Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рубан О.Н.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.
Судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений на решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 января 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, изложенный в письме от 18.11.2013 г. N <...>
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Ш. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, изложенного в письме от 18.11.2013 г. N <...>, возложении обязанности выдать акт о выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, площадью 10657.5 кв. м (л.д. 3-6).
В обоснование заявленных требований Ш. указала, что 28.10.2013 г. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада по ул. <...>. Департамент отказал заявителю письмом от 18.11.2013 г. N <...> указывая, что в представленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, расчетное обоснование в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин. Указанный отказ заявитель считает незаконным, так как ст. 31 Земельного кодекса РФ, Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. N 315, Регламентом взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 г., N 857, не предусмотрено истребование у заявителя расчетного обоснования в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин. При обращении с заявлением в Департамент ею представлены координаты предполагаемого места размещения детского сада, назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка. Оснований для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка не имелось.
Судом постановлено вышеприведенное решение об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что общественное значение для городского округа того или иного объекта определяется с учетом действующих Правил землепользования и застройки, а также местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с которыми устанавливаются расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах городского округа. Для определения значимое - и предполагаемого строительства объекта необходимо определить расчетные показателе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности с учетом показателей, установленных вышеуказанным постановлением. Поскольку заявителем данные показателе не определены, социальную значимость объекта не доказана, решение суда подлежим отмене.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде; решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены га права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или: муниципальному служащему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или" орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом первой инстанции установлено, что 28.10.2013 года Ш. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада, указав предполагаемое место размещения объекта: <...>, согласно приложенным координатам, примерный размер земельного участка - 10657, 5 кв. м, испрашиваемое право на земельный участок - аренда (л.д. 7, 9) К заявлению приложен план земельного участка с указанием поворотных точек и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 18.11.2013 г. N <...> Департамент отказал Ш. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада по ул. <...>. В отказе Департамент указал, что в предоставленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, расчетное обоснование в потребности строительства детского в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ Департамента в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта не может быть признан законным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.
Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Положения п. 1 ст. 31 ЗК РФ содержат исчерпывающий перечень информации, подлежащий предоставлению с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства - это назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление сведений о строительном объеме объекта, планируемого возведению, расчетного обоснования в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин в силу закона обязательным не является, в связи с чем отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. Карбышева г. Перми по основанию не предоставления данной информации, изложенный в письме от 18.11.2013 г. законным не является.
Оценивая законность постановленного решения суда судебная коллегия также находит правильными выводы суда первой инстанции и о том, что в силу положений ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Изложенное означает, что отказ в осуществлении процедуры выбора земельного участка законом не предусмотрена, варианты размещения объекта на испрашиваемом участке не рассматривались, что не может также не затрагивать законных интересов заявителя. Поскольку процедура обращения с заявлением о выборе земельного участке заявителем соблюдена, все необходимые документы к заявлению приложены, учитывая, что обеспечение выбора земельного участка является предусмотренной законом обязанностью органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил обязанность на Департамент земельных отношений по повторному рассмотрению заявления Ш.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления Департаменту земельных отношений расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах города Перми, о не подтверждении заявителе социальной значимости объекта на законе не основаны и не могут служить основанием отмене решения суда.
Решение принято при правильном применении норм материального процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствую предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 января 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3419
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N 33-3419
Судья Рубан О.Н.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.
Судей Горбуновой О.А., Степанова П.В.
при секретаре С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений на решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 января 2014 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, изложенный в письме от 18.11.2013 г. N <...>
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Ш. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Ш. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, изложенного в письме от 18.11.2013 г. N <...>, возложении обязанности выдать акт о выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. <...>, площадью 10657.5 кв. м (л.д. 3-6).
В обоснование заявленных требований Ш. указала, что 28.10.2013 г. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада по ул. <...>. Департамент отказал заявителю письмом от 18.11.2013 г. N <...> указывая, что в представленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, расчетное обоснование в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин. Указанный отказ заявитель считает незаконным, так как ст. 31 Земельного кодекса РФ, Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. N 315, Регламентом взаимодействия Департамента с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденным Постановлением администрации г. Перми от 12.11.2009 г., N 857, не предусмотрено истребование у заявителя расчетного обоснования в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин. При обращении с заявлением в Департамент ею представлены координаты предполагаемого места размещения детского сада, назначение объекта, обоснование примерного размера земельного участка. Оснований для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка не имелось.
Судом постановлено вышеприведенное решение об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений указывая, что общественное значение для городского округа того или иного объекта определяется с учетом действующих Правил землепользования и застройки, а также местных нормативов градостроительного проектирования, в соответствии с которыми устанавливаются расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах городского округа. Для определения значимое - и предполагаемого строительства объекта необходимо определить расчетные показателе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности с учетом показателей, установленных вышеуказанным постановлением. Поскольку заявителем данные показателе не определены, социальную значимость объекта не доказана, решение суда подлежим отмене.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде; решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены га права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или: муниципальному служащему.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, первым этапом которого является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или" орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Судом первой инстанции установлено, что 28.10.2013 года Ш. обратилась в Департамент земельных отношений с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада, указав предполагаемое место размещения объекта: <...>, согласно приложенным координатам, примерный размер земельного участка - 10657, 5 кв. м, испрашиваемое право на земельный участок - аренда (л.д. 7, 9) К заявлению приложен план земельного участка с указанием поворотных точек и обоснование примерного размера испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 18.11.2013 г. N <...> Департамент отказал Ш. в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - детского сада по ул. <...>. В отказе Департамент указал, что в предоставленных документах не указаны характеристики, строительный объем объекта, который планируется возвести на испрашиваемом земельном участке, расчетное обоснование в потребности строительства детского в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отказ Департамента в выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта не может быть признан законным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.
Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Положения п. 1 ст. 31 ЗК РФ содержат исчерпывающий перечень информации, подлежащий предоставлению с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства - это назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Предоставление сведений о строительном объеме объекта, планируемого возведению, расчетного обоснования в потребности строительства детского сада в соответствии с требованиями местных нормативов градостроительного проектирования города Перми СП, СНиП, СанПин в силу закона обязательным не является, в связи с чем отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми в выборе земельного участка для строительства детского сада по ул. Карбышева г. Перми по основанию не предоставления данной информации, изложенный в письме от 18.11.2013 г. законным не является.
Оценивая законность постановленного решения суда судебная коллегия также находит правильными выводы суда первой инстанции и о том, что в силу положений ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта. Изложенное означает, что отказ в осуществлении процедуры выбора земельного участка законом не предусмотрена, варианты размещения объекта на испрашиваемом участке не рассматривались, что не может также не затрагивать законных интересов заявителя. Поскольку процедура обращения с заявлением о выборе земельного участке заявителем соблюдена, все необходимые документы к заявлению приложены, учитывая, что обеспечение выбора земельного участка является предусмотренной законом обязанностью органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил обязанность на Департамент земельных отношений по повторному рассмотрению заявления Ш.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления Департаменту земельных отношений расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека в пределах города Перми, о не подтверждении заявителе социальной значимости объекта на законе не основаны и не могут служить основанием отмене решения суда.
Решение принято при правильном применении норм материального процессуального права, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствую предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 30 января 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)