Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Перфилова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области С.К. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 марта 2014 года, которым требования А. и С.А. о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности поставить земельные участки на государственный кадастровый учет удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
А. и С.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка; возложении обязанности поставить земельные участки на государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указали, что им принадлежит на праве общей долевой собственности (по * доли) земельный участок с кадастровым номером N <...>, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено: <...>. В результате проведения работ по межеванию было образовано несколько земельных участков. <...> года заявители обратились в отдел кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений образованных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области вынесены решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлениям от <...> года, поскольку площади земельных участков превышают <...> га, что не соответствует установленному Решением районного Совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" предельному максимальному размеру земельного участка.
В связи с тем, что срок приостановления осуществления кадастрового учета вновь образованных земельных участков истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области было отказано.
Полагали, что указанными решениями их права были нарушены, поскольку положения Решения районного Совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> в части установления максимальных размеров земельных участков не могут распространяться на земельные участки, находящиеся в собственности у граждан, и регулируют отношения по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом уточненных требований, заявители просили признать незаконными решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков и обязать осуществить государственный кадастровый учет указанных объектов недвижимости.
Заявители А. и С.А. участия в рассмотрении дела не принимали.
Представитель заявителей Т. требования поддержал.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> заявленные требования не признала, в их удовлетворении просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что образование земельных участков для индивидуального жилищного строительства площадью более <...> га не допускается, а выводы суда о применении положений, установленных в Решении районного совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> только к земельным участкам, предоставляемым для индивидуального жилищного строительства, ошибочны. В обоснование доводов жалобы приводит практику областных и районных судов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель А., С.А. - Т. полагает доводы жалобы необоснованными. Указывает, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> утвержденным решением Совета Новотроицкого сельского поселения от <...> года N <...>, установлен только предельный минимальный размер земельных участков (<...>.), при этом максимальные размеры земельных участков не регламентированы, как и нормами действующего законодательства в целом. Указывает, что Решение районного совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> в отношении установления размера земельных участков заявителей по аналогии закона применено быть не может, поскольку регламентирует отдельные самостоятельные правоотношения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> принял участие в судебном заседании. Иные лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...>, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Из материалов дела следует, что А., С.А. на основании договора купли-продажи от <...> года являются собственниками (в равных долях) земельного участка площадью <...> кв. м, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <...> (л.д. <...>).
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости <...> года с присвоением кадастрового номера N <...>, с указанием категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. <...>).
Из земельного участка заявителями было образовано <...> земельных участков, сведения о которых носят временный характер в государственном кадастре недвижимости с <...> года по <...> года. Категория земель определена как земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
<...> года А., С.А. обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с земельными участками и возможностью содержания домашнего скота и птицы согласно установленным ограничениям" в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в отношении <...> вновь образованных земельных участков.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> и <...> года приостановлено осуществление государственного учета изменений <...> из <...> земельных участков на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от <...> года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) со ссылкой на несоответствие предельных размеров образуемых земельных участков, установленных Решением Омского районного Совета Омской области от <...> N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства".
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> и <...> года заявителям отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Из системного анализа положений статьей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса) определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Таким образом, в приведенных нормах установлены основные критерии определения предельных размеров земельных участков, которыми следует руководствоваться при образовании земельных участков. При этом предельные размеры земельных участков определяются в зависимости от того, действуют ли в отношении соответствующих земельных участков градостроительные регламенты.
В первом случае, при определении размера образуемых земельных участков следует руководствоваться законодательством о градостроительной деятельности, во втором случае Земельным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу (часть 4 статьи 3).
Частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статья 30 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> утверждены решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> года N <...>
Согласно данным Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области вновь образованные земельные участки заявителей находятся в территориальной зоне с кодовым обозначением Ж-1 жилой застройки. Согласно статье 40 Правил вид разрешенного использования земельных участков - индивидуальные жилые дома с земельными участками и возможностью содержания домашнего скота и птицы согласно установленным ограничениям (л.д. <...>).
