Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Диас" (ИНН 2635800483, ОГРН 1102651001089), лица, осуществляющего публичные полномочия, - администрации города Невинномысска (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диас" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Годило Н.Н.) по делу N А63-1825/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диас" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Невинномысска (далее - администрация) о признании незаконными выраженных в письмах от 05.02.2013 N 427-02, N 428-02, N 429-02 решений об отказе в предоставлении обществу в аренду в целях размещения технологического оборудования связи земельных участков площадью 243 кв. м с кадастровым номером 26:16:050102:59, расположенного по адресу: г. Невинномысск, в районе ГСК "Ручей", ул. Шевченко, площадью 148 кв. м с кадастровым номером 26:16:030404:14, расположенного по адресу: г. Невинномысск, пересечение улиц Комарова и Пограничной, и площадью 300 кв. м с кадастровым номером 26:16:071002:2, расположенного по адресу: г. Невинномысск, 103 микрорайон, в районе объездной дороги (далее - земельные участки), о понуждении администрации к принятию соответствующих решений (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены по мотиву необходимости завершения начатой процедуры предоставления земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов и отсутствия таковой в проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Снятие земельных участков с государственного кадастрового учета признано обстоятельством, не препятствующим принятию решения о предоставлении их в аренду.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционный суд счел, что существовавший в момент утверждения актов выбора и согласования мест размещения объектов особый правовой режим использования земельных участков исключал возможность их использования для размещения технологического оборудования связи, несоответствие предполагаемого вида использования земельных участков разрешенным видам использования, установленным для данной территориальной зоны, препятствовало администрации в принятии решения о предоставлении земельных участков обществу в аренду. Признанием незаконным решения администрации об отказе в предоставлении обществу земельных участков, мотивированного необходимостью проведения торгов, по мнению апелляционного суда, не могут быть восстановлены нарушенные права общества, соответствующее судебное решение не изменит установленный правовой режим земельного участка, не предусматривающий возможность осуществления на нем какого-либо строительства.
Общество обжаловало судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса. Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что обществом в полной мере реализованы обязанности лица, заинтересованного в приобретении земельных участков в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов, возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства действующим законодательством не предусмотрена, цель предоставления земельных участков не противоречит общим видам разрешенного использования, установленным градостроительной документацией, на момент утверждения актов выбора и согласования мест размещения объектов земельные участки не располагались в зоне жилой застройки, включение земельных участков в названную зону осуществлено в момент утверждения и вступления в силу генерального плана.
В отзывах на кассационную жалобу комитет и администрация, считая обжалуемый судебный акт законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество в 2010 году обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 30.06.2011 N 2044, N 2047, N 2048 обществу согласовано место размещения объектов и утверждены акты выбора земельных участков.
Обществом обеспечены подготовка и согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждение градостроительных заключений по строительству сооружения для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 01.08.2011 N 2501, от 30.08.2011 N 2938, от 02.11.2011 N 3758 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В выпуске газеты "Невинномысский рабочий" от 01.10.2011 N 72 (13834) опубликовано распоряжение главы города Невинномысска от 28.09.2011 N 106-Р об организации публичных слушаний по вопросам выбора и обследования земельных участков для строительства с целью информирования населения через средства массовой информации. По результатам публичных слушаний главе города Невинномысска рекомендовано принять решение об установлении для земельных участков заявленного вида использования - для размещения технологического оборудования связи, что подтверждено протоколом публичных слушаний от 17.10.2011.
Государственный кадастровый учет земельных участков с разрешенным использованием - для размещения технологического оборудования связи осуществлен 11.03.2012 и 15.03.2012.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 15.01.2013 о предоставлении земельных участков в аренду. Письмами от 05.02.2013 N 429-02, N 428-02, N 427-02 администрация известила общество о принятых решениях об отказе в предоставлении земельных участков в аренду в целях размещения технологического оборудования связи, мотивированных возможностью заключения договоров аренды только по результатам торгов.
Считая названные решения органа местного самоуправления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и (или) незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Как следует из статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу.
Орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах, исполнением органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства обеспечивается реализация гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса).
С учетом указанных в части 8 рассматриваемой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не установили обстоятельства, связанные с завершением процедуры предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков, не выяснили содержание принятого главой местной администрации решения по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с учетом выработанных по результатам публичных слушаний рекомендаций. В судебных актах также не отражено, исполнена ли органом местного самоуправления обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и, в этой связи, обеспечены ли реализация гражданами принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан, поступили ли от населения возражения против размещения на земельных участках технологического оборудования, поданы ли иными лицами документы на получение тех же участков под застройку объектами аналогичного или иного назначения. Судами также не дана оценка имеющимся в деле заключениям территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Невинномысске о соответствии земельных участков санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Без установления названных обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств выводы судов о наличии возможности (отсутствии таковой) предоставления обществу земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Кодекса для суда, вновь рассматривающего дело, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии с нормами Кодекса между сторонами бремя доказывания, устранить вышеназванные недостатки и противоречия, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А63-1825/2013 отменить.
