Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что по результатам проверки было выявлено, что на основании заявления постановлением земельному участку был изменен вид разрешенного использования. Вместе с тем участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, земельный участок расположен на территории зоны охраны памятника археологии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Соболева О.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шинкаревой Л.Н.,
судей Рыбачук Е.Ю., Першиной С.В.,
при секретаре *,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года гражданское дело по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе муниципального образования сельское поселение Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав, по апелляционным жалобам *, *, *, *, *, *, ООО ТД "Интеграция", * на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Рыбачук Е.Ю.,
объяснения помощника прокурора Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> - *, *, *, *, *, *, представителя ООО "Земельный актив" - *, представителя Министерства культуры РФ - *,
установила:
Сергиево-Посадский городской прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе муниципального образования сельское поселение Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным постановления Главы, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав.
Требования мотивированы тем, что Сергиево-Посадской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдения земельного законодательства при изменении администрацией сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> (далее - поселение) вида разрешенного использования земельных участков, входящих в зоны охраны памятника истории и культуры - Древнего <данные изъяты>. По результатам проверки было выявлено, что на основании заявления * постановлением Главы поселения от <данные изъяты> <данные изъяты> земельному участку с кадастровым номером 50:05:0060418:11 по адресу: <данные изъяты>, в районе д. Рязанцы был изменен вид разрешенного использования с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем". Вместе с тем, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, принципом использования которых является сохранение целевого характера. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0060418:11 расположен на территории зон охраны памятника археологии - Древнего <данные изъяты>, использование земель в пределах которых ограничено Решением исполкома Мособлсовета от <данные изъяты> N 826/20. В частности, в зонах охраны не допускается какое-либо строительство, а земельные работы допускаются лишь в той мере, в какой это необходимо для сохранения памятника и его территории. В дальнейшем участок с кадастровым номером 50:05:0060418:11 был разделен на 113 самостоятельных земельных участка, собственниками которых являются как юридические, так и физические лица. Прокурор просил признать незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> N 545, а также изменить сведения о виде разрешенного использования преобразованного и ныне существующих земельных участков с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" в ЕГРП и ГКН.
Представитель Министерства Культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, был извещен судом о времени и месте заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика - Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> по доверенности * в заседании иск не признала.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований - Управления Росреестра по <данные изъяты>, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерства культуры МО, ООО "Торговый Дом "Интеграция", а также третьи лица: *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, Пр. * по доверенности *, *, *, *, *, *, *, *, Пр. * по доверенности *, *, Ю., *, * в заседание не явились.
Решением суда исковые требования были удовлетворены частично. Признано частично незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на вид для "дачного строительства с правом для возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем". В части признания незаконным постановления Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно уточнения адреса земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 иск оставлен без удовлетворения. Изменены записи о виде разрешенного использования земельных участков в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Не согласившись с вынесенным решением, *, *, *, *, *, ООО ТД "Интеграция", * были поданы апелляционные жалобы, в которой они просят отменить указанное решение и вынести новое.
* была подана апелляционная жалоба как от третьего лица, не привлеченного к участию в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (ст. 155 ГПК Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 1 ст. 116 ГПК Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что в судебное заседание назначено на <данные изъяты>, стороны по делу извещались простыми уведомлениями по почте. Однако в материалах дела отсутствует сведения об извещении *, *, *, *, * о времени и месте рассмотрения иска.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами жалоб представителя вышеуказанных лиц - * о том, что они не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и тем самым были лишены возможности принять участие в судебном заседании.
Кроме того, постановленным по делу решением разрешен вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:60, собственником которого является *, однако она к участию в деле не была привлечена.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
При таком положении решение суда, постановленное в отсутствие указанных выше лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания, а также не привлечение третьего лица, чьи права затронуты, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене на основании п. 2 и 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В связи с изложенным, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела по правилам суда первой инстанции области - * и представитель Министерства культуры РФ - *, поддержали требования, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель третьих лиц - *, *, *, *, *, * - *, а также *, *, *, *, представитель ООО "Земельный актив" - *** просили в удовлетворении иска отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик и иные третьи лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Поскольку они не просили об отложении дела, а также не представили никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла неявку без уважительных причин и пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела согласно сведениям ЕГРП спорные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем. Вид разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 был изменен оспариваемым постановлением Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> N 545.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка, имеющего категорию "сельскохозяйственное назначение". При этом, категория земель не изменялась.