Правилами установлена (раздел 3 "Градостроительные регламенты") минимальная площадь земельных участков - <...> кв. м применительно к территориальной зоне Ж-1. Максимальный размер земельных участков Правилами не ограничен.
Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, самостоятельно устанавливает предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Каких-либо норм, предписывающих, в равной степени и допускающих, восполнение посредством применения норм предоставления земельных участков, принятых в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса, в случае отсутствия в правилах землепользования и застройки максимального значения площади земельного участка, в федеральном законодательстве не содержится.
Таким образом, применение решения Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" при принятых в установленном законом порядке правилах землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, на нормах права не основано.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, с учетом приведенного, судебной коллегией отклоняются.
Не состоятельны ссылки жалобы о том, что решение Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> является единственно действующим на территории Омского муниципального района Омской области нормативным актом, относящемся к градостроительному регламенту.
Как приводилось выше, градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, принимаемых по процедуре и порядку, установленными Градостроительным кодексом.
Указанное же решение Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> принято в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса, не является правовым актом, устанавливающим градостроительные регламенты.
При изложенных обстоятельствах у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не имелось правовых оснований первоначально принимать решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлениям А. и С.А. от <...> года с последующим вынесений решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков.
В данной связи, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о незаконности действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по отказу заявителям в осуществлении государственного учета изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков.
Ссылка представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на конкретные судебные акты беспредметна, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Нарушений материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда по настоящему делу, не установлено.
Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области С.К. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3333/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N 33-3333/2014
Председательствующий: Перфилова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Иволгиной Н.В., Илларионова А.В.,
при секретаре У.
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области С.К. на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 марта 2014 года, которым требования А. и С.А. о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области об отказе в осуществлении кадастрового учета, возложении обязанности поставить земельные участки на государственный кадастровый учет удовлетворены.
Заслушав доклад судьи областного суда Латышенко Н.Ф., судебная коллегия
установила:
А. и С.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка; возложении обязанности поставить земельные участки на государственный кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указали, что им принадлежит на праве общей долевой собственности (по * доли) земельный участок с кадастровым номером N <...>, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения - для ведения сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв. м, местоположение которого установлено: <...>. В результате проведения работ по межеванию было образовано несколько земельных участков. <...> года заявители обратились в отдел кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений образованных земельных участков в связи с изменением вида разрешенного использования. Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области вынесены решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлениям от <...> года, поскольку площади земельных участков превышают <...> га, что не соответствует установленному Решением районного Совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" предельному максимальному размеру земельного участка.
В связи с тем, что срок приостановления осуществления кадастрового учета вновь образованных земельных участков истек и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области было отказано.
Полагали, что указанными решениями их права были нарушены, поскольку положения Решения районного Совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> в части установления максимальных размеров земельных участков не могут распространяться на земельные участки, находящиеся в собственности у граждан, и регулируют отношения по предоставлению гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом уточненных требований, заявители просили признать незаконными решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков и обязать осуществить государственный кадастровый учет указанных объектов недвижимости.
Заявители А. и С.А. участия в рассмотрении дела не принимали.
Представитель заявителей Т. требования поддержал.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> заявленные требования не признала, в их удовлетворении просила отказать.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что образование земельных участков для индивидуального жилищного строительства площадью более <...> га не допускается, а выводы суда о применении положений, установленных в Решении районного совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> только к земельным участкам, предоставляемым для индивидуального жилищного строительства, ошибочны. В обоснование доводов жалобы приводит практику областных и районных судов.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель А., С.А. - Т. полагает доводы жалобы необоснованными. Указывает, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> утвержденным решением Совета Новотроицкого сельского поселения от <...> года N <...>, установлен только предельный минимальный размер земельных участков (<...>.), при этом максимальные размеры земельных участков не регламентированы, как и нормами действующего законодательства в целом. Указывает, что Решение районного совета Омского муниципального образования Омской области от <...> года N <...> в отношении установления размера земельных участков заявителей по аналогии закона применено быть не может, поскольку регламентирует отдельные самостоятельные правоотношения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. <...>).
