV - V классов вредности;
2) размещение объектов торговли (кроме оптовых рынков);
3) размещение объектов транспорта IV - V классов вредности;
4) размещение предприятий по техническому обслуживанию автомобилей IV - V классов вредности;
5) размещение автозаправочных станций и др.
В разделе 2.2 указано назначение объекта капитального строительства - в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны.
ООО "Фортуна Плюс" 20.08.2012 обратилось к заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства с жалобой на бездействие управления архитектуры администрации города Красноярска, в связи с непринятием решения о предоставлении земельного участка под строительство автозаправочной станции по заявлению от 04.04.2012.
В ответ на жалобу Департамент направил обществу письмо от 29.09.2012 N 3000-ек об утрате градостроительного дела по обращению от 04.04.2012 вх. N 2605-ека и восстановлении утраченных документов.
ООО "Фортуна Плюс" 24.10.2012 повторно обратилось к заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова для строительства автозаправочной станции сроком на 3 года, приложив к заявлению, наряду с другими документами, распоряжение администрации города Красноярска от 29.02.2012 N 376-ж, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899. Заявление зарегистрировано Департаментом с входящим номером 10698-ек.
Письмом от 31.10.2012 N 3711-ек Департамент проинформировал ООО "Фортуна Плюс" о подготовке проекта распоряжения, который направлен на согласование в структурные подразделения администрации города Красноярска.
ООО "Фортуна Плюс" 26.02.2013 обратилось в Департамент с письмом о предоставлении информации об издании распоряжения по заявлению с вх. N 10698-ек от 24.120.2012.
Департамент в письме от 18.03.2013 N 16/2519дг сообщил ООО "Фортуна Плюс" о том, что испрашиваемый обществом земельный участок расположен в территориальной зоне производственных предприятий IV - V (П.3). В соответствии с регламентом, установленным для данной зоны, размещение автозаправочных станций отнесено к вспомогательным видам разрешенного использования. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных к основным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними. Размещение объектов капитального строительства вспомогательного вида разрешенного использования при отсутствии объектов капитального строительства основного вида разрешенного использования не допускается.
Не согласившись с вышеуказанным решением об отказе в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, ООО "Фортуна Плюс" 18.06.2013 обратилось в арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, обществом оспаривается отказ в предоставлении земельного участка под строительство автозаправочной станции.
Причиной отказа в предоставлении земельного участка для строительства послужило отнесение вида разрешенного использования испрашиваемой для строительства автозаправочной станции к вспомогательным видам разрешенного использования, установленным для территориальной зоны производственных предприятий IV-V (П.3), при отсутствии у общества объектов капитального строительства с основным видом разрешенного использования.
Удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемого отказа незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0500333:899, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова, для строительства автозаправочной станции, изложенный в письме от 18.03.2012 N 16/2519дв, не соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии пунктом 1 статьи 28 Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Пунктами 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р, утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, за исключением жилищного строительства.
Согласно пункту 27 Регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- - прием и регистрацию заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта и прилагаемых к нему документов;
- - проведение градостроительного анализа и подготовку возможных вариантов размещения объекта;
- - подготовку проекта акта о выборе земельного участка, а при необходимости - и его охранной или санитарно-защитной зоны либо мотивированного отказа в размещении объекта;
- - подготовку и согласование проекта распоряжения администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - прием и регистрацию заявления о предоставлении земельного участка для строительства;
- - подготовку и согласование проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства либо подготовку отказа в предоставлении земельного участка для строительства.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с частями 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты; виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся и в статье 20 Правил землепользования и застройки. Согласно этим положениям изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном частью 2 данной статьи.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен действующими нормативными актами.
Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, а при включении его (их) в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается) кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей (подпункт 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39).
Данный вывод соответствует практике применения указанных норм, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11.
Как следует из материалов дела, ООО "Фортуна Плюс" 24.10.2012 обратилось к заместителю Главы города - руководителю департамента градостроительства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова для строительства автозаправочной станции сроком на 3 года, приложив к заявлению, наряду с другими документами, распоряжение администрации города Красноярска от 29.02.2012 N 376-ж, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899.