ЗК РФ и <данные изъяты> <данные изъяты> "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>" не содержит запрета на осуществление дачного строительства на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением особо ценных сельхозугодий.
Использование земельных участков категории сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства действующим законодательством не запрещено (п. 7 ст. 27, ст. 81 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются земельные участки под садоводство, огородничество и дачное строительство.
Из материалов дела усматривается, что зонирование территорий в поселении на момент издания оспариваемого постановления не было произведено, документы территориального планирования Сергиево-Посадского муниципального района и входящих в него поселении, а также правила землепользования и застройки поселений отсутствовали.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позднее чем до <данные изъяты>, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям муниципальных образований. Ответчиком не доказано, что до принятия постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> Главой Лозовского поселения изучался вопрос о возможном отнесении земель в пределах участка к особо ценным сельхозугодиям. До исключения такого отнесения издание постановления преждевременно.
В обоснование довода о незаконности изданного постановления прокурор указывает, что спорные участки расположены в пределах зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, а именно, в зоне охраняемого природного ландшафта.
Подтверждая данный довод, прокурор ссылается на Проект зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, утвержденный Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20, а также на заключение специалиста, представленного в заседание и не оспоренного иными участниками дела.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно ст. 5 Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в установленном порядке. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третьими лицами был подвергнут сомнению факт наличия самого по себе объекта культурного наследия - Древний <данные изъяты> по мотиву отсутствия сведений о нем в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отсутствия какого-либо решения о признании объекта памятником.
Данный довод ответчика судебная коллегия находит несостоятельным и не основанным на законе по следующим мотивам.
В силу ст. 6, 33 - 39 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом. К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В Законе РСФСР от <данные изъяты> "Об охране и использовании памятников истории и культуры", действовавшем на момент принятия Решения Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> об утверждении Проект зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, содержались аналогичные нормы об установлении охранных зон. В силу статьи 34 данного Закона зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливались Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Принимая во внимание, что объекты археологического наследия, в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ, считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения и до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране, невнесение части выявленных памятников в списки и реестр объектов культурного наследия само по себе не может отменить историко-культурную ценность этого объекта.
Судебной коллегией также принимается во внимание и то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего дела распоряжением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 426-р Древний Радонеж отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с установлением вида - достопримечательное место и поручением Министерству культуры РФ осуществить включение объекта в единый государственный реестр.
Также судебная коллегия учитывает, что ранее судебными органами, включая высшие, рассматривался вопрос законности Решения Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20, которым был утвержден Проект зон охраны. Решением Московского областного суда от <данные изъяты>, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 4-АПГ14-3, оспариваемый акт был признан законным.
В подтверждение довода о том, что спорные участки расположены в пределах зон охраны Древнего <данные изъяты> прокурором в дело представлена выкопировка из Проекта зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты> с отображением на нем специалистами в области землеустройства и картографии кадастровых границ земельного участка 50:05:0060418:11, а также заключение специалиста - кадастрового инженера о взаимном расположении земель.
Данное доказательство стороной ответчика не опровергнуто. Ходатайств о назначении по делу землеустроительной экспертизы от Главы поселения и третьих лиц не поступало, хотя такое право судебной коллегией разъяснялось. Из выкопировки и заключения следует, что участок расположен в пределах зоны охраняемого природного ландшафта. Согласно Проекту в указанной зоне какое-либо строительство не допускается. Таким образом, изменение разрешенного вида спорного участка "под дачное строительство с правом возведения жилого дома и проживания в нем" противоречит нормам законодательства, устанавливающего цели и особый режим использования земель в охранной зоне Древнего <данные изъяты>.
Оспариваемым постановлением Главы Лозовского поселения помимо изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, ему уточнен адрес. В указанной части постановление прокурором не оспаривается. При установленных судом обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм законодательства, требования о признании незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> подлежат удовлетворению частично относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем".