Дело N А63-1825/2013 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N А63-1825/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N А63-1825/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Диас" (ИНН 2635800483, ОГРН 1102651001089), лица, осуществляющего публичные полномочия, - администрации города Невинномысска (ИНН 2631003110, ОГРН 1022603624845), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диас" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Годило Н.Н.) по делу N А63-1825/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Диас" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Невинномысска (далее - администрация) о признании незаконными выраженных в письмах от 05.02.2013 N 427-02, N 428-02, N 429-02 решений об отказе в предоставлении обществу в аренду в целях размещения технологического оборудования связи земельных участков площадью 243 кв. м с кадастровым номером 26:16:050102:59, расположенного по адресу: г. Невинномысск, в районе ГСК "Ручей", ул. Шевченко, площадью 148 кв. м с кадастровым номером 26:16:030404:14, расположенного по адресу: г. Невинномысск, пересечение улиц Комарова и Пограничной, и площадью 300 кв. м с кадастровым номером 26:16:071002:2, расположенного по адресу: г. Невинномысск, 103 микрорайон, в районе объездной дороги (далее - земельные участки), о понуждении администрации к принятию соответствующих решений (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены по мотиву необходимости завершения начатой процедуры предоставления земельных участков в аренду с предварительным согласованием места размещения объектов и отсутствия таковой в проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Снятие земельных участков с государственного кадастрового учета признано обстоятельством, не препятствующим принятию решения о предоставлении их в аренду.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Апелляционный суд счел, что существовавший в момент утверждения актов выбора и согласования мест размещения объектов особый правовой режим использования земельных участков исключал возможность их использования для размещения технологического оборудования связи, несоответствие предполагаемого вида использования земельных участков разрешенным видам использования, установленным для данной территориальной зоны, препятствовало администрации в принятии решения о предоставлении земельных участков обществу в аренду. Признанием незаконным решения администрации об отказе в предоставлении обществу земельных участков, мотивированного необходимостью проведения торгов, по мнению апелляционного суда, не могут быть восстановлены нарушенные права общества, соответствующее судебное решение не изменит установленный правовой режим земельного участка, не предусматривающий возможность осуществления на нем какого-либо строительства.
Общество обжаловало судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса. Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что обществом в полной мере реализованы обязанности лица, заинтересованного в приобретении земельных участков в аренду с предварительным согласованием мест размещения объектов, возможность принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для строительства действующим законодательством не предусмотрена, цель предоставления земельных участков не противоречит общим видам разрешенного использования, установленным градостроительной документацией, на момент утверждения актов выбора и согласования мест размещения объектов земельные участки не располагались в зоне жилой застройки, включение земельных участков в названную зону осуществлено в момент утверждения и вступления в силу генерального плана.
В отзывах на кассационную жалобу комитет и администрация, считая обжалуемый судебный акт законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество в 2010 году обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 30.06.2011 N 2044, N 2047, N 2048 обществу согласовано место размещения объектов и утверждены акты выбора земельных участков.
Обществом обеспечены подготовка и согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утверждение градостроительных заключений по строительству сооружения для размещения технологического оборудования связи.
Постановлениями администрации от 01.08.2011 N 2501, от 30.08.2011 N 2938, от 02.11.2011 N 3758 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В выпуске газеты "Невинномысский рабочий" от 01.10.2011 N 72 (13834) опубликовано распоряжение главы города Невинномысска от 28.09.2011 N 106-Р об организации публичных слушаний по вопросам выбора и обследования земельных участков для строительства с целью информирования населения через средства массовой информации. По результатам публичных слушаний главе города Невинномысска рекомендовано принять решение об установлении для земельных участков заявленного вида использования - для размещения технологического оборудования связи, что подтверждено протоколом публичных слушаний от 17.10.2011.
Государственный кадастровый учет земельных участков с разрешенным использованием - для размещения технологического оборудования связи осуществлен 11.03.2012 и 15.03.2012.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 15.01.2013 о предоставлении земельных участков в аренду. Письмами от 05.02.2013 N 429-02, N 428-02, N 427-02 администрация известила общество о принятых решениях об отказе в предоставлении земельных участков в аренду в целях размещения технологического оборудования связи, мотивированных возможностью заключения договоров аренды только по результатам торгов.
Считая названные решения органа местного самоуправления незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и (или) незаконными решений и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Как следует из статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу.
Орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, обеспечение выбора земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах, исполнением органом местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства обеспечивается реализация гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлено, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (часть 4 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса).
С учетом указанных в части 8 рассматриваемой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не установили обстоятельства, связанные с завершением процедуры предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования земельных участков, не выяснили содержание принятого главой местной администрации решения по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с учетом выработанных по результатам публичных слушаний рекомендаций. В судебных актах также не отражено, исполнена ли органом местного самоуправления обязанность по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и, в этой связи, обеспечены ли реализация гражданами принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан, поступили ли от населения возражения против размещения на земельных участках технологического оборудования, поданы ли иными лицами документы на получение тех же участков под застройку объектами аналогичного или иного назначения. Судами также не дана оценка имеющимся в деле заключениям территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в городе Невинномысске о соответствии земельных участков санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Без установления названных обстоятельств и оценки имеющихся в деле доказательств выводы судов о наличии возможности (отсутствии таковой) предоставления обществу земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов не могут быть признаны соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемом решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств (часть 2 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении дела суду следует, руководствуясь данными в постановлении указаниями суда кассационной инстанции, обязательными в силу части 2 статьи 289 Кодекса для суда, вновь рассматривающего дело, используя процессуальные полномочия и распределив в соответствии с нормами Кодекса между сторонами бремя доказывания, устранить вышеназванные недостатки и противоречия, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу N А63-1825/2013 отменить.
Дело N А63-1825/2013 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)