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...> принял участие в судебном заседании. Иные лица в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК Российской Федерации, сочла возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, заслушав представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области <...>, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Из материалов дела следует, что А., С.А. на основании договора купли-продажи от <...> года являются собственниками (в равных долях) земельного участка площадью <...> кв. м, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <...> (л.д. <...>).
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости <...> года с присвоением кадастрового номера N <...>, с указанием категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для ведения сельскохозяйственного производства (л.д. <...>).
Из земельного участка заявителями было образовано <...> земельных участков, сведения о которых носят временный характер в государственном кадастре недвижимости с <...> года по <...> года. Категория земель определена как земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства.
<...> года А., С.А. обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области с заявлениями об изменении вида разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с земельными участками и возможностью содержания домашнего скота и птицы согласно установленным ограничениям" в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области в отношении <...> вновь образованных земельных участков.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> и <...> года приостановлено осуществление государственного учета изменений <...> из <...> земельных участков на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от <...> года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) со ссылкой на несоответствие предельных размеров образуемых земельных участков, установленных Решением Омского районного Совета Омской области от <...> N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства".
Решениями филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> и <...> года заявителям отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Из системного анализа положений статьей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" для выполнения задач градостроительного зонирования и принятия решений об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид обязанность по разработке правил землепользования и застройки возложена на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса) или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (часть 6 статьи 36 Градостроительного кодекса) определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Таким образом, в приведенных нормах установлены основные критерии определения предельных размеров земельных участков, которыми следует руководствоваться при образовании земельных участков. При этом предельные размеры земельных участков определяются в зависимости от того, действуют ли в отношении соответствующих земельных участков градостроительные регламенты.
В первом случае, при определении размера образуемых земельных участков следует руководствоваться законодательством о градостроительной деятельности, во втором случае Земельным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Кроме того, по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу (часть 4 статьи 3).
Частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (статья 30 Градостроительного кодекса).
В силу пункта 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса).
Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области применительно к части территории поселения - <...> утверждены решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от <...> года N <...>
Согласно данным Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области вновь образованные земельные участки заявителей находятся в территориальной зоне с кодовым обозначением Ж-1 жилой застройки. Согласно статье 40 Правил вид разрешенного использования земельных участков - индивидуальные жилые дома с земельными участками и возможностью содержания домашнего скота и птицы согласно установленным ограничениям (л.д. <...>).
Правилами установлена (раздел 3 "Градостроительные регламенты") минимальная площадь земельных участков - <...> кв. м применительно к территориальной зоне Ж-1. Максимальный размер земельных участков Правилами не ограничен.
Из содержания пункта 9 статьи 1, пункта 2 части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, самостоятельно устанавливает предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Каких-либо норм, предписывающих, в равной степени и допускающих, восполнение посредством применения норм предоставления земельных участков, принятых в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса, в случае отсутствия в правилах землепользования и застройки максимального значения площади земельного участка, в федеральном законодательстве не содержится.
Таким образом, применение решения Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> "Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства" при принятых в установленном законом порядке правилах землепользования и застройки, содержащих градостроительные регламенты, на нормах права не основано.
Доводы апелляционной жалобы об обратном, с учетом приведенного, судебной коллегией отклоняются.
Не состоятельны ссылки жалобы о том, что решение Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> является единственно действующим на территории Омского муниципального района Омской области нормативным актом, относящемся к градостроительному регламенту.
Как приводилось выше, градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, принимаемых по процедуре и порядку, установленными Градостроительным кодексом.
Указанное же решение Омского районного Совета Омской области от <...> года N <...> принято в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса, не является правовым актом, устанавливающим градостроительные регламенты.
При изложенных обстоятельствах у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области не имелось правовых оснований первоначально принимать решения о приостановлении осуществления кадастрового учета по заявлениям А. и С.А. от <...> года с последующим вынесений решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельных участков.
В данной связи, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о незаконности действий филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области по отказу заявителям в осуществлении государственного учета изменений объектов недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков.
Ссылка представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области на конкретные судебные акты беспредметна, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимися тождественными настоящему спору.
Нарушений материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда по настоящему делу, не установлено.
Судом по делу постановлено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 07 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Омской области С.К. оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)