В силу ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 18 того же Федерального закона, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости. Ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, удовлетворяя основные требования прокурора, суд находит необходимым изменить записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, а также образованных в результате его раздела участков с кадастровыми номерами 50:05:0060418:20, 50:05:0060418:21, 50:05:0060418:22, 50:05:0060418:23, 50:05:0060418:24, 50:05:0060418:34, 50:05:0060418:38, 50:05:0060418:39, 50:05:0060418:40, 50:05:0060418:43, 50:05:0060418:44, 50:05:0060418:56, 50:05:0060418:57, 50:05:0060418:59, 50:05:0060418:60, 50:05:0060418:61, 50:05:0060418:66, 50:05:0060418:70, 50:05:0060418:71, 50:05:0060418:72, 50:05:0060418:79, 50:05:0060418:102, 50:05:0060418:106, 50:05:0060418:107, 50:05:0060418:108, 50:05:0060418:109, 50:05:0060418:119, 50:05:0060418:121, 50:05:0060418:129, 50:05:0060418:130, 50:05:0060418:25, 50:05:0060418:26, 50:05:0060418:27, 50:05:0060418:28, 50:05:0060418:29, 50:05:0060418:30, 50:05:0060418:31, 50:05:0060418:32, 50:05:0060418:33, 50:05:0060418:35, 50:05:0060418:36, 50:05:0060418:37, 50:05:0060418:41, 50:05:0060418:42, 50:05:0060418:45, 50:05:0060418:46, 50:05:0060418:47, 50:05:0060418:48, 50:05:0060418:49, 50:05:0060418:50, 50:05:0060418:51, 50:05:0060418:52, 50:05:0060418:53, 50:05:0060418:54, 50:05:0060418:55, 50:05:0060418:58, 50:05:0060418:62, 50:05:0060418:63, 50:05:0060418:64, 50:05:0060418:65, 50:05:0060418:67, 50:05:0060418:68, 50:05:0060418:69, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:74, 50:05:0060418:75, 50:05:0060418:76, 50:05:0060418:77, 50:05:0060418:80, 50:05:0060418:81, 50:05:0060418:82, 50:05:0060418:83, 50:05:0060418:84, 50:05:0060418:85, 50:05:0060418:86, 50:05:0060418:87, 50:05:0060418:88, 50:05:0060418:89, 50:05:0060418:91, 50:05:0060418:92, 50:05:0060418:93, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:95, 50:05:0060418:96, 50:05:0060418:97, 50:05:0060418:98, 50:05:0060418:99, 50:05:0060418:100, 50:05:0060418:101, 50:05:0060418:104, 50:05:0060418:105, 50:05:0060418:110, 50:05:0060418:111, 50:05:0060418:112, 50:05:0060418:113, 50:05:0060418:114, 50:05:0060418:115, 50:05:0060418:116, 50:05:0060418:117, 50:05:0060418:118, 50:05:0060418:120, 50:05:0060418:122, 50:05:0060418:123, 50:05:0060418:124, 50:05:0060418:125, 50:05:0060418:126, 50:05:0060418:127, 50:05:0060418:128, 50:05:0060418:424, 50:05:0060418:423, в ГКН и ЕГРП с "для дачного строительства с правом возведения жилого дома и проживания в нем" на "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным постановления, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид для "дачного строительства с правом для возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем".
В части признания незаконным постановления Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно уточнения адреса земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 иск оставить без удовлетворения.
Изменить записи о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0060418:20, 50:05:0060418:21, 50:05:0060418:22, 50:05:0060418:23, 50:05:0060418:24, 50:05:0060418:34, 50:05:0060418:38, 50:05:0060418:39, 50:05:0060418:40, 50:05:0060418:43, 50:05:0060418:44, 50:05:0060418:56, 50:05:0060418:57, 50:05:0060418:59, 50:05:0060418:60, 50:05:0060418:61, 50:05:0060418:66, 50:05:0060418:70, 50:05:0060418:71, 50:05:0060418:72, 50:05:0060418:79, 50:05:0060418:102, 50:05:0060418:106, 50:05:0060418:107, 50:05:0060418:108, 50:05:0060418:109, 50:05:0060418:119, 50:05:0060418:121, 50:05:0060418:129, 50:05:0060418:130, 50:05:0060418:25, 50:05:0060418:26, 50:05:0060418:27, 50:05:0060418:28, 50:05:0060418:29, 50:05:0060418:30, 50:05:0060418:31, 50:05:0060418:32, 50:05:0060418:33, 50:05:0060418:35, 50:05:0060418:36, 50:05:0060418:37, 50:05:0060418:41, 50:05:0060418:42, 50:05:0060418:45, 50:05:0060418:46, 50:05:0060418:47, 50:05:0060418:48, 50:05:0060418:49, 50:05:0060418:50, 50:05:0060418:51, 50:05:0060418:52, 50:05:0060418:53, 50:05:0060418:54, 50:05:0060418:55, 50:05:0060418:58, 50:05:0060418:62, 50:05:0060418:63, 50:05:0060418:64, 50:05:0060418:65, 50:05:0060418:67, 50:05:0060418:68, 50:05:0060418:69, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:74, 50:05:0060418:75, 50:05:0060418:76, 50:05:0060418:77, 50:05:0060418:80, 50:05:0060418:81, 50:05:0060418:82, 50:05:0060418:83, 50:05:0060418:84, 50:05:0060418:85, 50:05:0060418:86, 50:05:0060418:87, 50:05:0060418:88, 50:05:0060418:89, 50:05:0060418:91, 50:05:0060418:92, 50:05:0060418:93, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:95, 50:05:0060418:96, 50:05:0060418:97, 50:05:0060418:98, 50:05:0060418:99, 50:05:0060418:100, 50:05:0060418:101, 50:05:0060418:104, 50:05:0060418:105, 50:05:0060418:110, 50:05:0060418:111, 50:05:0060418:112, 50:05:0060418:113, 50:05:0060418:114, 50:05:0060418:115, 50:05:0060418:116, 50:05:0060418:117, 50:05:0060418:118, 50:05:0060418:120, 50:05:0060418:122, 50:05:0060418:123, 50:05:0060418:124, 50:05:0060418:125, 50:05:0060418:126, 50:05:0060418:127, 50:05:0060418:128, 50:05:0060418:424, 50:05:0060418:423, а также земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, расположенных вблизи д. Рязанцы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты>, внесенные в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3299/15