Распоряжением администрации города Красноярска от 29.02.2012 N 376-ж "О предварительном согласовании ООО "Фортуна Плюс" места размещения объекта" обществу предварительно согласовано место размещения автозаправочной станции на земельном участке из земель населенных пунктов площадью 1440 кв. м, расположенном по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова; утвержден акт о выборе земельного участка от 24.02.2012. Согласно разделу II акта о выборе земельного участка от 24.02.2012 размещение испрашиваемого земельного участка соответствует вспомогательному виду разрешенного использования зоны.
Как усматривается из кадастрового дела объекта недвижимости 24:50:0500333:899 и сопроводительного письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю от 08.11.2013 N 1-6/19352, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500333:899 внесен в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 13.03.2012, сведения о виде разрешенного использования "место размещения автозаправочной станции" внесены в ГКН в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 17.02.2012, утвержденной и.о. руководителя управления архитектуры администрации г. Красноярска В.Н. Чепижко, входящей в состав межевого плана от 05.03.2012.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и др.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска, согласно которым, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 6 Правил землепользования и застройки города Красноярска предусмотрены требования, аналогичные вышеизложенным, о том, что вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Администрация города Красноярска 19.06.2012 приняла распоряжение N 583-арх "Об утверждении градостроительных планов земельных участков", в том числе, земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500333:899 площадью 0,1440 га, расположенного по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Говорова. План подготовлен заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства администрации города Красноярска от 06.06.2012.
В разделе 2.1 "Информация о разрешенном использовании земельного участка" указана территориальная зона производственных предприятий IV - V (П.3). Информация о всех, предусмотренных градостроительным регламентом, видах разрешенного использования земельного участка:
основные виды:
1) размещение промышленных, коммунальных и складских объектов IV - V классов вредности;
2) размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с промышленными, коммунальными и складскими объектами, расположенными в зоне производственных предприятий IV - V классов вредности, либо с обслуживанием таких объектов;
условно разрешенные виды использования:
1) размещение культовых объектов;
2) размещение объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, связанных с обслуживанием объектов IV - V классов вредности, расположенных в зоне производственных предприятий IV - V классов вредности, при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов.
Вспомогательные виды разрешенного использования:
1) размещение объектов коммунально-бытового назначения IV - V классов вредности;
2) размещение объектов торговли (кроме оптовых рынков);
3) размещение объектов транспорта IV - V классов вредности;
4) размещение предприятий по техническому обслуживанию автомобилей IV - V классов вредности;
5) размещение автозаправочных станций и др.
В разделе 2.2 указано назначение объекта капитального строительства - в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны.
Таким образом, размещение автозаправочных станций на указанном земельном участке предусмотрено только в качестве вспомогательного вида разрешенного использования.
Ссылки суда первой инстанции на то, что улица Говорова является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, относится к существующим линейным объектам, расположенным в зоне производственных предприятий IV - V классов вредности и соответствует основному виду разрешенного использования, а согласованная обществу для строительства автозаправочная станция - это объект дорожного сервиса, соответствует вспомогательному виду разрешенного использования, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, в оспариваемом решении Департамента речь идет о конкретном земельном участке, а не о совокупности смежных земельных участков.
Кроме того, указанное обстоятельство не исключает вышеизложенных выводов суда о необходимости соблюдения принципов зонирования территорий, использование земельных участков в соответствии с их назначением, что предполагает соблюдение требований градостроительного плана в отношении конкретного земельного участка и невозможность использования земельного участка в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования в качестве единственного.
То обстоятельство, что обжалуемое решение было принято Департаментом в последней административной процедуре - при подготовке и согласовании проекта распоряжения о предоставлении земельного участка для строительства либо подготовке отказа в предоставлении земельного участка для строительства, не влияет на оценку законности (незаконности) оспариваемого отказа. Предварительное согласование места размещения объекта не предполагает обязательного предоставления предварительно согласованного земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции установлены основания для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 декабря 2013 года по делу N А33-10172/2013 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины и является заявителем апелляционной жалобы, следовательно, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию с общества не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" декабря 2013 года по делу N А33-10172/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Н.А.МОРОЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)