Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 25.06.2015 N Ф02-2856/2015 ПО ДЕЛУ N А10-3578/2014

Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым решением ненормативный акт о предоставлении в аренду кооперативу земельного участка, не обремененного публичным сервитутом, был отменен в связи с отказом в согласовании организации проезда по территории земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. по делу N А10-3578/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарева И.Ю.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Банщиковым С.А.,
при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия, выполняющего судебное поручение по организации видеоконференц-связи (судья Орлов Э.Л., секретарь Борисова Ю.А.),
при участии в судебном заседании представителя муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" - Бадмаевой Марии Юрьевны (доверенность от 31.03.2015), председателя правления потребительского гаражно-строительного кооператива "N 364" Исхакова Андрея Александровича (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2014 года по делу N А10-3578/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),

установил:

потребительский гаражно-строительный кооператив N 364 (ОГРН 1070326008477; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - кооператив, ПГСК N 364) обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - комитет) о признании недействительным решения от 11.06.2014 N ЗА-109, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств" (ОГРН 1020300908902; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - ФГБОУ ВПО "ВСГАКИ") и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354; место нахождения: город Улан-Удэ; далее - Территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных кооперативом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель кооператива возражал против указанных доводов, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 03698, 03699; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 15.05.2015), однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Помимо этого, Территориальное управление направило в адрес суда кассационной инстанции ходатайство, в котором просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 июля 2009 года по делу N А10-2135/2009 по заявлению ПГСК N 364 признано недействительным решение комитета от 21.04.2009 N О-170 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства капитальных гаражей, расположенного южнее здания ВСГАКИ по ул. Бабушкина Октябрьского района.
11.03.2012 Управлением архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ изготовлена и согласована схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 220 кв. м, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, южнее здания ВСГАКИ по ул. Бабушкина.
06.09.2012 в газете "Правда Бурятии" комитетом размещена информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 220 кв. м южнее здания ВСГАКИ по ул. Бабушкина, Октябрьский район, для строительства капитальных гаражей.
17.01.2013 решением комитета N СР-17 на основании заявления ПГСК N 364 утверждена схема расположения земельного участка площадью 220 кв. м, местоположением: г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ул. Бабушкина, с южной стороны здания ВСГАКИ, для строительства капитальных гаражей.
22.01.2013 комитетом по согласованию с заинтересованными ведомствами произведен выбор земельного участка ориентировочной площадью 220 кв. м с южной стороны здания ВСГАКИ по ул. Бабушкина, Октябрьского района г. Улан-Удэ, в границах кадастрового квартала 03:24:033501, для строительства капитальных гаражей, о чем составлен акт N 982.
21.06.2013 ПГСК N 364 обратился в комитет с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка N 982 от 22.01.2013.
22.07.2013 решением комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству N У-8 кооперативу предварительно согласовано место размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка.
24.04.2014 вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением номера 03:24:033501:1319.
29.04.2014 ПГСК N 364 обратился в комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка площадью 220 кв. м с кадастровым номером 03:24:033501:1319 для строительства капитальных гаражей.
02.06.2014 комитетом принято решение N ЗА-101 о предоставлении в аренду сроком на три года ПГСК N 364 земельного участка площадью 220 кв. м, не обремененного публичным сервитутом (категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 03:24:033501:1319), местоположение которого: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, южнее здания ВСГАКИ, предназначенного для строительства капитальных гаражей.
Решением Комитета от 11.06.2014 N ЗА-109 вышеназванное решение отменено в связи с отказом в согласовании организации проезда по территории земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:28 к земельному участку с кадастровым номером 03:24:033501:1319.
11.06.2014 комитетом в ПГСК N 364 направлено дополнительное письмо об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с отказом правообладателя смежного земельного участка ФГБОУ ВПО "ВСГАКИ" в согласовании проезда по территории земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:28, поскольку в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности учебных заведений запланированы мероприятия по ограждению территории учебного корпуса в целях ограничения доступа посторонних лиц.
Полагая, что решение комитета от 11.06.2014 N ЗА-109 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, кооператив обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные кооперативом требования, суд первой инстанции исходил из противоречия оспариваемого решения требованиям статей 23, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушения им прав и законных интересов ПГСК N 364 в сфере экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кроме этого, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее приведены нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно пункту 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что требования к процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренные статьями 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдены полностью. Материалами дела подтверждено, что стадии, связанные с подачей заявления о выборе земельного участка для строительства, выбором земельного участка, принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнением кадастровых работ применительно к обстоятельствам рассматриваемых правоотношений реализованы.
Решением комитета от 02.06.2014 N ЗА-101 о предоставлении земельного участка для строительства процедура предоставления земельного участка завершена.
Принятие комитетом решения от 11.06.2014 N ЗА-109, основанного на отказе в согласовании организации проезда по территории земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:28 к земельному участку с кадастровым номером 03:24:033501:1319 и отменяющего решение от 02.06.2014 N ЗА-101, обоснованно признано судами неправомерным.
Судами установлено, что принимая решение от 02.06.2014 N ЗА-101 о предоставлении земельного участка для строительства капитальных гаражей, комитет не усмотрел обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта, в том числе, касающихся отсутствия согласования организации проезда по территории смежного земельного участка.
Принимая во внимание содержание статей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность установления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), суды обоснованно указали, что отказ в согласовании организации проезда по территории земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:28 к земельному участку с кадастровым номером 03:24:033501:1319 не может быть признан достаточным основанием для принятия комитетом решения от 11.06.2014 N ЗА-109.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов относительно того, что вопрос об установлении публичного или частичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:28 мог быть рассмотрен после фактического предоставления заявителю земельного участка с кадастровым номером 03:24:033501:1319, поскольку исходя из указанных выше норм земельного и гражданского законодательства требовать установления сервитута вправе владелец соответствующего земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что у комитета отсутствовали основания для принятия решения от 11.06.2014 N ЗА-109, которым решение комитета от 02.06.2014 N ЗА-101 о предоставлении кооперативу земельного участка для строительства отменено.
Следовательно, решение комитета от 11.06.2014 N ЗА-109 обоснованно признано судами незаконным.
Довод кассационной жалобы относительно нарушения прав третьего лица - ФГБОУ ВПО "ВСГАКИ" отклоняется арбитражным судом кассационной инстанции, поскольку, как указано выше, предоставление кооперативу испрашиваемого земельного участка не обуславливает возникновение обстоятельств, которые следует рассматривать как нарушающие права и законные интересы землепользователей участков, смежных к испрашиваемому.
Предусмотренная законодательством возможность установления сервитута является дополнительной гарантией реализации прав землепользователями, в том числе, ФГБОУ ВПО "ВСГАКИ".
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе, доводы о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для цели строительства гаражей, а также о необходимости соблюдения требований антитеррористической защищенности являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2014 года по делу N А10-3578/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.Ю.ЮШКАРЕВ

Судьи
А.А.СОНИН
Д.И.ШЕЛЕГ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)