Требование: О признании незаконным постановления, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав.Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указал, что по результатам проверки было выявлено, что на основании заявления постановлением земельному участку был изменен вид разрешенного использования. Вместе с тем участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Кроме того, земельный участок расположен на территории зоны охраны памятника археологии.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу N 33-3299/15
Судья Соболева О.О.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шинкаревой Л.Н.,
судей Рыбачук Е.Ю., Першиной С.В.,
при секретаре *,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года гражданское дело по иску Сергиево-Посадского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе муниципального образования сельское поселение Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав, по апелляционным жалобам *, *, *, *, *, *, ООО ТД "Интеграция", * на решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Московского областного суда Рыбачук Е.Ю.,
объяснения помощника прокурора Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> - *, *, *, *, *, *, представителя ООО "Земельный актив" - *, представителя Министерства культуры РФ - *,
установила:
Сергиево-Посадский городской прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе муниципального образования сельское поселение Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным постановления Главы, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав.
Требования мотивированы тем, что Сергиево-Посадской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдения земельного законодательства при изменении администрацией сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> (далее - поселение) вида разрешенного использования земельных участков, входящих в зоны охраны памятника истории и культуры - Древнего <данные изъяты>. По результатам проверки было выявлено, что на основании заявления * постановлением Главы поселения от <данные изъяты> <данные изъяты> земельному участку с кадастровым номером 50:05:0060418:11 по адресу: <данные изъяты>, в районе д. Рязанцы был изменен вид разрешенного использования с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид "для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем". Вместе с тем, участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, принципом использования которых является сохранение целевого характера. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0060418:11 расположен на территории зон охраны памятника археологии - Древнего <данные изъяты>, использование земель в пределах которых ограничено Решением исполкома Мособлсовета от <данные изъяты> N 826/20. В частности, в зонах охраны не допускается какое-либо строительство, а земельные работы допускаются лишь в той мере, в какой это необходимо для сохранения памятника и его территории. В дальнейшем участок с кадастровым номером 50:05:0060418:11 был разделен на 113 самостоятельных земельных участка, собственниками которых являются как юридические, так и физические лица. Прокурор просил признать незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> N 545, а также изменить сведения о виде разрешенного использования преобразованного и ныне существующих земельных участков с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" в ЕГРП и ГКН.
Представитель Министерства Культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, был извещен судом о времени и месте заседания надлежащим образом.
Представитель ответчика - Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> по доверенности * в заседании иск не признала.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований - Управления Росреестра по <данные изъяты>, ФГБУ "ФКП Росреестра", Министерства культуры МО, ООО "Торговый Дом "Интеграция", а также третьи лица: *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, Пр. * по доверенности *, *, *, *, *, *, *, *, Пр. * по доверенности *, *, Ю., *, * в заседание не явились.
Решением суда исковые требования были удовлетворены частично. Признано частично незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на вид для "дачного строительства с правом для возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем". В части признания незаконным постановления Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно уточнения адреса земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 иск оставлен без удовлетворения. Изменены записи о виде разрешенного использования земельных участков в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Не согласившись с вынесенным решением, *, *, *, *, *, ООО ТД "Интеграция", * были поданы апелляционные жалобы, в которой они просят отменить указанное решение и вынести новое.
* была подана апелляционная жалоба как от третьего лица, не привлеченного к участию в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (ст. 155 ГПК Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 1 ст. 116 ГПК Российской Федерации судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки. Повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что в судебное заседание назначено на <данные изъяты>, стороны по делу извещались простыми уведомлениями по почте. Однако в материалах дела отсутствует сведения об извещении *, *, *, *, * о времени и месте рассмотрения иска.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами жалоб представителя вышеуказанных лиц - * о том, что они не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и тем самым были лишены возможности принять участие в судебном заседании.
Кроме того, постановленным по делу решением разрешен вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:60, собственником которого является *, однако она к участию в деле не была привлечена.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
При таком положении решение суда, постановленное в отсутствие указанных выше лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания, а также не привлечение третьего лица, чьи права затронуты, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене на основании п. 2 и 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
В связи с изложенным, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При рассмотрении настоящего дела по правилам суда первой инстанции области - * и представитель Министерства культуры РФ - *, поддержали требования, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель третьих лиц - *, *, *, *, *, * - *, а также *, *, *, *, представитель ООО "Земельный актив" - *** просили в удовлетворении иска отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции ответчик и иные третьи лица не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Поскольку они не просили об отложении дела, а также не представили никаких доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ сочла неявку без уважительных причин и пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела согласно сведениям ЕГРП спорные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем. Вид разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 был изменен оспариваемым постановлением Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> N 545.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка, имеющего категорию "сельскохозяйственное назначение". При этом, категория земель не изменялась.
ЗК РФ и <данные изъяты> <данные изъяты> "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории <данные изъяты>" не содержит запрета на осуществление дачного строительства на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением особо ценных сельхозугодий.
Использование земельных участков категории сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства действующим законодательством не запрещено (п. 7 ст. 27, ст. 81 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <данные изъяты> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на территории муниципального образования могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются земельные участки под садоводство, огородничество и дачное строительство.
Из материалов дела усматривается, что зонирование территорий в поселении на момент издания оспариваемого постановления не было произведено, документы территориального планирования Сергиево-Посадского муниципального района и входящих в него поселении, а также правила землепользования и застройки поселений отсутствовали.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от <данные изъяты> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позднее чем до <данные изъяты>, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям муниципальных образований. Ответчиком не доказано, что до принятия постановления от <данные изъяты> <данные изъяты> Главой Лозовского поселения изучался вопрос о возможном отнесении земель в пределах участка к особо ценным сельхозугодиям. До исключения такого отнесения издание постановления преждевременно.
В обоснование довода о незаконности изданного постановления прокурор указывает, что спорные участки расположены в пределах зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, а именно, в зоне охраняемого природного ландшафта.
Подтверждая данный довод, прокурор ссылается на Проект зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, утвержденный Решением Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20, а также на заключение специалиста, представленного в заседание и не оспоренного иными участниками дела.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно ст. 5 Закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 7 Закона гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в установленном порядке. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции третьими лицами был подвергнут сомнению факт наличия самого по себе объекта культурного наследия - Древний <данные изъяты> по мотиву отсутствия сведений о нем в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также отсутствия какого-либо решения о признании объекта памятником.
Данный довод ответчика судебная коллегия находит несостоятельным и не основанным на законе по следующим мотивам.
В силу ст. 6, 33 - 39 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с данным Федеральным законом. К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В Законе РСФСР от <данные изъяты> "Об охране и использовании памятников истории и культуры", действовавшем на момент принятия Решения Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> <данные изъяты> об утверждении Проект зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты>, содержались аналогичные нормы об установлении охранных зон. В силу статьи 34 данного Закона зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения устанавливались Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Принимая во внимание, что объекты археологического наследия, в соответствии с пунктами 6, 8 статьи 18 Федерального закона от <данные изъяты> N 73-ФЗ, считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения и до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране, невнесение части выявленных памятников в списки и реестр объектов культурного наследия само по себе не может отменить историко-культурную ценность этого объекта.
Судебной коллегией также принимается во внимание и то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего дела распоряжением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 426-р Древний Радонеж отнесен к объектам культурного наследия федерального значения с установлением вида - достопримечательное место и поручением Министерству культуры РФ осуществить включение объекта в единый государственный реестр.
Также судебная коллегия учитывает, что ранее судебными органами, включая высшие, рассматривался вопрос законности Решения Исполнительного комитета <данные изъяты> Совета народных депутатов от <данные изъяты> N 826/20, которым был утвержден Проект зон охраны. Решением Московского областного суда от <данные изъяты>, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> N 4-АПГ14-3, оспариваемый акт был признан законным.
В подтверждение довода о том, что спорные участки расположены в пределах зон охраны Древнего <данные изъяты> прокурором в дело представлена выкопировка из Проекта зон охраны памятника культуры Древний <данные изъяты> с отображением на нем специалистами в области землеустройства и картографии кадастровых границ земельного участка 50:05:0060418:11, а также заключение специалиста - кадастрового инженера о взаимном расположении земель.
Данное доказательство стороной ответчика не опровергнуто. Ходатайств о назначении по делу землеустроительной экспертизы от Главы поселения и третьих лиц не поступало, хотя такое право судебной коллегией разъяснялось. Из выкопировки и заключения следует, что участок расположен в пределах зоны охраняемого природного ландшафта. Согласно Проекту в указанной зоне какое-либо строительство не допускается. Таким образом, изменение разрешенного вида спорного участка "под дачное строительство с правом возведения жилого дома и проживания в нем" противоречит нормам законодательства, устанавливающего цели и особый режим использования земель в охранной зоне Древнего <данные изъяты>.
Оспариваемым постановлением Главы Лозовского поселения помимо изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, ему уточнен адрес. В указанной части постановление прокурором не оспаривается. При установленных судом обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм законодательства, требования о признании незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> подлежат удовлетворению частично относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем".
В силу ст. 12 Федерального закона от <данные изъяты> N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Согласно абз. 3 п. 4 ст. 18 того же Федерального закона, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав, уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в Единый государственный реестр прав без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости. Ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, как разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Таким образом, удовлетворяя основные требования прокурора, суд находит необходимым изменить записи о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, а также образованных в результате его раздела участков с кадастровыми номерами 50:05:0060418:20, 50:05:0060418:21, 50:05:0060418:22, 50:05:0060418:23, 50:05:0060418:24, 50:05:0060418:34, 50:05:0060418:38, 50:05:0060418:39, 50:05:0060418:40, 50:05:0060418:43, 50:05:0060418:44, 50:05:0060418:56, 50:05:0060418:57, 50:05:0060418:59, 50:05:0060418:60, 50:05:0060418:61, 50:05:0060418:66, 50:05:0060418:70, 50:05:0060418:71, 50:05:0060418:72, 50:05:0060418:79, 50:05:0060418:102, 50:05:0060418:106, 50:05:0060418:107, 50:05:0060418:108, 50:05:0060418:109, 50:05:0060418:119, 50:05:0060418:121, 50:05:0060418:129, 50:05:0060418:130, 50:05:0060418:25, 50:05:0060418:26, 50:05:0060418:27, 50:05:0060418:28, 50:05:0060418:29, 50:05:0060418:30, 50:05:0060418:31, 50:05:0060418:32, 50:05:0060418:33, 50:05:0060418:35, 50:05:0060418:36, 50:05:0060418:37, 50:05:0060418:41, 50:05:0060418:42, 50:05:0060418:45, 50:05:0060418:46, 50:05:0060418:47, 50:05:0060418:48, 50:05:0060418:49, 50:05:0060418:50, 50:05:0060418:51, 50:05:0060418:52, 50:05:0060418:53, 50:05:0060418:54, 50:05:0060418:55, 50:05:0060418:58, 50:05:0060418:62, 50:05:0060418:63, 50:05:0060418:64, 50:05:0060418:65, 50:05:0060418:67, 50:05:0060418:68, 50:05:0060418:69, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:74, 50:05:0060418:75, 50:05:0060418:76, 50:05:0060418:77, 50:05:0060418:80, 50:05:0060418:81, 50:05:0060418:82, 50:05:0060418:83, 50:05:0060418:84, 50:05:0060418:85, 50:05:0060418:86, 50:05:0060418:87, 50:05:0060418:88, 50:05:0060418:89, 50:05:0060418:91, 50:05:0060418:92, 50:05:0060418:93, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:95, 50:05:0060418:96, 50:05:0060418:97, 50:05:0060418:98, 50:05:0060418:99, 50:05:0060418:100, 50:05:0060418:101, 50:05:0060418:104, 50:05:0060418:105, 50:05:0060418:110, 50:05:0060418:111, 50:05:0060418:112, 50:05:0060418:113, 50:05:0060418:114, 50:05:0060418:115, 50:05:0060418:116, 50:05:0060418:117, 50:05:0060418:118, 50:05:0060418:120, 50:05:0060418:122, 50:05:0060418:123, 50:05:0060418:124, 50:05:0060418:125, 50:05:0060418:126, 50:05:0060418:127, 50:05:0060418:128, 50:05:0060418:424, 50:05:0060418:423, в ГКН и ЕГРП с "для дачного строительства с правом возведения жилого дома и проживания в нем" на "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сергиево-Посадского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Сергиево-Посадского городского прокурора <данные изъяты> в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации к Главе сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> о признании незаконным постановления, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно изменения вида разрешенного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 с вида "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на вид для "дачного строительства с правом для возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем".
В части признания незаконным постановления Главы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> относительно уточнения адреса земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11 иск оставить без удовлетворения.
Изменить записи о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0060418:20, 50:05:0060418:21, 50:05:0060418:22, 50:05:0060418:23, 50:05:0060418:24, 50:05:0060418:34, 50:05:0060418:38, 50:05:0060418:39, 50:05:0060418:40, 50:05:0060418:43, 50:05:0060418:44, 50:05:0060418:56, 50:05:0060418:57, 50:05:0060418:59, 50:05:0060418:60, 50:05:0060418:61, 50:05:0060418:66, 50:05:0060418:70, 50:05:0060418:71, 50:05:0060418:72, 50:05:0060418:79, 50:05:0060418:102, 50:05:0060418:106, 50:05:0060418:107, 50:05:0060418:108, 50:05:0060418:109, 50:05:0060418:119, 50:05:0060418:121, 50:05:0060418:129, 50:05:0060418:130, 50:05:0060418:25, 50:05:0060418:26, 50:05:0060418:27, 50:05:0060418:28, 50:05:0060418:29, 50:05:0060418:30, 50:05:0060418:31, 50:05:0060418:32, 50:05:0060418:33, 50:05:0060418:35, 50:05:0060418:36, 50:05:0060418:37, 50:05:0060418:41, 50:05:0060418:42, 50:05:0060418:45, 50:05:0060418:46, 50:05:0060418:47, 50:05:0060418:48, 50:05:0060418:49, 50:05:0060418:50, 50:05:0060418:51, 50:05:0060418:52, 50:05:0060418:53, 50:05:0060418:54, 50:05:0060418:55, 50:05:0060418:58, 50:05:0060418:62, 50:05:0060418:63, 50:05:0060418:64, 50:05:0060418:65, 50:05:0060418:67, 50:05:0060418:68, 50:05:0060418:69, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:73, 50:05:0060418:74, 50:05:0060418:75, 50:05:0060418:76, 50:05:0060418:77, 50:05:0060418:80, 50:05:0060418:81, 50:05:0060418:82, 50:05:0060418:83, 50:05:0060418:84, 50:05:0060418:85, 50:05:0060418:86, 50:05:0060418:87, 50:05:0060418:88, 50:05:0060418:89, 50:05:0060418:91, 50:05:0060418:92, 50:05:0060418:93, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:94, 50:05:0060418:95, 50:05:0060418:96, 50:05:0060418:97, 50:05:0060418:98, 50:05:0060418:99, 50:05:0060418:100, 50:05:0060418:101, 50:05:0060418:104, 50:05:0060418:105, 50:05:0060418:110, 50:05:0060418:111, 50:05:0060418:112, 50:05:0060418:113, 50:05:0060418:114, 50:05:0060418:115, 50:05:0060418:116, 50:05:0060418:117, 50:05:0060418:118, 50:05:0060418:120, 50:05:0060418:122, 50:05:0060418:123, 50:05:0060418:124, 50:05:0060418:125, 50:05:0060418:126, 50:05:0060418:127, 50:05:0060418:128, 50:05:0060418:424, 50:05:0060418:423, а также земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060418:11, расположенных вблизи д. Рязанцы сельского поселения Лозовское Сергиево-Посадского муниципального района <данные изъяты>, внесенные в Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним с вида "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации и проживания в нем" на вид "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)